Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ

Авторы

  • Александра Бочавер
  • Наталья Горлова
  • Кирилл Хломов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v14i76.138

Аннотация

Существует много свидетельств серьезного влияния, которое оказывает поведение педагогов и руководства школ на динамику ситуаций школьной травли:на это указывают и исследования, и оценки эффективности профилактических программ. В общем виде это влияние оформляется в характеристики школьного климата, благополучие которого во многом определяет частоту и динамику множества потенциальных небезопасных ситуаций, в частности –эпизодов буллинга и кибербуллинга. Для российских школ тема школьного климата является пока слабо исследованной и во многомосваивается внутри каждой организации интуитивно. Данная статья посвящена анализу представлений сотрудников образовательных организаций из разных регионов России о частоте эпизодов школьного буллинга, характеристиках психологического климата в их организациях, а также вкладе в поддержание благополучного климата их самих и их руководства. В онлайн-опросе участвовали 214 респондентов. Выделены три типа описаний школьного климата (позитивный, напряженныйи разобщенный). Зафиксированы наиболее распространенные стратегии поведения специалистов и руководства в отношении ситуаций буллинга (различные виды профилактикибуллинга и прекращениятекущих буллинг-ситуаций). Кроме того, присутствуют ответы, в которых отмечается игнорированиеили усугублениеситуаций буллинга руководством школ и формальное и недифференцированное описаниесобственного поведения респондентов. Статистический анализ показал, что частота травли в школах с позитивным климатом оценивается как значимо более низкая, чем в тех школах, где климат описывается как напряженный. Также значимо выше оценка частоты травлив тех школах, где, по данным респондентов, руководство игнорирует проявления буллинга, демонстрирует деструктивное поведение и не ведет профилактической деятельности. В то же время не выявлено значимой связи между оценкой частоты буллинга и школьного климата с собственными действиями респондентов. Данное пилотажное исследование проблематизирует вопросы о способах реагирования сотрудников российских школ на ситуации буллинга и показывает необходимость дальнейших исследований.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Александра Бочавер
    Бочавер Александра Алексеевна. Кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования Высшей школы экономики, ул. Мясницкая 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: a-bochaver@yandex.ru
  • Наталья Горлова
    Горлова Наталья Владимировна. Научный сотрудник, Институт психологии практик развития, ул. Корнеева 50, 660001 Красноярск, Россия. E-mail: gorlova_n@mail.ru
  • Кирилл Хломов
    Хломов Кирилл Даниилович. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория когнитивных исследований, факультет психологии, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, пр. Вернадского 82, корп. 2, 119571 Москва, Россия. E-mail: kirkhlomov@gmail.com

Опубликован

30.04.2021

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Бочавер, А., Горлова, Н., & Хломов, К. (2021). Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ . Психологические исследования, 14(76). https://doi.org/10.54359/ps.v14i76.138

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)