Модель психического как ментальная основа восприятия партнера по коммуникации

Авторы

  • Анна Уланова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v8i39.575

Ключевые слова:

модель психического, понимание ментального и физического мира, восприятие партнера по общению, коммуникативный партнер, успешная коммуникация

Аннотация

Статья посвящена вопросу когнитивных механизмов развития коммуникативных способностей дошкольников. Становление модели психического рассматривается как когнитивная основа коммуникативных возможностей детей 4–6 лет. Одна из задач исследования состояла в выборе партнера по коммуникации и позволяла оценить понимание детьми его ментальности. Результаты проведенного исследования показали, что участники разных возрастных групп демонстрируют различную специфику в восприятии одушевленных и неодушевленных партнеров (мишка, мяч, другой ребенок) и по-разному реализуют свое понимание психических феноменов в контексте коммуникативной задачи. Данные показали согласованность развития коммуникации с учетом особенности партнера с задачами на модель психического (пониманием неверного мнения), понимание ментального и физического мира.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Анна Уланова

Уланова Анна Юрьевна. Младший научный сотрудник, лаборатория психологии развития, Институт психологии, Российская академия наук, ул. Ярославская, д. 13 , 129366 Москва, Россия. E-mail: rachugina@gmail.com

Литература

Abul'khanova-Slavskaya K. A. Problema obshcheniya v psikhologii, 1981. pp. 218–241. (in Russian)

Bartsch K., Wellman H.M. Children talk about the mind. New York: Oxford University Press, 1995.

Callaghan T., Rochat Ph., Lillard A., Claux M.L., Odden H., Itakura S., Tapanya S., Singh S. Synchrony in the onset of mental state reasoning: evidence from five cultures. Psychological Science, 2005, 16(5), 378–384.

Cappella J.N. Mutual influence in expressive N. Stein, P. Bauer, M. Rabinowitz (Eds.), Representation, Memory, and Development: Essays in Honor of Jean Mandle. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2002. pp. 75–87.

Grusec G.E., Abramovitch R. Imitation of peer and adults in a natural setting. Child development, 1982, 53(3), 636–642.

Kim I., Spelke E.S. Perception and understanding of effects of gravity and inertia on object motion. Developmental Science, 1999, 2(3), 339–362.

Lebedeva E. I PhD dissertation (Psychology). Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, Moscow, 2006. (in Russian)

Lebedeva Yu. V. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta (Obshchestvennye nauki), 2013, 3(1). (in Russian)

Legerstee M. Infants’ sense of people.Precursors to a Theory of Mind. Cambridge: Cambridge University Press. 2005.

Lisina M.I. Problemy ontogeneza obshcheniya. Moscow, 1986. (in Russian)

Lomov B. F. Problema obshcheniya v psikhologii. Moscow, 1981. (in Russian)

Masur E.F. Preschool boy's speech modifications: the effect of listener's linguistic levels and conversational responsiveness. Child development, 1979, 49(3), 924–936.

Meltzoff A. Origins of Theory of Mind, cognition and communication. Journal Communicational disorders, 1999, 32(4), 251–269.

Menzel E., Savage-Rumbaugh E.S., Lawson J. Chimpanzee (Pan troglodytes) special problem solving with use of mirrors and televised equivalents of mirrors. Journal Comparative Psychology, 1985, 5, 141–148.

Naidenova A.V. PhD dissertation (Psychology). Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, Moscow, 2011. (in Russian)

Perner J. Understanding the representational mind. Cambridge, MA: MIT Press. 1991.

Petrovskii A.V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv. Moscow, 1982. (in Russian)

Piazhe Zh. Suzhdenie i rassuzhdenie rebenka. St. Petersburg: Soyuz,1997. (in Russian)

Povinelli D.J. Folk physic for apes: The chimpanzee’s theory of how the world works. Oxford: Oxford University Press. 2000.

Robinson E.J., Robinson W.P. Development of understanding about communication: Message inadequacy and its role in causing communication failure. Genetic Psychology Monographs, 1978, 98(2), 233–279.

Sergienko E.A. Rannee kognitivnoe razvitie: novyi vzglyad. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2006. (in Russian)

Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psikhicheskogo v ontogeneze cheloveka. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2009. (in Russian)

Smirnova E.O. Osobennosti obshcheniya s doshkol'nikami. Moscow, 2000. (in Russian)

Smirnova E.O., Gus'kova T.V. Voprosy psikhologii, 1988, No. 2, pp. 167. (in Russian)

Snyder R., Shyder M. Young child as person: Towards the development of healthy conscience. Human Science Press, 1980.

Talanova, N. N. Sergienko E. A. Psikhologicheskii zhurnal, 2012, 33(3), 76–87. (in Russian)

Wilcox M., Webster J. Early discourse 's response to listener feedback. Child development, 1980, 51(4), 1120–1125.

Wimmer H., Perner J. Beliefs about beliefs: representation and constraining function of wrong belief in young children’s understanding of deception. Cognition, 1983, 13(1), 103–128.

Znakov V.V. Psikhologiya individual'nogo i gruppovogo sub'ekta. Moskow, 2002, pp. 144–160. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 71

Опубликован

20.02.2015

Как цитировать

Уланова, А. (2015). Модель психического как ментальная основа восприятия партнера по коммуникации. Психологические исследования, 8(39). https://doi.org/10.54359/ps.v8i39.575

Выпуск

Раздел

Статьи