Кооперация vs конкуренция: роль этнического разнообразия и меж-культурного климата в школах России и Таджикистана

Авторы

  • Азхария Каримова Национальный исследовательский университет Высшая Школа Экономики, Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/5jq5es78

Ключевые слова:

кооперация, конкуренция, стратегии взаимодействия, этническое разнообразие, поликультурные классы, межкультурный климат

Аннотация

В условиях глобальных миграционных процессов школы становятся не только образовательными учреждениями, но и социальными пространствами, где формируются межкультурные отношения. Настоящее исследование направлено на изучение роли этнического разнообразия во взаимосвязи межкультурного школьного климата со стратегиями взаимодействия учащихся (кооперация vs конкуренция). В исследовании приняли участие школьники из России (N = 185) и Таджикистана (N = 158), обучающиеся в поликультурных классах. В качестве инструментов использовались шкалы из Classroom Cultural Diversity Climate Scale (межкультурное обучение и поддержка межкультурных контактов) и модифицированный опросник организационного конфликта М. Рэхима для контекста взаимодействия со школьными сверстниками (кооперация и конкуренция). Анализ показал, что межкультурное обучение и поддержка межкультурных контактов положительно связаны с кооперацией в обеих странах. Однако их эффект на конкуренцию оказался более выраженным в Таджикистане. Этническое разнообразие выступило в роли модератора: в российских школах оно усиливало взаимосвязь между межкультурным обучением и кооперацией, тогда как в таджикских школах этот эффект был менее выражен. Полученные результаты подчеркивают важность образовательных программ, направленных на укрепление межкультурного взаимодействия и кооперативных стратегий.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Азхария Каримова , Национальный исследовательский университет Высшая Школа Экономики, Москва, Россия

    Студент Аспирантской школы по психологии, младший научный сотрудник Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ, преподаватель, Национальный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики, ул. Мясницкая, д. 20, 10100 Москва, Россия.

Библиографические ссылки

Abramczyk A., Jurkowski S. Cooperative learning as an evidence-based teaching strategy: What teachers know, believe, and how they use it. Journal of Education for Teaching, 2020, 46(3), 296–308. DOI:10.1080/02607476.2020.1733402

Aleksandrov D.A., Ivanyushina V.A., Kazartseva E.V. Etnicheskiy sostav shkol i migratsionnyy status shkol'nikov v Rossii. Educational Studies, 2015, No. 2 (17), 173–195. DOI:10.17323/1814-9545-2015-2-173-195 (in Russian)

Allport G.W. The Nature of Prejudice. New York: Perseus, 1954.

Avermaet P., Slembrouck S., Van Gorp K., Sierens S., Maryns K. The multilingual edge of educa-tion. In: J. J. Zoghbi, P. D. Duff, L. J. Kucer (eds.). Language, Literacy, and Learning in the Con-tent Areas. Cham: Springer, 2018, 23–45. DOI:10.1057/978-1-137-54856-6

Banks J.A. Multicultural education: Historical development, dimensions, and practice. Review of Research in Education. Review of research in education, 1993, 19, 3–49. DOI:10.3102/00346543019001003

Bekhuis H., Ruiter S., Coenders M. Xenophobia among youngsters: The effect of interethnic con-tact. European Sociological Review, 2013, 29(2), 229–242. DOI:10.1093/esr/jcr057

Berry J.W., Poortinga Y.H., Breugelmans S.M., Chasiotis A., Sam D.L. Cross-cultural psychology: Research and applications. 3rd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.

Bochaver A.A., Korneev A.A., Khlomov K.D. School Climate Questionnaire: A New Tool for As-sessing the School Environment. Frontiers in Psychology, 2022, 13, e871466. DOI:10.3389/fpsyg.2022.871466

Brand S., Felner R., Shim M., Seitsinger A., Dumas T. Middle school improvement and reform: Development and validation of a school-level assessment of climate, cultural pluralism, and school safety. Journal of Educational Psychology, 2003, 95(3), 570–588. DOI:10.1037/0022-0663.99.3.445

Bushina E., Karimova A. Vzaimosvyaz' akkulturatsii i bullinga v rossiyskikh shkolakh. Voprosy Obrazovaniya / Educational Studies Moscow, 2022, No, 2, 33–59. DOI:10.17323/1814-9545-2022-2-33-59. (in Russian)

Byrd C.M. The associations of intergroup interactions and school racial socialization with aca-demic motivation. The Journal of Educational Research, 2015, 108(1), 10–21. DOI:10.1080/00220671.2013.831803

Chirkina T.A., Khavenson T.E. School Climate: A History of the Concept and Approaches to De-fining and Measuring it on PISA Questionnaires. Russian Education & Society, 2018, 60(2), 133–160. DOI:10.1080/10609393.2018.1451189

