Эффективность выполнения различных письменных задач у пациентов с сенсорной аграфией

Авторы

  • Юрий Микадзе
  • Елена Козинцева
  • Анатолий Скворцов
  • Анна Власова
  • Мария Иванова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i33.649

Ключевые слова:

нейропсихология, аграфия, сенсорная афазия, целостный подход, физиология активности, культурно-исторический подход, многозначность симптома

Аннотация

Излагаются результаты исследования нарушений письменной речи у больных с сенсорной афазией. Теоретическим источником исследования явилась попытка интеграции основных положений целостного подхода психологии, физиологии активности и культурно-исторической концепции. Такой подход позволил анализировать нарушения письменной речи в контексте содержания выполняемых человеком культурно-исторически заданных задач. Было показано, что такого рода задачи закономерным образом изменяют симптоматику сенсорной аграфии. В качестве причин такого изменения рассматриваются: 1) компонентные перестройки письменной речи; 2) использование разных стратегий письма. Рассмотрение стратегий письма в качестве причин изменения симптоматики при аграфии позволяет подойти к обсуждению проблемы многозначности симптома.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Юрий Микадзе
    Микадзе Юрий Владимирович. Доктор психологических наук, профессор, кафедра нейрои патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: ymikadze@yandex.ru
  • Елена Козинцева
    Козинцева Елена Георгиевна. Медицинский психолог, отделение медицинской психологии, Центр патологии речи и нейрореабилитации, ул. Николоямская, д. 20, 109240 Москва, Россия. E-mail: ekozintseva@gmail.ru
  • Анатолий Скворцов
    Скворцов Анатолий Анатольевич. Кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра общей и экспериментальной психологии, факультет психологии, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: skwortsow@mail.ru
  • Анна Власова
    Власова Анна Владимировна. Медицинский психолог, отделение медицинской психологии, Центр патологии речи и нейрореабилитации, ул. Николоямская, д. 20, 109240 Москва, Россия. E-mail: fidji99@mail.ru
  • Мария Иванова
    Иванова Мария Васильевна. Кандидат психологических наук, cтарший научный сотрудник, научно-учебная лаборатория нейролингвистики, факультет филологии, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: mkolman@yandex.ru

Библиографические ссылки

Akhutina T.V. In: Pis'mo i chtenie: trudnosti obucheniya i korrektsiya. Moscow: Mosk. psikhol.-sots. institut, 2001. pp. 7−20. (in Russian)

Akhutina T.V., Inshakova O.B. Neiropsikhologicheskaya diagnostika, obsledovanie pis'ma i chteniya mladshikh shkol'nikov. Moscow: V.Sekachev, 2008. (in Russian)

Anokhin P.K. Obshchie printsipy kompensatsii narushennykh funktsii i ikh fiziologicheskoe obosnovanie. Moscow: APN RSFSR, 1955. (in Russian)

Anokhin P.K. Ocherki po fiziologii funktsional'nykh sistem. Moscow: Meditsina, 1975. (in Russian)

Anokhin P.K. Printsipial'nye voprosy obshchei teorii funktsional'nykh sistem. Moscow: Nauka, 1971. (in Russian)

Assmann J. Kul'turnaya pamyat': Pis'mo, pamyat' o proshlom i politicheskaya identichnost' v vysokikh kul'turakh drevnosti. Moscow: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2004. (in Russian)

Beauvois M.F., Derouesne J. Lexical and orthographic agraphia. Brain, 1981, 104(1), 21–49. DOI: https://doi.org/10.1093/brain/104.1.21

Bein E.S. In: Voprosy kliniki i patofiziologii afazii. Moscow: Medgiz, 1961. pp. 117–I39. (in Russian)

Bernstein N.A. Biomekhanika i fiziologiya dvizhenii: Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow: Mosk. psikhol.-sots. institut, 2008. (in Russian)

Bernstein N.A. O lovkosti i ee razvitii. Moscow: Fizkul'tura i sport, 1991. (in Russian)

