Переосмысление психодиагностической работы с принимающими семьями с позиций конструктивизма

Авторы

  • Екатерина Жуйкова
  • Леонора Печникова
  • Андрей Рыжов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v12i63.244

Аннотация

Статья посвящена анализу перспективы использования конструктивистского подхода в психологическом обследовании принимающей семьи на фоне тенденций к ужесточению отбора кандидатов в приемные родители. Основные идеи конструктивизма (понимание познания как конструирования, контекстуальность истины, критерий хорошего знания – его полезность) рассматриваются с точки зрения применимости к психодиагностике. Приводится обзор основных идей Дж.Келли в рамках его теории личностных конструктов, исследований в психологии семьи и семейном устройстве методами ранговых решеток. Детально описывается процесс формирования системы конструктов в детско-родительских отношениях, ее влияние на ожидания родителей от ребенка и оценку качества взаимодействия с ним. Представлен опыт применения метода исследования ожиданий и установок родителей по отношению к потенциальному приемному ребенку с помощью оценивания детских фотографий, обсуждаются аспекты количественного и качественного анализа решеток: оценка разнообразия содержания конструктов и способности регулировать аффективную реакцию; выявление жестких убеждений и стереотипов об усыновлении; оценка уровня рефлексии, ментализации и коммуникативных искажений; выявление признаков специфического отношения к членам семьи. На основании анализируемых аспектов выделяются ключевые направления и техники семейной психотерапии с приемными семьями, а также темы для адресной подготовки кандидатов в приемные родители. Подчеркивается, что психологическая диагностика приемных родителей, основанная на идеях конструктивизма, исключает оценку семей с точки зрения их функциональности и готовности выполнять родительские обязанности, а фокусируется на идеях сотрудничества и оказания помощи по тем направлениям, которые не позволяют семье быть удовлетворенными внутренними отношениями и отношениями с социумом.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Екатерина Жуйкова
    Жуйкова Екатерина Борисовна. Научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: e.b.zhuykova@gmail.com
  • Леонора Печникова
    Печникова Леонора Сергеевна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейрои патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: pech56@mail.ru
  • Андрей Рыжов
    Рыжов Андрей Леонидович. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, кафедра нейрои патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: andrey.ryzhov@gmail.com

Опубликован

20.02.2019

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Жуйкова, Е., Печникова, Л., & Рыжов, А. (2019). Переосмысление психодиагностической работы с принимающими семьями с позиций конструктивизма. Психологические исследования, 12(63). https://doi.org/10.54359/ps.v12i63.244

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)