Особенности нарушения концентрации внимания у больных с разными формами афазии

Авторы

  • Светлана Купцова
  • Мария Иванова
  • Ольга Драгой
  • Лидия Петрова
  • Алена Пономарева
  • Анастасия Уличева
  • Анна Лауринавичюте

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i34.633

Ключевые слова:

концентрация внимания, афазия, слуховая модальность, ошибки внимания, скорость реакции

Аннотация

Данное исследование было направлено на изучение особенностей концентрации внимания у больных с передними и задними формами афазии. Был проведен количественный и качественный анализ имеющихся у больных афазией нарушений, который заключался в их сравнении со здоровыми испытуемыми и между собой. Исследование проведено на 47 пациентах в возрасте от 24 до 75 лет, группу нормы составили 39 испытуемых сопоставимого возраста. В результате исследования были продемонстрированы особенности нарушения внимания у больных с афазией, а также была выявлена разница в характере ошибок и скорости реакции на стимулы между разными категориями больных по сравнению с группой нормы. Важность исследования функции внимания заключается в возможности применения новых данных на практике, при реабилитации больных афазией.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Светлана Купцова

Купцова Светлана Вячеславовна. Нейропсихолог, Центр патологии речи и нейрореабилитации, ул. Николоямская, д. 20, стр. 1, 109240 Москва, Россия; младший научный сотрудник, лаборатория нейролингвистики, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: svoky@rambler.ru

Мария Иванова

Иванова Мария Васильевна. Старший научный сотрудник, лаборатория нейролингвистики, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: mivanova@hse.ru

Ольга Драгой

Драгой Ольга Викторовна. Заведующая, лаборатория нейролингвистики, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: odragoy@hse.ru

Лидия Петрова

Петрова Лидия Владимировна. Нейропсихолог, Центр патологии речи и нейрореабилитации, ул. Николоямская, д. 20, стр. 1, 109240 Москва, Россия. E-mail: petrova_l_@mail.ru

Алена Пономарева

Пономарева Алена Александровна. Студент, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: alenka.ponya@gmail.com

Анастасия Уличева

Уличева Анастасия Сергеевна. Аспирант, Университет Гонконга, Pokfulam 1, Meng Wah, 8F, Гонконг. E-mail: ulicheva@hku.hk

Анна Лауринавичюте

Лауринавичюте Анна Кестучё. Младший научный сотрудник, лаборатория нейролингвистики, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: alaurinavichute@hse.ru

Литература

Ardilla A. A proposed reinterpretation and reclassification of aphasic syndromes. Aphasiology, 2010, 24(3), 363–394.

Caplan D. Aphasic syndromes. In: K.M. Heilman, E. Valenstein (Eds.), Clinical neuropsychology. 4th ed. Oxford University Press, 2003. рр. 14–34.

Caplan D., Waters G.S. Verbal working memory and sentence comprehension. Behavioral and Brain Sciences, 1999, 22(1), 77–126.

Caplan D., Waters G.S. Syntactic processing in sentence comprehension by aphasic patients under dual-task conditions. Brain and Language, 1994, 47(3), 397–399.

Connor L.T., Fucetola R.P. Assessment of attention in people with aphasia: challenges and recommendations. Perspectives on Neurophysiology and Neurogenic Speech and Language Disorders, 2011, 21(2), 55–63.

Erickson R.J., Goldfinger S.D., LaPointe L.L. Auditory vigilance in aphasic individuals: detecting nonlinguistic stimuli with full or divided attention. Brain and Cognition, 1996, 30, 244–253.

Glosser G., Goodglass H. Disorders in executive control functions among aphasic and other brain-damaged patients. Neuropsychology, 1990, 12(4), 485–501.

Gordon M., McClure F., Aylward G. The Gordon Diagnostic System: Instructional manual and interpretive guide. 3th ed. New York: Gordon Systems Inc., 1996.

Hula W.D., McNeil M.R. Models of attention and dual-task performance as explanatory constructs in aphasia. Seminars in speech and language, 2008, 29(3), 169–187.

Kahneman D. Attention and Effort. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1973.

Khomskaya E.D. Neiropsikhologiya. St. Petersburg: Piter, 2003. (in Russian)

Korda R.J., Douglas J.M. Attention deficits in stroke patients with aphasia. Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology, 1997, 19(4), 525–542.

LaPointe L.L., Erickson R.J. Auditory vigilance during divided task attention in aphasic individuals. Aphasiology, 1991, 5(6), 511–520.

Luria A.R. Vnimanie i pamyat'. Materialy k kursu lektsii po obshchei psikhologii. Moscow: Mosk. dos. universitet, 1975. (in Russian)

Luria A.R. Vysshie korkovye funktsii cheloveka i ikh narusheniya pri lokal'nykh porazheniyakh mozga. Moscow: Akad. proekt, 2000. (in Russian)

McNeil M.R., Pratt S.R. A standard definition of aphasia: toward a general theory of aphasia. Aphasiology, 2001, 15(1), 901–911.

Murray L.L. Review Attention and aphasia: theory, research and clinical implications. Aphasiology, 1999, 13(2), 91–111.

Murray L.L., Holland A.L., Beeson P.M. Auditory processing in individuals with mild aphasia: a study of resource allocation. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 1997, 40(4), 792–808.

Murray L.L., Holland A.L., Beeson P.M. Spoken language of individuals with mild fluent aphasia under focused and divided attention conditions. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 1998, 41(2), 213–227.

O’Donnell B.F. Forms of attention and attentional disorders. Seminars in speech and language, 2002, 23(2), 99–106.

Ortuno F., Ojeda N., Arbizu J., Lo´pez P., Martı´-Climent J.M., Penuelas I., Cervera S. Sustained Attention in a Counting Task: Normal Performance and Functional Neuroanatomy. NeuroImage, 2002, 17(1), 411–420.

Posner M.I., Dehaene S. Attentional networks. Trends in Neurosciences, 1994, 17(2), 75–79.

Robin D.A., Rizzo M. The effect of focal cerebral lesions on intramodal and cross-modal orienting of attention. Clinical Aphasiology, 1989, 18(1), 61–74.

Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii. St. Petersburg: Piter, 2000. (in Russian)

Shcherbatykh Yu.V. Obshchaya psikhologiya. St. Petersburg: Piter-Press, 2008. (in Russian)

Slansky B.L., McNeil M.R. Resource allocation in auditory processing of emphatically stressed stimuli in aphasia. Aphasiology, 1997, No. 11, 461–472.

Tsvetkova L.S. Vosstanovlenievysshikhpsikhicheskikhfunktsii. Moscow: Akad. proekt, 2004.

Tsvetkova L.S., Akhutina T.V., Pylaeva N.M. Metodikaotsenkirechipriafazii. Moscow: Mosk. dos. universitet, 1981. (in Russian)

Umilta C. Visuospatial attention. In: F. Boller, J. Grafman, G. Rizzolatti (Eds.), Handbook of Neuropsychology. 2nd ed. Amsterdam: Elsevier, 2000. Vol. 1, рр. 393–425.

Zinchenko V.P., Meshcheryakov B.G. (Eds.). Bol'shoi psikhologicheskii slovar'. Moscow: Praim-Evroznak, 2003. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 74

Опубликован

26.04.2014

Как цитировать

Купцова, С., Иванова, М., Драгой, О., Петрова, Л., Пономарева, А., Уличева, А., & Лауринавичюте, А. (2014). Особенности нарушения концентрации внимания у больных с разными формами афазии. Психологические исследования, 7(34). https://doi.org/10.54359/ps.v7i34.633

Выпуск

Раздел

Статьи