Dejaeghere Y., Hooghe M., Claes E. Do ethnically diverse schools reduce ethnocentrism? A two-year panel study among majority group late adolescents in Belgian schools. International Journal of Intercultural Relations, 2012, 36, 108–117. DOI:10.1016/j.ijintrel.2011.02.010

Deutsch M. Cooperation and competition. In: Springer eBooks, 2011, pp. 23–40. DOI:10.1007/978-1-4419-9994-8_2

Dovidio J.F., Gaertner S.L., Kawakami K. Intergroup contact: The past, present, and the future. Group Processes & Intergroup Relations, 2003, 6(1), 5–21. DOI:10.1177/1368430203006001009

Eccles J.S., Roeser R.W. Schools as developmental contexts during adolescence. Journal of Re-search on Adolescence, 2011, 21(1), 225–241. DOI:10.1111/j.1532-7795.2010.00725.x

Gaertner S.L., Dovidio J.F., Anastasio P.A., Bachman B.A., Rust M.C. The common ingroup iden-tity model: Recategorization and the reduction of intergroup bias. European Review of Social Psy-chology, 1993, 4(1), 1–26. DOI:10.1080/14792779343000004

Ghosh R., Abdi A.A. Education and the politics of difference: Select Canadian perspectives. To-ronto: Canadian Scholars' Press, 2013. DOI:10.1016/j.ijintrel.2011.02.010

Graham S. Peer victimization in school: Exploring the ethnic context. Current Directions in Psy-chological Science, 2006, 15, 317–321. DOI:10.1111/j.1467-8721.2006.00460.x

Grigoryev D., Gorbunova E., Krylova N., Klimov V., Pugach I., et al. Mapping ethnic stereotypes and their antecedents in Russia: The stereotype content model. Frontiers in Psychology, 2019, 10, 1643. DOI:10.3389/fpsyg.2019.01643

Harter S. Teacher and classmate influences on scholastic motivation, self-esteem, and level of voice in adolescents. In: Cambridge University Press eBooks, 1996, pp. 11–42. DOI:10.1017/cbo9780511571190.004

Ismail A.A. Immigrant children, educational performance and public policy: A capability ap-proach. Journal of International Migration and Integration, 2018, 20(3), 717–734. DOI:10.1007/s12134-018-0630-9

Janmaat J.G. The effect of classroom diversity on tolerance and participation in England, Sweden and Germany. Journal of Ethnic and Migration Studies, 2012, 38(1), 21–39. DOI:10.1080/1369183X.2012.640007

Janmaat J.G. School ethnic diversity and white students’ civic attitudes in England. Social Science Research, 2015, 49, 97–109. DOI:10.1016/j.ssresearch.2014.07.006

Kokkonen A., Esaiasson P., Gilljam M. Ethnic diversity and democratic citizenship: Evidence from a social laboratory. Scandinavian Political Studies, 2010, 33(4), 331–355. DOI:10.1111/j.1467-9477.2010.00253.x

McLaren L.M. Anti-immigrant prejudice in Europe: Contact, threat perception, and preferences for the exclusion of migrants. Social Forces, 2003, 81(3), 909–936. DOI:10.1353/sof.2003.0038

McLaughlin, J. E., Boudah, D. J., & O'Rourke, K. The influence of intergroup relations on social identity and intergroup behavior. International Journal of Medical Education, 2016, 7, 1–5. DOI:10.5116/ijme.5683.3f62

Moody J. Race, school integration, and friendship segregation in America. American Journal of Sociology, 2001, 107(3), 679–716. DOI:10.1086/338954

Omel'chenko E.L., Andreeva Yu.V., Luk'yanova E.L., Sabirova G.A., Krupets Ya.N. Adaptatsiya detey migranotov v shkole. Metodicheskoye posobiye: rekomendatsii po provedeniu kompleksa adaptatsionnykh meropriyatiy v obshcheobrazovatel'nykh uchebnykh zavedeniyakh RF. Ulya-novsk: Ul'yanovskii gosudarstvennyi universitet, 2010. (in Russian)

Organization for Security and Co-operation in Europe. OSCE Annual Report 2011. Vena: Ueber-reuter Print GmbH, 2012. (in Russian)

Perepis' naseleniya i zhilishchnogo fonda Respubliki Tadzhikistan 2010 goda. Tom III. Natsion-al'nyy sostav, vladenie yazykami i grazhdanstvo naseleniya Respubliki Tadzhikistan. Dushanbe: Statisticheskoe agentstvo pri Prezidiume Akademii nauk Respubliki Tadzhikistan, 2012. (in Rus-sian)

Pettigrew T.F., Tropp L.R., Wagner U., Christ O. Recent advances in intergroup contact theory. International Journal of Intercultural Relations, 2011, 35(3), 271–280. DOI:10.1016/j.ijintrel.2011.03.001

Phinney J.S. The multigroup ethnic identity measure: A new scale for use with diverse groups. Journal of Adolescent Research, 1992, 7(2), 156–176. DOI:10.1177/074355489272003

Putnam R.D. E Pluribus Unum: Diversity and Community in the Twenty-first Century. Scandina-vian Political Studies, 2007, 30(2), 137–174.

