Специфика когнитивных стилей и функции контроля у геймеров
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v7i38.578Ключевые слова:
киберпсихология, психология компьютерной игры, геймер, психологические характеристики, когнитивные особенности, когнитивный стиль, когнитивный контрольАннотация
Представлены результаты исследования степени выраженности когнитивных стилей полезависимость / поленезависимость, импульсивность / рефлективность, гибкий / ригидный познавательный контроль у геймеров (активных игроков в компьютерные игры) и у людей, в компьютерные игры не играющих. Объем выборки составил 145 человек, средний возраст 24 ± 5 лет, из них 88 играют в компьютерные игры, 57 – не играют в компьютерные игры и составляют контрольную группу исследования. В качестве измерительной процедуры использовались традиционные методики исследования когнитивных стилей: тест встроенных фигур Г.Уиткина, тест сопоставления знакомых картинок Дж.Кагана, тест словесно-цветовой интерференции Дж.Струпа. Методологическим основанием работы послужил когнитивно-стилевой подход и концепция когнитивного стиля как квадриполярного измерения М.А.Холодной. Исследование показало, что в группе геймеров по сравнению с контрольной группой более выражены поленезависимый и рефлективный когнитивный стили. Значимых различий по выраженности когнитивного стиля гибкий / ригидный познавательный контроль обнаружено не было. Выявленная когнитивно-стилевая специфика, характерная для геймеров, указывает на особенности первичной переработки информации геймерами и, предположительно, может быть связана с особенностями функционирования механизмов непроизвольного интеллектуального контроля.
Скачивания
Литература
Anderson C.A., Ihori N., Bushman B.J., Rothstein H.R., Shibuya A., Swing E.L., Sakamoto A., Saleem M. Violent video game effects on aggression, empathy, and prosocial behavior in eastern and western countries: A meta-analytic review. Psychological Bulletin, 2010, 136(2), 151–173. doi:10.1037/a0018251
Anguera J.A., Boccanfuso J., Rintoul J.L., Al-Hashimi O., Faraji F., Janowich J., Kong E., Larraburo Y., Rolle C., Johnston E., Gazzaley A. Video game training enhances cognitive control in older adults. Nature, 2013, 501(7465), 97–101. doi:10.1038/nature12486
Beck J., Wade M. Doigralis'! Kak pokolenie geimerov navsegda menyaet biznes-sredu. Moscow: Pretekst, 2006. (in Russian)
Burkova V.I., Butovskaya M.L. Voprosy psikhologii, 2012, No. 1, 132–140. (in Russian)
Chen S.Y., Marcredie R.D. Cognitive styles and hypermedia navigation development in a learning model. Journal of American Society of information science and technology, 2002, 53(1), 3–15. doi:10.1002/asi.10023
Cheremoshkina L.V., Nikishina N.A. Vestnik Rossiiskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda, 2008, No. 3, 176–184. (in Russian)
Collins E., Freeman J., Chamorro-Premuzic T. Personality traits associated with problematic and non-problematic massively multiplayer online role playing game use. Personality and Individual Differences, 2012, 52(2), 133–138. doi:10.1016/j.paid.2011.09.015
Colzato L.S., van den Wildenberg W.P.M., Zmigrod Sh., Hommel B. Action video gaming and cognitive control: Playing first person shooter games is associated with improvement in working memory but not action inhibition. Psychological Research, 2013, 77(2), 234–239. doi:10.1007/s00426-012-0415-2
Feng J., Spence I., Pratt J. Playing an action video game reduces gender difference in spatial cognition. Psychological science, 2007, 18(10), 850–855. doi:10.1111/j.1467-9280.2007.01990.x
Green S., Bavelier D. Action computer game modifies visual selective attention. Nature, 2003, 423(6939), 534–537. http://www.nature.com/nature/journal/v423/n6939/full/nature01647.html
Green S., Bavelier D. Action-Video-Game Experience Alters the Spatial Resolution of Vision. Psychological science, 2007, 18(1), 88–94. doi:10.1111/j.1467-9280.2007.01853.x
Greenfield P.M. Technology and informal education: What is taught, what is learned. Science, 2009, 323(5910), 69–71. doi:10.1126/science.1167190
Hong J., Hwang M., Tam K., Lai Y., Liu L. Effects of cognitive style on digital jigsaw puzzle performance: A GridWare analysis. Computers in human behavior, 2012, 28(3), 920–928. doi:10.1016/j.chb.2011.12.012
Internet-zavisimost': psikhologicheskaya priroda i dinamika razvitiya. Moscow: Akropol', 2009. (in Russian)
Kerdellant C., Gresillon G. Deti protsessora: Kak Internet i videoigry formiruyut zavtrashnikh vzroslykh. Ekaterinburg: U-Faktoriya, 2006. (in Russian)
Kholodnaya M.A. Kognitivnye stili: O prirode individual'nogo uma. Uchebnoe posobie. Moscow: PER SE, 2002. (in Russian)
Kholodnaya M.A. Psikhologiya ponyatiinogo myshleniya: Ot kontseptual'nykh struktur k ponyatiinym sposobnostyam. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2012. (in Russian)
Kornilova T.V., Tikhomirov O.K. Prinyatie intellektual'nykh reshenii v dialoge s komp'yuterom. Moscow: Mosk gos. universitet, 1990. (in Russian)
Kuznetsova Yu.M., Chudova N.V. Psikhologiya zhitelei Interneta. Moscow: LKI, 2008. (in Russian)
Kyritsis M., Gulliver S.R., Morar S., Macredie R. Impact of cognitive style on spatial knowledge acquisition. In: Proceedings of the IEEE International Conference on Multimedia and Expo, New York, 2009. New York: IEEE, 2009. pp. 966–969. doi:10.1109/ICME.2009.5202657
Mishra J., Zinni M., Bavelier D., Hillyard S.A. Neural Basis of Superior Performance of Action Videogame Players in an Attention-Demanding Task. The Journal of Neuroscience, 2011, 31(3), 992–998. doi:10.1523/JNEUROSCI.4834-10.2011
Shapkin S.A. Psikhologicheskii zhurnal, 1999, 20(1), 86–102. (in Russian)
Shkuratova I.P. Kognitivnyi stil' i obshchenie. Rostov-on-Don: RPU, 1994. (in Russian)
Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Psikhologicheskii zhurnal, 2013, 34(4), 105–114. (in Russian)
Solomin I.L. Shkol'nye tekhnologii, 2008, No. 6, 156–163. (in Russian)
van Muijden J., Band G.P.H., Hommel B. Online games training aging brains: limited transfer of cognitive control functions. Frontiers in Human Neuroscience, 2012, Vol. 6, 221. doi:10.3389/fnhum.2012.00221
Voiskounsky A.E. Psikhologiya i Internet. Moscow: Akropol', 2010. (in Russian)
Voiskounsky A.E. Psikhologicheskii zhurnal, 2013, 34(3), 110–118. (in Russian)
Witkin H. Individual differences in ease of perception of embedded figures. Journal of Personality, 1950, 19(1), 1–15.