Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность – среда»

Авторы

  • Ольга Карабанова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i36.609

Ключевые слова:

среда, социальная ситуация развития, системно-динамический подход, внутренняя позиция, социальные контексты, зона ближайшего развития

Аннотация

Представлены теоретические подходы к определению роли социальной среды в психическом развитии. Обсуждается контекстуализм как переход к системному анализу процесса развития в онтогенезе. На основе учения о психологическом возрасте (Л.С.Выготский) представлена структура социальной ситуации развития, показано динамическое единство объективной и внутренней позиции развивающегося субъекта и его деятельности. Конкретизирован механизм развивающего эффекта зоны ближайшего развития.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Ольга Карабанова

Карабанова Ольга Александровна. Доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: okarabanova@mail.ru

Литература

Bandura A., Uolters R. Podrostkovaya agressiya. Izuchenie vliyaniya vospitaniya i semeinykh otnoshenii. Moscow: Aprel' Press, 1999. (in Russian)

Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti. Moscow: Psikh. sots. institut, 1995. (in Russian)

Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989.

Bruner J.S. The Culture of Education. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1996. Chomsky N. The logical structure of linguistic theory. New York, NY: Plenum Press, 1975. Elkind D. Behavioral disorders: A postmodern perspective. Behavioral Disorders, 1998, 18(2), 275–291. El'konin D.B. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow: Prosveshchenie, 1989. (in Russian)

Erikson E. Detstvo i obshchestvo. Moscow: Smysl, 1995. (in Russian)

Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis. Moscow: Progress, 1996. (in Russian)

Fodor J.A. The modularity of mind. Cambridge: MA, 1983. Ford D.H., Lerner R.M. Developmental systems theories: An integrative approach. Newbury Park, NJ: Sage Publications, 1992.

Gal'perin P.Ya. Psikhologiya kak ob'ektivnaya nauka. Moscow: MODEK, 1998. (in Russian)

Karabanova O.A. Metodologiya i istoriya psikhologii. Napravleniya i shkoly v psikhologii, 2007, 2(4), 40–56. (in Russian)

Karabanova O.A. Social Situation of Child’s Development – the Key Concept of the Modern Developmental Psychology. Psychology in Russia. State of Art. Moscow, 2010. Karabanova O.A. Vestnik Mosk. universiteta. Psikhologiya, 2012, No. 4, 63–83. (in Russian)

Koul M. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. Moscow: Institut psikhologii RAN, 1997. (in Russian)

Koul M. Sotsial'no-psikhologicheskii podkhod k psikhologii obucheniya. Moscow: Pedagogika, 1989. (in Russian)

Leontiev A.N. Problemy razvitiya psikhiki. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1972. (in Russian)

Lerner R.M. Children and adolescents as producers of their own development. Developmental Review, 1982, 2(4), 342–370. Lerner R.M., Bush-Rossnagel N.A. (Eds.). Individual as producers of their development: A life-span perspective. New York, NY: Academic Press, 1981. Lerner R.M., Fisher C.B., Weinberg R.A. Toward a science for and of the people: promoting civil society through the application of developmental science. Child Psychology, 2000, 71(1), 11–20. Lerner R.M., Lerner J.V. Children in their contexts: A goodness-of-fit model. In: J.B. Lancaster, J. Altmann, A.S. Rossi, L.R. Sherrod (Eds.), Parenting across life-span: Biosocial dimensions. New York, NY: Aldine Publishing Co, 1987. pp. 377–404.

Magnusson D., Stattin K. Person-context interaction theories. In: W. Damon, R.M. Lerner (Eds.), Handbook of child psychology: Theoretical models of human development, 1998. Vol. 1, pp. 685–759.

Piazhe Zh. Psikhologiya intellekta. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow: Prosveshchenie, 1969. (in Russian)

Rogoff B. Children’s guided participation and participatory appropriation in sociocultural activity. In: R.H. Wozniak, K.W. Fisher (Eds.), Development in context. NJ.: Hillsdale,1993. pp. 121–153.

Sameroff A.J Developmental systems: Contexts and evolution. In: P.H. Mussen, W. Kessen (Eds.), Handbook of child psychology: History, theory and methods. 1983. pp. 237–294. Super С., Harkness S. The developmental nische: A conceptualization at the interface of society and the individual. International Journal of Behavioral Development, 1986, 9(4), 545–570. Valsiner J. Culture and the Development of Children’s Action: A Cultural-Historical Theory of Developmental Psychology. New York, NY: Wiley, 1987. Vygotsky L.S. Problema vozrasta. Sobranie sochineniy. Vol.4. Moscow: Pedagogika, 1983. (in Russian)

Vygotsky L.S. Psikhologiya. Moscow: EKSMO-Press, 2000. (in Russian)

Wertch J.V. Vygotsky and the social formation of mind. Cambridge: MA, 1985.

Wohlwill J.F. The study of behavioral development. New York, NY: Academic Press, 1973

Число просмотров

Просмотров: 100

Опубликован

30.08.2014

Как цитировать

Карабанова, О. (2014). Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность – среда». Психологические исследования, 7(36). https://doi.org/10.54359/ps.v7i36.609

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)