Особенности ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v7i33.643Ключевые слова:
модель психического, theory of mind, ментальные представления, метакогнитивные знания, представления об эмоциях, старший дошкольный возрастАннотация
Рассматриваются результаты исследований формирования у детей метакогнитивных знаний и представлений об эмоциях, проведенные в рамках теории психического (theory of mind). Представлены результаты эмпирического исследования детей 5–6 лет (N = 40). Использовалась беседа, которая включала вопросы о познавательных и эмоциональных процессах. Выявлено, что возраст 5–6 лет сензитивен для освоения ментальных представлений, при этом ментальные представления у большинства детей представляют собой диффузные и эклектичные образы, основанные на непосредственном опыте. Показана гетерохронность в освоении представлений о психических процессах. Особенностями структуры метакогнитивных представлений обследованных детей являются: дифференциация перцептивных, мыслительных, мнемических и имажитивных процессов; доминирующая роль восприятия и памяти; исключение воображения из познавательной системы; диффузное представление о мышлении; отождествление внимания с восприятием. Особенностями структуры представлений об эмоциях являются: дифференциация всех фундаментальных эмоций; слабое осознание детьми связей между эмоциями; признание доминирующей позиции эмоций, играющих наиболее важную роль в социализации: радость, печаль, гнев, страх. Выявленная связь между уровнями представлений о познании и представлений об эмоциях свидетельствует о том, что на 6-м году жизни модель психического у детей представляет собой систему ментальных представлений.
Скачивания
Библиографические ссылки
Chernokova T.E. Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya, 2013, No. 1, 14–21. (in Russian)
Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-development inquiry. American Psychologist, 1979, 34(10), 906–911. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.34.10.906
Flavell J.H. Theory-of-mind development: Retrospect and prospect. Merrill-Palmer Quartely, 2004, 50(3), 274–290. DOI: https://doi.org/10.1353/mpq.2004.0018
Izotova E.I., Nikiforova E.V. Emotsional'naya sfera rebenka: Teoriya i praktika. Moscow: Akademiya, 2004. (in Russian)
Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta: paradoksy issledovaniya. Moscow: Bars, 1997. (in Russian)
Kluwe R. Executive decisions and regulation of problem solving behavior. In: F. Weinert, R. Kluwe (Eds.), Metacognition, motivation and understanding. New Jersey: Erlbaum, 1987. pp. 31–64.
Kuhn D., Dean D. A bridge between cognitive psychology and educational practice. Theory into Practice, 2004, 43(4), 268–273. DOI: https://doi.org/10.1207/s15430421tip4304_4
Kuz'mishcheva M.A. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Psikhologicheskii institut RAO, Moscow, 2002. (in Russian)
Lebedeva E.I., Talanova N.N., Sergienko E.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012, 5(26), 3. http://psystudy.ru. (in Russian)
Miller P.H. Metacognition and attention. In: D.L. Forrest-Pressley, G.E. MacKinnon, T.G. Waller (Eds.), Metacognition, cognition and human performance. Orlando: Academic Press, 1985. Vol. 2, pp. 181–221. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-262302-8.50010-9
Prusakova O.V., Sergienko E.A. Voprosy psikhologii, 2006, No. 4, 24–35. (in Russian)
Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psikhicheskogo v ontogeneze cheloveka. Moscow: IP RAN, 2009. (in Russian)
Shchetinina A.M. Voprosy psikhologii, 1984, No. 3, 60–66. (in Russian)
Vygotsky L.S. Sobranie sochinenii. Moscow: Pedagogika, 1984. T. 4. (in Russian)