Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ

Авторы

  • Александра Бочавер
  • Наталья Горлова
  • Кирилл Хломов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v14i76.138

Ключевые слова:

буллинг, школьный климат, образовательная среда, администрация школы, педагоги

Аннотация

Существует много свидетельств серьезного влияния, которое оказывает поведение педагогов и руководства школ на динамику ситуаций школьной травли:на это указывают и исследования, и оценки эффективности профилактических программ. В общем виде это влияние оформляется в характеристики школьного климата, благополучие которого во многом определяет частоту и динамику множества потенциальных небезопасных ситуаций, в частности –эпизодов буллинга и кибербуллинга. Для российских школ тема школьного климата является пока слабо исследованной и во многомосваивается внутри каждой организации интуитивно. Данная статья посвящена анализу представлений сотрудников образовательных организаций из разных регионов России о частоте эпизодов школьного буллинга, характеристиках психологического климата в их организациях, а также вкладе в поддержание благополучного климата их самих и их руководства. В онлайн-опросе участвовали 214 респондентов. Выделены три типа описаний школьного климата (позитивный, напряженныйи разобщенный). Зафиксированы наиболее распространенные стратегии поведения специалистов и руководства в отношении ситуаций буллинга (различные виды профилактикибуллинга и прекращениятекущих буллинг-ситуаций). Кроме того, присутствуют ответы, в которых отмечается игнорированиеили усугублениеситуаций буллинга руководством школ и формальное и недифференцированное описаниесобственного поведения респондентов. Статистический анализ показал, что частота травли в школах с позитивным климатом оценивается как значимо более низкая, чем в тех школах, где климат описывается как напряженный. Также значимо выше оценка частоты травлив тех школах, где, по данным респондентов, руководство игнорирует проявления буллинга, демонстрирует деструктивное поведение и не ведет профилактической деятельности. В то же время не выявлено значимой связи между оценкой частоты буллинга и школьного климата с собственными действиями респондентов. Данное пилотажное исследование проблематизирует вопросы о способах реагирования сотрудников российских школ на ситуации буллинга и показывает необходимость дальнейших исследований.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Александра Бочавер
    Бочавер Александра Алексеевна. Кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования Высшей школы экономики, ул. Мясницкая 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: a-bochaver@yandex.ru
  • Наталья Горлова
    Горлова Наталья Владимировна. Научный сотрудник, Институт психологии практик развития, ул. Корнеева 50, 660001 Красноярск, Россия. E-mail: gorlova_n@mail.ru
  • Кирилл Хломов
    Хломов Кирилл Даниилович. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория когнитивных исследований, факультет психологии, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, пр. Вернадского 82, корп. 2, 119571 Москва, Россия. E-mail: kirkhlomov@gmail.com

Библиографические ссылки

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Aleksandrov D.A., Ivanushina V.A., Khodorenko D.K., Tenisheva K.A. Shkol’nyi klimat: concept and measurement tool. Moscow: Ed. HSE house, 2018. (in Russian)

Bernstein B. Class, codes and control: the structure of pedagogical discourse. Moscow: Prosvetshenie, 2008. (in Russian)

Bochaver A.A. Travlya v detskom kollektive; ustanovki I vozmozhnosti uchitelei [Bullying in a children's group: teachers’ orientations and opportunities]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru, 2014. Vol. 6, no. 1, pp. 47–55. doi:10.17759/psyedu.2014060107. (In Russ., аbstr. in Engl.) DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060107

Bochaver A.A. Posledstviya shkol’noi travli dlya ee uchastnikov [Consequences of school bullying for participants]. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2021 (in press).

Bochaver A.A., Zhilinskaya A.V., Khlomov K.D. School Bullying and Teachers' Attitudes. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo, 2015. Vol. 6, no. 1, pp. 103–116. (In Russ., аbstr. in Engl.)

Bullying among adolescents in Russian Federation: Informational bulletin based on results of the study “Health Behavior in School-aged Children” HBSC 2013/2014. WHO, 2016. URL: https://www.euro.who.int/data/assets/pdf_file/0007/325519/HSBC-Fact-Sheet-Bullyingamong-adolescents-in-the-Russian-Federation-ru.pdf (in Russian)

Krivtsova S.V., Shapkina A.N., Belevich A.A. Bullying in schools around the world: Austria, Germany, Russia. Obrazovatel’naya politika, 2016, No. 3(73), 97–119. (in Russian)

Kutuzova D.A. Bullying at school. Myths and reality. URL: https://www.e1.ru/articles/kid/page_13/003/439/article_3439.html.

