Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными свойствами и академической успеваемостью

Авторы

  • Мария Новикова
  • Татьяна Корнилова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v5i23.776

Ключевые слова:

самооценка интеллекта, психометрический интеллект, толерантность к неопределенности, структурное моделирование, гендерные различия

Аннотация

Анализируются теоретические предпосылки рассмотрения самооценки интеллекта как многомерной структуры, включенной в систему связей с личностными чертами и психометрическим интеллектом. По данным обследования студенческих выборок (N = 496) строится эмпирическая модель, в которой самооценка интеллекта выступает промежуточной латентной переменной между латентными переменными (факторами) психометрического интеллекта и принятия неопределенности. Также представлена эмпирическая структурная модель, объединяющая самооценку интеллекта с латентными переменными психометрического интеллекта и академической успеваемости. Полученные данные свидетельствуют о значимо более высокой самооценке интеллекта мужчинами в сравнении с женщинами.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Мария Новикова

Новикова Мария Александровна. Аспирант, кафедра общей психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: spieluhr87@mail.ru

Татьяна Корнилова

Корнилова Татьяна Васильевна. Доктор психологических наук, профессор, кафедра общей психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: tvkornilova@mail.ru

Литература

Anastasi A., Urbina S. Psikhologicheskoe testirovanie. St. Petersburg: Piter, 2007. (in Russian)

Bandura A. Teoriya sotsial'nogo naucheniya. St. Petersburg: Evraziya, 2000. (in Russian)

Beloff H. Mother, father and me: our IQ. The Psychologist, 1992, Vol. 5(July), 309–311.

Bentler P.M. EQS structural equations program manual. Encino, CA: Multivariate Software, 1995.

Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie. Moscow: Progress, 1986. (in Russian)

Borozdina L.V., Kubantseva S.R. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 2006, No. 4, 41–51. (in Russian)

Brunner M., Krauss S., Kunter M. Gender differences in mathematics: Does the story need to be rewritten? Intelligence, 2008, 36(5), 403–421.

Buzin V.N. Kratkii otborochnyi test. Moscow, 1992. (in Russian)

Chamorro-Premuzic T., Furnham A. Intellectual competence and the intelligent personality: A third way in differential psychology. Review of GeneralPsychology, 2006a, 10(3), 251–267.

Chamorro-Premuzic T., Furnham A. Personality and self-assessed intelligence: Can gender and personality distort self-assessed intelligence. Educational Research and Reviews, 2006b, 1(7), 227–223.

Chamorro-Premuzic T., Furnham A. Self-Assessed Intelligence and Academic Performance. Educational Psyhology, 2006c, 26(6), 769–779.

Chamorro-Premuzic T., Arteche A. Intellectual competence and academic performance: Preliminary validation of a model. Intelligence, 2008, 36(5), 564–573.

Chesnokova I.I. Problema samosoznaniya v psikhologii. Moscow: Nauka, 1977. (in Russian)

Deary I.J., Dykiert D., Gale C.G. Are apparent sex differences in mean IQ scores created in part by sample restriction and increased male variance? Intelligence, 2009, 37(1), 42–47.

Dweck C.S. Self-Theories: Their role in motivation, personality, and development. Philadelphia, PA: Psychology Press, 1999.

Flugel J. An inquiry as to popular views on intelligence and related topics. British Journal of Educational Psychology, 1947, 17(3), 140–152.

Freund P.A., Kasten N. How smart do you think you are? A meta-analysis on the validity of self-estimates of cognitive ability. Psychological Bulletin, 2012, 138(2), 296–321.

Furnham A. Parents’ estimates of their own and their cheldren’s multiple intelligences. British Journal of Developmental Psychology, 2000, 18(4), 583–594.

Furnham A. Self-estimates of intelligence: culture and gender difference in self and other estimates of both general (g) and multiple intelligences. Personality and Individual Differences, 2001, 31(8), 503–517.

Furnham A., Forde L., Cotter T. Personality ans intelligence. Personality and Individual Differences, 1998, 24(2), 187–192.

