Социальная ситуация развития в дошкольном учреждении как фактор адаптации первоклассников к школе

Авторы

  • Анастасия Нисская

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v5i23.777

Ключевые слова:

социальная ситуация развития, дошкольная образовательная среда, адаптация к школе, дошкольник, первоклассник

Аннотация

Выявлена специфика образовательной среды при разных программах воспитания и обучения в дошкольном учреждении и в домашних условиях, определены мотивационный, социальный и эмоциональный компоненты адаптации первоклассников к школе (N = 310). Показано, что особенности социальной ситуации развития дошкольников оказывают существенное влияние на их отношение к учебной деятельности, одноклассникам и учителю. По результатам исследования, характерная для дошкольного учреждения образовательная среда способствует принятию позиции школьника и успешной адаптации к школе, в то время как условия домашнего воспитания не полностью обеспечивают адаптационный процесс. Содержание программ, реализуемых в дошкольных учреждениях, влияет на все стороны адаптации к школе – отношение к учебной деятельности, к учителю и одноклассникам, на степень удовлетворенность посещением школы в целом.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Анастасия Нисская

Нисская Анастасия Константиновна. Аспирант (2012), кафедра возрастной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, д. 11, стр. 9, ул. Моховая, 125009 Москва, Россия. E-mail: anastasiya-nisskaya@yandex.ru

Литература

Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. St. Petersburg: Piter, 2008. (in Russian)

D'yachenko O.M. (Ed.). Razvitie: Programma novogo pokoleniya dlya doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii. Moscow: Gnom i D, 2000. (in Russian)

Golubeva N.A., Martsinkovskaya T.D. Informational socialization: the psychological approach. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2011, No. 6 (20), 1. http://psystudy.ru. (in Russian, abstr. in English)

Gutkina N.I. Psikhologicheskaya gotovnost' k shkole. St. Petersburg: Piter, 2004. (in Russian)

Karabanova O.A. PhD dissertation (Psychology). Moscow State University, Moscow, 2002. (in Russian)

Koblik E.G. Pervyi raz v pyatyi klass! Programma adaptatsii detei k srednei shkole. Moscow: Genezis, 2007. (in Russian)

Ovcharova R.V. Prakticheskaya psikhologiya v nachal'noi shkole. Moscow: Sfera, 1996. (in Russian)

Paramonova L.A. (Ed.). “Programma Istoki”. Bazis razvitiya rebenka-doshkol'nika. Moscow: Prosveshchenie, 2003. (in Russian)

Petrovskii A.V. (Ed.). Psikhologicheskii leksikon. Moscow: Per Se, 2006. Vol. 1–6. (in Russian)

Prikhozhan A.M. Trevozhnost' u detei i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika. Voronezh: MODEK, 2000. (in Russian)

Rubtsov V.V. Obrazovatel'naya sreda shkoly kak faktor psikhicheskogo razvitiya uchashchikhsya. Moscow: PI RAO, 2007. (in Russian)

Slobodchikov V.I. Ekologicheskaya psikhologiya. Proceedings of the 2nd Conference, Moscow, 2000. pp. 172–176. (in Russian)

Tsylev V.R. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2000, No. 1, 71–77. (in Russian)

Ulanovskaya I.M. Nachal'naya shkola: plyus-minus, 2002, No. 1, 3–7. (in Russian)

Vasil'eva M.A. (Ed.). Programma vospitaniya i obucheniya v detskom sadu. Moscow: Vospitanie doshkol'nika, 2005. (in Russian)

Venger A.L., Tsukerman G.A. Psikhologicheskoe obsledovanie mladshikh shkol'nikov. Moscow: Vlados-Press, 2001. (in Russian)

Vygotsky L.S. Problema vozrasta. Moscow: Pedagogika,1984. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 62

Опубликован

29.06.2012

Как цитировать

Нисская, А. (2012). Социальная ситуация развития в дошкольном учреждении как фактор адаптации первоклассников к школе. Психологические исследования, 5(23). https://doi.org/10.54359/ps.v5i23.777

Выпуск

Раздел

Статьи