Novikova M.A., Rean A.A. Influence of School Climate on Bullying Prevalence: Russian and International Research Experience. Voprosy obrazovaniya, 2019, No 2, 78–97 (In Russ., аbstr. in Engl.) DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-78-97

Roulann E. How to Stop Bullying in School: The Psychology of Mobbing / Trans. from Norwegian. Moscow: Genesis, 2012.

Stratiychuk E.V., Chirkina R.V. Teacher's position in school bulling. Sovremennaia zarubezhnaia psikhologiia, 2019. Vol. 8, no. 3, pp. 45–52. doi:10.17759/jmfp.2019080305. (In Russ., аbstr. in Engl.) DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080305

Chirkina T.A., Khavenson T.E. Shkol’nyi klimat: istiriya ponyatiya, podkhody k opredeleniu i izmerenie v anketakh PISA [School climate: the History of the Concept, Approachers to Defining, and Measurement in PISA Questionnaire]. Voprosy obrazobaniya, 2017, 1, 207-229. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-207-229

Brown J.R., Aalsma M.C., Ott M.A. The Experiences of Parents Who Report Youth Bullying Victimization to School Officials. Journal of Interpersonal Violence, 2013. Vol. 28. No. 3. P. 494–518. DOI: https://doi.org/10.1177/0886260512455513

Crosnoe R. Schools, peers, and the big picture of adolescent development. // In: Adolescent vulnerabilities and opportunities: Developmental and constructivist perspectives. / Ed. by E. Amsel, J. Smetana. NY, Cambridge University Press, 2011. P. 182-204. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9781139042819.011

Eliot M., Cornell D., Gregory A., Fan X. Supportive School Climate and Student Willingness to Seek Help for Bullying and Threats of Violence. Journal of School Psychology, 2010. Vol. 48. No 6. P. 533–553. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2010.07.001

Hunter S.C., Boyle J.M., Warden D. Help Seeking amongst Child and Adolescent Victims of Peer‐Aggression and Bullying: The Influence of School‐Stage, Gender, Victimisation, Appraisal, and Emotion. British Journal of Educational Psychology, 2004. Vol. 74. No 3. P. 375–390. DOI: https://doi.org/10.1348/0007099041552378

Låftman S.B., Östberg V., Modin B. School Climate and Exposure to Bullying: A Multilevel Study. School Effectiveness and School Improvement, 2017. Vol. 28. No 1. P. 153–164. DOI: https://doi.org/10.1080/09243453.2016.1253591

Mucherah W., Finch H., White T., Thomas K. The Relationship of School Climate, Teacher Defending and Friends on Students’ Perceptions of Bullying in High School. Journal of Adolescence, 2018. Vol. 62. January. P. 128–139. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.11.012

PISA 2018 Results (Vol. III). What School Life Means for Students’ Lives. Paris: OECD Publishing, 2019. https://doi.org/10.1787/acd78851-en. DOI: https://doi.org/10.1787/acd78851-en

Olweus D. Bullying at School: What We Know What We Can Do. N. Y.: Blackwell, 1993.

Rigby K. How Australian Parents of Bullied and Non-Bullied Children See Their School Responding to Bullying. Educational Review, 2017. Vol. 71, No 3. P. 318-333. DOI: https://doi.org/10.1080/00131911.2017.1410104

Takizawa R., Maughan B., Arseneault L. Adult Health Outcomes of Childhood Bullying Victimization: Evidence From a Five-Decade Longitudinal British Birth Cohort. American Journal of Psychiatry, 2014. No 171. P. 777-84. DOI: https://doi.org/10.1176/appi.ajp.2014.13101401

Troop-Gordon W., Ladd G.W. Teachers’ Victimization-Related Beliefs and Strategies: Associations with Students’ Aggressive Behavior and Peer Victimization. Journal of Abnormal Child Psychology, 2015. Vol. 43. No 1. P. 45–60. DOI: https://doi.org/10.1007/s10802-013-9840-y

Yoon J., Sulkowski M.L., Bauman S.A. Teachers’ Responses to Bullying Incidents: Effects of Teacher Characteristics and Contexts. Journal of School Violence, 2016. 15(1). P. 91-113. DOI: https://doi.org/10.1080/15388220.2014.963592

Опубликован

30.04.2021

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ . (2021). Психологические исследования, 14(76). https://doi.org/10.54359/ps.v14i76.138