Brudnyi A.A. Semantika yazyka i psikhologiya cheloveka. Frunze: Ilim, 1972. (in Russian)

Bub D., Kertezs A. Deep agraphia. Brain and Language, 1982, 17(1), 146–165. DOI: https://doi.org/10.1016/0093-934X(82)90011-6

Caramazza A. Some aspects of language processing revealed through the analysis of acquired aphasia: The lexical system. Annual Review of Neuroscience, 1988, 11(1), 395–421. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.ne.11.030188.002143

Coltheart M., Caramazza A. (Eds.). Cognitive neuropsychology twenty years on. Hove: Psychology Press, 2006. DOI: https://doi.org/10.1080/02643290500443250

Coltheart M., Rastle K., Perry C., Langdon R., Ziegler J. Review DRC: A dual route cascaded model of visual word recognition and reading aloud. Psychological Review, 2001, 108(1), 204–256. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295X.108.1.204

Critchley M. Afaziologiya.Moscow: Meditsina, 1974. (in Russian)

Ellis A.W. Spelling and writing (and reading and speaking). In: A.W. Ellis (Ed.), Normality and pathology in cognitive function. London: Academic Press, 1982.

Finger S. Origins of neuroscience: A history of explorations into brain function. Oxford: Oxford University Press, 1994.

Goldstein K. Human nature in the light of psychopathology. Cambridge, Massachusetts: Рarvard University Press, 1951.

Head H. Aphasia and kindred disorders of speech. 2 vols. Cambridge: Univ. Press, 1926.

Houghton G., Zorzi M. Normal and impaired spelling in a connectionist dual-route architecture. Cognitive Neuropsychology, 2003, Vol. 20(2), 115–162. DOI: https://doi.org/10.1080/02643290242000871

Istrin V.A. Vozniknovenie i razvitie pis'ma. Moscow: Nauka, 1965. (in Russian)

Jackson J.H. Izbrannye raboty po afazii. St. Petersburg: Niva, 1996. (in Russian)

Jackson N.E., Coltheart M. Routes to reading success and failure: Toward an integrated cognitive psychology of atypical reading. New York, NY: Psychology Press, 2001.

Khomskaya E.D. Neiropsikhologiya. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1987. (in Russian)

Klix F. Probuzhdayushcheesya myshlenie. U istokov chelovecheskogo intellekta. Moscow: Progress, 1983. (in Russian)

Koffka K. Osnovy psikhicheskogo razvitiya. Moscow: AST-LTD, 1998. (in Russian)

Köhler W. Issledovanie intellekta chelovekopodobnykh obez'yan. Moscow: AST-LTD, 1998. (in Russian)

Kussmaul A. Rasstroistva rechi. Opyt patologii rechi. Kiev: Izdanie vracha B.A.Khavkina, 1879. (in Russian)

Leontiev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moscow: Smysl, 2004. (in Russian)

Leontiev A.N. Filosofiya psikhologii. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1994. (in Russian)

Leontiev A.N. Problemy razvitiya psikhiki. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1981. (in Russian)

Lewin K. Dinamicheskaya psikhologiya. Moscow: Smysl, 2001. (in Russian)

Lichtheim L. On aphasia. Brain, 1885, Vol. 7(4), 433–484. DOI: https://doi.org/10.1093/brain/7.4.433

Likhachev D.S. Voprosy istorii. 1951, No. 12, 30–55. (in Russian)

Luria A.R. Ocherki psikhofiziologii pis'ma. Moscow: APN RSFSR, 1950. (in Russian)

Luria A.R. Mozg cheloveka i psikhicheskie protsessy. Moscow: Pedagogika, 1970. (in Russian)

Luria A.R. Osnovy neiropsikhologii. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1973. (in Russian)

Luria A.R. Pis'mo i rech'. Neirolingvisticheskie issledovaniya. Moscow: Akademiya, 2002. (in Russian)

Luria A.R. Travmaticheskaya afaziya. Moscow: AMN CSCP, 1947. (in Russian)