Salpykova I., Akhmadullina R., Valiakhmetova N., Valiahmetova A. Formation of tolerance of schoolchildren in the conditions of cooperative learning (regional aspect). EDULEARN16 Pro-ceedings, 2016, 7822–7829. The 8th International Conference on Education and New Learning Technologies, 4–6 July 2016, Barcelona, Spain.

Schachner M.K. From equality and inclusion to cultural pluralism – evolution and effects of cul-tural diversity perspectives in schools. European Journal of Developmental Psychology, 2019, 16(1), 1–17. DOI:10.1080/17405629.2017.1326378

Schleicher A., Belfali Y., For P., For O. PISA 2015 results. Paris: OECD, 2016. DOI:10.1787/9789264267510-en

Smith S., Maas I., Van Tubergen F. Ethnic ingroup friendships in schools: Testing the by-product hypothesis in England, Germany, the Netherlands, and Sweden. Social Networks, 2014, 39, 33–45. DOI:10.1016/j.socnet.2014.04.003

Stanat P., Christensen G. Where immigrant students succeed: A comparative review of perfor-mance and engagement in PISA 2003. Paris: Organisation for Economic Co-operation and Devel-opment, 2006. DOI:10.1787/9789264023611-en

Stephan W.G., Stephan C.W. Improved intergroup relations: Building on the legacy of Gordon W. Allport. Group Processes & Intergroup Relations, 2001, 4(3), 271–287.

Strayer J.F. How learning in an inverted classroom influences cooperation, innovation and task orientation. Learning Environments Research, 2012, 15(2), 171–193. DOI:10.1007/s10984-012-9108-4

Swantje Bubritzki F., van Tubergen J., Weesie J., Smith S. Ethnic composition of the school class and interethnic attitudes: A multi-group perspective. Journal of Ethnic and Migration Studies, 2018, 44(3), 482–502. DOI:10.1080/1369183X.2017.1322501

Tomovska A. Contact as a tool for peace education? Reconsidering the contact hypothesis from the children’s perspectives. Journal of Peace Education, 2010, 7(2), 121–138. DOI:10.1080/17400201.2010.498993

Tropp L.R., Prenovost M.A. The role of intergroup contact in predicting children’s inter-ethnic attitudes: Evidence from meta-analytic and field studies. In: S.R. Levy, M. Killen (Eds.), Inter-group Attitudes and Relations in Childhood Through Adulthood. New York: Oxford University Press, 2008. pp. 236–248. DOI:10.1093/oso/9780195189742.003.0015

The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO). Why the world needs happy schools: global report on happiness in and for learning. France, Paris, 2024.

van Geel M., Vedder P. Multicultural attitudes among adolescents: The role of ethnic diversity in the classroom. Group Processes & Intergroup Relations, 2011, 14(4), 549–558. DOI:10.1177/1368430210379007

van Knippenberg, D., Brewer, M. B., Stroebe, W., & Sedikides, C. The influence of intergroup re-lations on social identity and intergroup behavior. Journal of Applied Psychology, 2004, 89(6), 1008–1020. DOI:10.1037/0021-9010.89.6.1008

Verkuyten M. The integration paradox: Empirical evidence from the Netherlands. American Be-havioral Scientist, 2010, 53(5), 728–747. DOI:10.1177/0002764210361701

Vervoort M., Scholte R.H.J., Scheepers P. Ethnic composition of school classes, majority-minority friendships, and adolescents’ intergroup attitudes in the Netherlands. Journal of Adoles-cence, 2011, 34, 257–267. DOI:10.1016/j.adolescence.2010.05.005

Wölfer R., Kühne F., Sassenberg K., Kessler T. Developmental dynamics of intergroup contact and intergroup attitudes: Long-term effects in adolescence and early adulthood. Child Develop-ment, 2016, 87(5), 1466–1478. DOI:10.1111/cdev.12585

Опубликован

26.06.2025

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования

Как цитировать

Каримова , А. (2025). Кооперация vs конкуренция: роль этнического разнообразия и меж-культурного климата в школах России и Таджикистана. Психологические исследования, 18(99), 6. https://doi.org/10.54359/5jq5es78