Опыт потока у китайских игроков в компьютерные игры и его связь с особенностями китайской культуры

Авторы

  • Шилу Ван

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v5i21.803

Ключевые слова:

позитивная психология, киберпсихология, опыт потока, послепроизвольное внимание, оптимальное переживание, компьютерная игра, коллективизм, индивидуализм, культура Китая

Аннотация

Компьютерные (в особенности онлайновые) игры за короткое время приобрели огромную популярность. В ряде исследований отмечается, что игровая деятельность в интернете тесно связана с опытом потока, который, по М.Чиксентмихайи, имеет существенное значение для развития индивидуальности и счастья жизни. Однако в данной работе было обнаружено, что у китайских игроков (N = 1704) наблюдается низкий уровень опыта потока; в Китае игроки мужского пола переживают значимо более высокий уровень опыта потока, чем игроки женского пола; подростки переживают значимо более высокий уровень опыта потока в ходе игры, чем взрослые; в ходе игры китайские игроки в малой степени переживают поглощенность процессом игры. В итоге китайские игроки редко относятся к играм как активному способу достижения их внутренних целей. Обосновывается предположение о том, что такое явление тесно связано с китайской культурой коллективизма, в которой занижена роль индивидуальности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Шилу Ван

Ван Шилу (Wang, Shilu). Аспирант (2012), факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, ул. Моховая 11, стр. 9, 125009 Москва Россия. E-mail: Greatwind.wang@gmail.com

Библиографические ссылки

Buyakas T.M. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 1995, No. 2, 53–61. (in Russian)

Csikszentmihalyi M. The evolving self: A psychology for the third millennium. New York: HarperCollins, 1993.

Csikszentmihalyi M., Nakamura J. Effortless attention in everyday life: A systematic phenomenology. In: B.Bruya (Eds.), Effortless attention: A new perspective in the cognitive science of attention and action. Cambridge, MA: MIT Press, 2010. pp. 179–190.

Csikzentmihayi M. Potok: psikhologiya optimal'nogo perezhivaniya. Moscow: Smysl, 2011. (in Russian)

Dobrynin N.F. Proizvol'noe i neproizvol'noe vnimanie. Moscow, 1958. (in Russian)

Dormashev Y. Flow experience explained on the grounds of an activity approach to attention. In: B.Bruya (Eds.), Effortless attention: A new perspective in the cognitive science of attention and action. Cambridge, MA: MIT Press, 2010. pp. 287–333.

Dormashev Y.B., Romanov V.Ya. Psikhologiya vnimaniya. Moscow: Trivola, 1995. (in Russian)

Fairbank J.K., Goldman M. China: A new history. 2nd ed. Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard University Press, 2006

Hegel G.V.F. Lektsii po filosofii istorii. St. Petersburg: Nauka, 1993. (in Russian)

Hoffman D.L., Novak T.P. Marketing in hypermedia computer-mediated environments: Conceptual foundations. Journal of Marketing, 1996, 60(3), 50–68.

Hsu C., Lu H. Why do people play on-line games? An extended TAM with social influences and flow experience. Information and Management, 2004, 41(7), 853–868.

Lombard M., Ditton T. At the heart of it all: The concept of presence. Journal of Computer-Mediated Communication, 1997, 3(2). http://jcmc.indiana.edu/vol3/issue2/lombard.html

Makalatiya A.G. Motivatsiya v komp'yuternykh igrakh. Proceedings of the All-Russian Conference, Psikhologicheskii institut RAO, Moscow, 2003. pp. 358–361. (in Russian)

McMahan A. Immersion, engagement, and presence: A method for analyzing 3-d video games. In: M.J.P. Wolf, B. Perron (Eds.), The video game, theory reader. New York: Routledge, 2003. pp. 67–85.

Moller A.C., Meier B.P., Wall R.D. Developing an experimental induction of flow: Effortless action in the lab. In: B. Bruya (Eds.), Effortless attention: A new perspective in the cognitive science of attention and action. Cambridge, MA: MIT Press, 2010. pp. 191–204

Seligman M.E.P. Novaya pozitivnaya psikhologiya. Moscow: Sofiya, 2006. (in Russian)

Tsoi N.A. Vestnik rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Sotsiologiya, 2010, No. 4, 5–16. (in Russian)

Voiskounsky A.E. flow experience in cyberspace: Current studies and perspectives. In: A. Barak (Eds.), Psychological aspects of cyberspace: Theory, research, applications. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. pp. 70–101.

Voiskounsky A.E., Mitina O.V., Avetisova A.A. Cross-cultural investigation of online gaming: Models of flow experience and interaction in samples of Russian and French gamers. In: Reality and Game & Game and Reality: Proceedings of the 37th Annual Conference of ISAGA. St. Petersburg: ENGECON, 2006. pp. 64–86.

Voiskounsky A.E., Mitina O.V., Avetisova A.A.Flow experience and interaction in online gaming: Comparative study of Russian and Chinese MUD players. In: F. Sudweeks, H. Hrachovec, C. Ess (Eds.), Proceedings cultural attitudes towards communication and technology. Perth: Murdoch University, 2008. pp. 410–421.

Voiskounsky A.E., Mitina O.V., Avetisova A.A. Psikhologicheskii zhurnal, 2005, 26(5), 47–63. (in Russian)

Voiskounsky A.E., Selisskaya M.A. Voprosy filosofii, 2005, No. 11, 119–130. (in Russian)

Wan C.S., Chiou W.B. The motivations of adolescents who are addicted to online games: A cognitive perspective. Adolescence, 2007, 42(165), 179–198.

Wang Sh.L., Voiskounsky A.E., Karpukhina A.I. In: Psikhologiya obshcheniya XXI vek: 10 let razvitiya. Proceedings of the International Conference. Moscow: IG-SOTsIN, 2009a. Vol. 2, pp. 163–167. (in Russian)

Wang Sh.L., Voiskounsky A.E., Karpukhina A.I. In: Internet i sovremennoe obshchestvo. Proceedings of the All-Russian Conference, St. Petersburg State University, St. Petersburg, 2009b. pp. 19–24. (in Russian)

Wang Sh.L., Voiskounsky A.E., Mitina O.V., Karpukhina A.I. Psikhologiya. Zhurnal Vyshei shkoly ekonomiki, 2011, 8(4), 73–101. (in Russian)

Yan Y.X. The individualization of Chinese society. Oxford: Berg, 2009.

Young K.S., Xiao D.Y., Li Y. Prevalence estimates and etiologic models of internet addiction. In: K.S. Young, C.N. Abreu (Eds.), Internet addiction: A handbook and guide to evaluation and treatment. Hoboken; New Jersey: Wiley, 2011. pp. 3–19.

Опубликован

15.02.2012

Как цитировать

Ван, Ш. (2012). Опыт потока у китайских игроков в компьютерные игры и его связь с особенностями китайской культуры. Психологические исследования, 5(21). https://doi.org/10.54359/ps.v5i21.803

Выпуск

Раздел

Статьи