Luria A.R. Vysshie korkovye funktsii cheloveka. St. Petersburg: Piter, 2008. (in Russian)

Luzzatti С. Acquired reading and writing disorders. In: Br. Stemmer, H.A. Whitaker (Eds.), Handbook of the neuroscience of language. Amsterdam: Academic Press, 2008, 209–218. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-045352-1.00020-3

Lyashevskaya O.N., Sharov S.A. Chastotnyi slovar' sovremennogo russkogo yazyka (na materialakh Natsional'nogo korpusa russkogo yazyka). Moscow: Azbukovnik, 2009. (in Russian)

Lyaudis V.Ya., Negure I.P. Psikhologicheskie osnovy formirovaniya pis'mennoi rechi u mladshikh shkol'nikov. Kishinev: Shtiintsa, 1983. (in Russian)

Mazunova L.K. Pis'mo kak sposob i sredstvo sokhraneniya fenotipa “chelovek kul'turnyi”. Moscow: Nauka, 2006. (in Russian)

Morton J. Interaction of information in word recognition. Psychol Rev., 1969, 76(2), 165–178. DOI: https://doi.org/10.1037/h0027366

Morton J. The logogen model and orthographic structure. In: U. Frith (Ed.), Cognitive processes in spelling. London: Academic Press, 1980. pp. 117–133.

Rapcsak S.Z., Beeson M.B., Henry M.L., Leyden A., Kim E., Rising K., Andersen S., Cho H.S. Phonological dyslexia and dysgraphia: cognitive mechanisms and neural substrates. Cortex, 2009, 45, 575–591. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cortex.2008.04.006

Rapcsak S.Z., Henry M.L., Teague S.L., Carnahan S.D., Beeson P.M. Do dual-route models accurately predict reading and spelling performance in individuals with acquired alexia and agraphia? Neuropsychologia, 2007 June 18, 45(11), 2519–2524. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2007.03.019

Roeltgen D. Agraphia. In: K.M. Heilman, E. Valenstein (Еds.), Clinical Neuropsychology. New York: Oxford University Press, 2003, 126–143.

Shallice T. Phonological agraphia and the lexical route in writing. Brain, 1981, 104(3), 413–429. DOI: https://doi.org/10.1093/brain/104.3.413

Tainturier M.J., Rapp B. The spelling process. In: B. Rapp (Eds.), The handbook of cognitive neuropsychology: What deficits reveal about the human mind. Philadelphia: Psychology Press, 2001.

Tsvetkova L.S. Afaziologiya: sovremennye problemy i puti ikh resheniya. Moscow: Mosk. psikhol.-sots. institut, 2002. (in Russian)

Tsvetkova L.S. Afaziya i vosstanovitel'noe obuchenie. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1988. (in Russian)

Tsvetkova L.S. Neiropsikhologiya scheta, pis'ma i chteniya: narushenie i vosstanovlenie. Moscow: Mosk. psikhol.-sots. institut, 2005. (in Russian)

Tsvetkova L.S., Akhutina T.V., Pylaeva N.M. Metodika otsenki rechi pri afazii. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1981. (in Russian)

Tsvetkova L.S., Glozman Zh.M. Agrammatizm pri afazii. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1978. (in Russian)

Vlasenko I.T. PhD dissertation (Psychology). NII nevrologii AMN SSSR, Moscow, 1972. (in Russian)

Vygotsky L.S. Sobranie sochinenii. Moscow: Pedagogika, 1983. Vol. 3. (in Russian)

Wertheimer M. In: Khrestomatiya po istorii psikhologii. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1980. (in Russian)

Zinkovskaya N.Ya. Yazyk. Pis'mennost'. Kul'tura. Novosibirsk: Novosib. gos. tekh. universitet, 2005. (in Russian)

Опубликован

23.02.2014

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Эффективность выполнения различных письменных задач у пациентов с сенсорной аграфией. (2014). Психологические исследования, 7(33). https://doi.org/10.54359/ps.v7i33.649