Furnham A., Moutafi J., Chamorro-Premuzic T. Personality and intelligence: Gender, the Big Five, self-estimated and psychometric intelligence. International Journal of Selection and Assessment, 2005, 13(1), 11–24.

Furnham A., Rawles R. Sex differences in the estimation of intelligence. Journal of Social Behavior and Personality, 1995a, 10(3), 741–745.

Furnham A., Rawles R. Correlations between self-estimated and psychometrically measured IQ. Journal of Social Psychology, 1995b, 139(4), 405–410.

Furnham A., Zhang J., Chamorro-Premuzic T. The relationship between psychometric and self-estimated intelligence, creativity, personality and academic achievement. Imagination, Cognition and Personality, 2005–2006, 25(2), 119–145.

Holling H., Preckel F. Self-estimates of intelligence – methodological approaches and gender differences. Personality and Individual Differences, 2005, 38(3), 503–517.

Kelly G.A. The psychology of personal constructs. New York: Norton, 1955.

Kirckaldy B., Noack P., Furnham A., Siefen G. Parental estimates of their own and their children’s intelligence. European Psychologist, 2008, 12(3), 173–180.

Kornilov S.A. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 2011, No. 3, 56–66. (in Russian)

Kornilov S.A., Grigorenko E.L. Psikhologicheskii zhurnal, 2010, 31(2), 90–103. (in Russian)

Kornilova T.V. Psikhologiya riska i prinyatiya reshenii. Moscow: Aspekt Press, 2003. (in Russian)

Kornilova T.V. Psikhologicheskii zhurnal, 2010, 31(1), 74–86. (in Russian)

Kornilova T.V., Chumakova M.A., Kornilov S.A., Novikova M.A. Psikhologiya neopredelennosti. Moscow: Smysl, 2010. (in Russian)

Kornilova T.V., Kornilov S.A., Chumakova M.A. Subjective evaluations of intelligence and academic self-concept predict academic achievement: Evidence from a selective student population. Learning and Individual Differences, 2009, 19(4), 596–608.

McAdams D.P. The psychology of life stories. Review of General Psychology, 2001, 5(2), 100–122.

Molchanova O.N. Psikhologiya. Zhurnal Vyssh. shkoly ekonomiki, 2006, 3(2), 23–51. (in Russian)

Piaget J. Judgment and reasoning in the child. Oxford: Harcourt, 1928.

Reilly J., Mulhern G. Gender differences in self-estimated IQ: the need for care in interpreting group data. Personality and Individual Differences, 1995, 18(2), 189–192.

Smirnov S.D. In: Trudy Sovremennogo gumanitarnogo univ. Moscow: SGU, 2005. Issue 82, pp. 40–55. (in Russian)

Smirnov S.D., Kornilova T.V., Kornilov S.A., Malakhova S.I. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 2007, No. 4, 82–88. (in Russian)

Stepanosova O.V., Kornilova T.V., Grigorenko E.L. In: Aktual'nye problemy sovremennoi nauki. Proceedings of the 5th International Conference, Samara, September 7–9, 2004. Samara: SamGTU, 2004. Pt. 36–38, pp. 56-58. (in Russian)

Sternberg R. Metaphors of mind: conceptions of the nature of intelligence. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

Sternberg R., Conway B., Ketron J., Bernstein M. People’s conceptions of intelligence. Journal of Personality and Social Psychology, 1981, 41(1), 37–55.

Sternberg R. (Ed.). Prakticheskii intellekt. St. Petersburg: Piter, 2002. (in Russian)

Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti. Moscow: Moscow State University, 1983. (in Russian)

Znakov V.V. Psikhologicheskii zhurnal, 2005, 26(1), 18–25. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 122

Опубликован

28.06.2012

Как цитировать

Новикова, М., & Корнилова, Т. (2012). Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными свойствами и академической успеваемостью. Психологические исследования, 5(23). https://doi.org/10.54359/ps.v5i23.776

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)