Восприятие арт-терапевтических техник в дистанционном формате в период пандемии респондентами разных возрастных групп
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v16i88.1377Ключевые слова:
арт-терапевтические техники, дистанционный формат, креативность, тревожность, стресс, ранняя взрослость, средняя взрослость, поздняя взрослость, пандемия, COVID-19Аннотация
В статье обсуждается специфика восприятия взрослыми лицами разных возрастных групп арт-терапевтических техник, применяемых в дистанционном формате в целях снижения тревожности и восприимчивости к стрессу. Выделены две возрастные группы – 1) ранняя взрослость (19–25 лет), 2) средняя и поздняя взрослость (26–55 лет) – для которых подтверждены данные о возрастных различиях в эмоциональной сфере взрослых людей в период распространения первой волны пандемии COVID-19 (негативные психологические переживания в пандемию, состояния депрессии/стресса и уровень личностной тревожности). Выявлена и описана взаимосвязь показателей эмоциональной сферы личности взрослого человека в период пандемии с уровнем креативности и предпочитаемыми стратегиями эмоциональной регуляции, что позволило предположить наличие специфики восприятия техник арт-терапии взрослыми людьми выделенных возрастных групп. Описываются существенные различия в восприятии программы арт-терапии «Путь героя» и примененных техник (апробация прошла с участием 96 клиентов в возрасте от 19 до 55 лет на этапе первой волны пандемии COVID-19), которые были выявлены у взрослых участников двух выделенных на констатирующем этапе возрастных групп. Подтверждены и психологически обоснованы различия в восприятии арт-терапевтических техник в дистанционном формате клиентами в возрасте 19–25 лет (ранняя взрослость) по сравнению с клиентами в возрасте 26–55 лет (средняя и поздняя взрослость). В частности, лица возрастной группы 26–55 лет стремились вложить внутренний смысл в задание и выполнить задание «правильно», тогда как более молодые респонденты обращали больше внимания на внешнюю сторону, на эстетику и форму, а также оказались неспособными изображать негативные эмоции в своем творчестве (они не могли выразить негативные чувства на бумаге и не стремились к этому). Разработаны рекомендации по применению арт-терапии с учетом выявленных особенностей.
Скачивания
Библиографические ссылки
Austin B., González-Sanguino C., Castellanos M.A., Saiz J., Muñoz M. Longitudinal study of age-related differences in the psychological impact of confinement as a consequence of COVID-19 in a Spanish sample. Behavioral Psychology (Psicología Conductual), 2022, 30(1), 93–107. DOI:10.51668/bp.8322105n
Clark E., Gardner M.K. Componential analysis as a way to investigate age-related changes in infor-mation processing. Experimental aging research, 1990, 16(4), 191–198.
Diggs L., Lubas M., De Leo G. Use of technology and software applications for therapeutic collage making. International Journal of Art Therapy, 2014, 20(1), 2–13. DOI:10.1080/17454832.2014.961493
Dolgova V.I., Nurmiev G.G. Art-terapiya v gerontologii: uchebnoe posobie. Chelyabinsk: Yuzhno-Ural'skii nauchnyi tsentr RAO, 2020. (In Russian)
Edwards B. Drawing on the Right Side of the Brain: The Definitive, 4th Edition. TarcherPerigee, 2012.
Kopytin A.I. (Ed.). Diagnostika v art-terapii. Metod «Mandala». SPb.: Rech', 2005. (In Russian)
Kopytin A.I. Metody art-terapii v preodolenii posledstvii travmaticheskogo stressa. M.: Kogito-tsentr, 2014. (In Russian)
Korneev A.A., Krichevets A.N. Usloviya primenimosti kriteriev St'yudenta i Manna-Uitni. Psikholo-gicheskii zhurnal, 2011, 32(1), 97–110. (In Russian)
Novikova K.V., Babushkina V. Vozmozhnosti art-tekhniki kollazha v okazanii psikhologiche-skoi pomoshchi. In.: E.N. Tkach (Ed.), Smysl, funktsii i znachenie raznykh otraslei prakticheskoi psikho-logii v sovremennom obshchestve: sbornik nauchnykh trudov. Khabarovsk: Tikho-okeanskii gosu-darstvennyi universitet, 2017, 103–109. (In Russian)
Nurieva A.R., Gazizova F.S., Galich T.N. Art-terapiya v rabote s det'mi doshkol'nogo vozras-ta. Pro-blemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2018, 61(3), 142–145. (In Russian)
Quetelet A. Physique sociale: ou Essai sur le développement des facultés de l'homme. Belgium: C. Muquardt, 1869.
Salthouse T.A. Localizing age-related individual differences in a hierarchical structure. Intelligence, 2004, 32(6), 541–561. DOI:10.1016/j.intell.2004.07.003
Segal-Engelchin D., Huss E., Sarid O. The Use of Online CB-ART Interventions in the Context of COVID-19: Enhancing Salutogenic Coping. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, 18(4), 2057. DOI:10.3390/ijerph18042057
Sorokin M.Yu., Kas'yanov E.D., Rukavishnikov G.V., Makarevich O.V., Neznanov N.G., Lutova N.B., Mazo G.E. Psikhologicheskie reaktsii naseleniya kak faktor adaptatsii k pandemii COVID-19. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoi psikhologii, 2020, 2, 87–94. DOI:10.31363/2313-7053-2020-2-87-94. (In Russian)
Zhevelik O.D., Rogovaya L.N. Osobennosti emotsional'nogo sostoyaniya patsientov s diagnozom COVID-19, prokhodivshikh lechenie v ambulatornykh usloviyakh. Zdravookhranenie Yugry: opyt i innovatsii, 2021, 1, 25–28. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Анна Шмигановская

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.