Когнитивные стратегии конструирования у детей с аутизмом

Авторы

  • Галина Чухутова
  • Марина Цетлин
  • Наталья Пушина
  • Виталий Грачев
  • Татьяна Строганова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v4i18.831

Ключевые слова:

аутизм, конструирование по образцу, когнитивная стратегия, целостное зрительное восприятие, фрагментарное зрительное восприятие, исполнительные функции

Аннотация

Опережающие способности детей с аутизмом в конструировании из кубиков (тест из батареи Векслера) обычно рассматривают как следствие особенностей зрительного восприятия, позволяющих легко выделять детали орнамента. Целью исследования был анализ стратегий конструирования у детей 4–11 лет с синдромом аутизма (34 ребенка) в сравнении с типично развивающимися детьми (38 детей). Определяли направленность ребенка на общую конфигурацию образца либо на локальные признаки в процессе выполнения субтеста «Треугольники» из батареи Кауфманов. Результаты свидетельствуют об аномальной склонности детей с аутизмом опираться при конструировании преимущественно на локальные признаки образца и недостаточно учитывать его глобальную форму. Эта тенденция сама по себе не приводила к существенным изменениям в успешности конструирования по сравнению с нормой. Более того, ее крайняя выраженность снижала возможности конструкторской деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Галина Чухутова

Чухутова Галина Леонидовна. Аспирант (2011), кафедра возрастной психофизиологии, факультет специальной и клинической психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, ул. Сретенка, д. 29, 107025 Москва, Россия. E-mail: chukhutova@gmail.com

Марина Цетлин

Цетлин Марина Михайловна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.

Наталья Пушина

Пушина Наталья Павловна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.

Виталий Грачев

Грачев Виталий Викторович. Кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, Научный центр психического здоровья Российской академии медицинских наук, Каширское шоссе, д. 34, 115522 Москва, Россия.

Татьяна Строганова

Строганова Татьяна Александровна. Доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психофизиологии, факультет специальной и клинической психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, ул. Сретенка, д. 29, 107025 Москва, Россия.

Литература

Bertone A., Mottron L., Jelenic P., Faubert J. Enhanced and diminished visuo-spatial information processing in autism depends on stimulus complexity // J. Brain. 2005. N 28. P. 2430–2441.

Bishop V.M. Forty years on: Uta Frith contribution to research on autism and dyslexia 1966–2006 // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2008. Vol. 61(1). P. 16–26.

Booth R., Charlton R., Hughes C., Happé F. Disentangling weak coherence and executive dysfunction: planning drawing in autism and attention-deficit/hyperactivity disorder // Phil. Trans. R. Soc. Lond. 2003. Vol. 358, N 1430. P. 387–392.

Caron M.-J., Mottron L., Berthiaume C., Dawson M. Cognitive mechanisms, specificity and neural underpinnings of visuo-spatial peaks in autism // Brain. 2006. Vol. 129, N 7. P. 1789–1802.

Chen F., Lemonnier E., Lazartigues A., Planche P. Non-superior disembodying performance in children with high-functioning autism and its cognitive style account // Research in Autism Spectrum Disorders. 2008. Vol. 2, N 4. P. 739–752.

Chukhutova G.L., Prokof'ev A.O.., Grachev V.V., Stroganova T.А. Vospriyatie detmi zashumlionnyh izobrazheniy [Perception of overlapped, crossed and incomplete images in children] // Voprosy psihologii. 2010. N 5. P. 114–124. [in Russian]

Dakin S., Frith U. Vagaries of Visual Perception in Autism // Neuron. 2005. Vol. 48.P. 497–507.

De Jonge M., Kemner C., Naber F., van Engeland H. Block design reconstruction skills: not a good candidate for an endophenotypic marker in autism research // Europe Child and Adolescent Psychiatry. 2009. N 18. P. 197–205.

Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 4th ed. Washington, DC: American Psychiatric Association, 1994.

Edgin J.O., Pennington B.F. Spatial Cognition in Autism Spectrum Disorders: Superior, Impaired, or Just Intact? // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2005. Vol. 35(6). P. 179–145.

Happe F. Autism: cognitive deficit or cognitive style? Trends in Cognitive Sciences. 1999. Vol. 3(6). P. 216–222.

Happe F., Booth R. The power of the positive: Revisiting weak coherence in autism spectrum disorders // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2008. Vol. 61(1). P. 50–63.

Harrison S.A., Tong F. Decoding reveals the contents of visual working memory in early visual areas // Journal Nature. 2009. Vol. 458. P. 632–635.

Hill E.L. Executive dysfunction in autism // Trends in Cognitive Sciences. 2004. Vol. 8(1). P. 26–32.

Prokof'ev А.О., Chukhutova G.L., Grachev V.V. Zritelnoe vospriyatie i kognitivnoe razvitie u detey s autizmom [Visual perception and cognitive development in children with autism] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2008. N 5. P. 164–174. [in Russian]

Kaufman A.S., Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery for Children // MN: American Guidance Services, 1983.

Mottron L., Dawson M., Soulieres I., Hubert B., Burack J. Enhanced perceptual functioning in autism: an update, and eight principle of autistic perception // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2006. N 2. P. 1–17.

Shah A., Frith U. Why do autistic individuals show superior performance on the block design task? // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1993. Vol. 34(8). P. 1351–1364.

Schopler E., Reichler R.J., Renner B.R. The childhood autism rating scale (CARS) for diagnostic screening and classification of autism. New York: Irvington Publishers, 1986.

Stroganova T.А., Orekhova E.V., Prokofyev A.O., Posikera I.N., Morozov A.A., Obukhov Y.V., Morozov V.A. Inverted event-related potentials response to illusory contour in boys with autism // NeuroReport. 2007. Vol. 18, N 9. P. 931–935.

Число просмотров

Просмотров: 111

Опубликован

18.08.2011

Как цитировать

Чухутова, Г., Цетлин, М., Пушина, Н., Грачев, В., & Строганова, Т. (2011). Когнитивные стратегии конструирования у детей с аутизмом. Психологические исследования, 4(18). https://doi.org/10.54359/ps.v4i18.831

Выпуск

Раздел

Статьи