Переосмысление психодиагностической работы с принимающими семьями с позиций конструктивизма

Авторы

  • Екатерина Жуйкова
  • Леонора Печникова
  • Андрей Рыжов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v12i63.244

Ключевые слова:

принимающая семья, метод репертуарных решеток, конструктивизм, приемный ребенок, семейная психотерапия

Аннотация

Статья посвящена анализу перспективы использования конструктивистского подхода в психологическом обследовании принимающей семьи на фоне тенденций к ужесточению отбора кандидатов в приемные родители. Основные идеи конструктивизма (понимание познания как конструирования, контекстуальность истины, критерий хорошего знания – его полезность) рассматриваются с точки зрения применимости к психодиагностике. Приводится обзор основных идей Дж.Келли в рамках его теории личностных конструктов, исследований в психологии семьи и семейном устройстве методами ранговых решеток. Детально описывается процесс формирования системы конструктов в детско-родительских отношениях, ее влияние на ожидания родителей от ребенка и оценку качества взаимодействия с ним. Представлен опыт применения метода исследования ожиданий и установок родителей по отношению к потенциальному приемному ребенку с помощью оценивания детских фотографий, обсуждаются аспекты количественного и качественного анализа решеток: оценка разнообразия содержания конструктов и способности регулировать аффективную реакцию; выявление жестких убеждений и стереотипов об усыновлении; оценка уровня рефлексии, ментализации и коммуникативных искажений; выявление признаков специфического отношения к членам семьи. На основании анализируемых аспектов выделяются ключевые направления и техники семейной психотерапии с приемными семьями, а также темы для адресной подготовки кандидатов в приемные родители. Подчеркивается, что психологическая диагностика приемных родителей, основанная на идеях конструктивизма, исключает оценку семей с точки зрения их функциональности и готовности выполнять родительские обязанности, а фокусируется на идеях сотрудничества и оказания помощи по тем направлениям, которые не позволяют семье быть удовлетворенными внутренними отношениями и отношениями с социумом.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Екатерина Жуйкова
    Жуйкова Екатерина Борисовна. Научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: e.b.zhuykova@gmail.com
  • Леонора Печникова
    Печникова Леонора Сергеевна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейрои патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: pech56@mail.ru
  • Андрей Рыжов
    Рыжов Андрей Леонидович. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, кафедра нейрои патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: andrey.ryzhov@gmail.com

Библиографические ссылки

Butler R., Green D. The child within: taking the young person’s perspective by applying personal construct theory. London: Wiley, 2007.

Carr A. Family therapy: concepts, process and practice. Chichester: Wiley, 2006. DOI: https://doi.org/10.1002/9780470713051

Cooper E. Exploring the personal constructs of looked after children and their foster carers: a qualitative study. PhD dissertation. University of Herfordshire, 2011.

Fransella F., Bell R., Bannister D. A manual for repertory grid technique. New York, London: Wiley, 2004. DOI: https://doi.org/10.1002/0470013370.ch9

Hicks C., Nixon S. The use of a modified repertory-grid technique for assessing self-concept of children in Local Authority foster care. British Journal of Social work, 1989, Vol. 19, 203–216. DOI: https://doi.org/10.1093/bjsw/19.3.203

Kelly G. Teoriya lichnosti: psikhologiya lichnykh konstruktov [Personality Theory: Psychology of Personal Constructs]. St. Petersburg: Rech', 2000. (in Russian)

Kitson B. Changing places. Educational and child psychology, 1996, 13(4), 29–35.

Kotler T., Chetwynd J. Changes in family members during psychotherapy. Human relations, 1980, 33(2), 101–110. DOI: https://doi.org/10.1177/001872678003300202

McConahie H. Parents and Young Mentally Handicapped Children: A Review of Research Issues. London: Routledge, 1986.

Morrison P. The caring attitude in nursing practice: a repertory grid study of trained nurse’s perceptions. Nurse education today, 1991, Vol. 11, 3–12. DOI: https://doi.org/10.1016/0260-6917(91)90118-T

Nissim R. What makes for successful fostering? using repertory grids to answer this question. Educational and child psychology, 1996, 13(4), 36–43.

Prikhozhan A.M., Tolstykh N.N. Psikhologiya sirotstva [Psychology of orphanhood]. St. Petersburg: Piter, 2005. (in Russian)

Safuanov F.S., Kulakov S.S. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2017, 9(2), 128–144. (in Russian)

Sharma S., Winter D., McCarthy M. A personal construct approach to understanding stress in mothers of children diagnosed with autism spectrum disorders. Journal of constructivist psychology, 2013, 26(1), 50–61. DOI: https://doi.org/10.1080/10720537.2013.732534

Sotsial'naya zashchita detei-sirot: vazhnye pokazateli za 6 let. Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Rossii [Social protection of orphans: important indicators for 6 years. Official website of the Russian Government]. http://government.ru/info/32116/ (in Russian)

Ulanovskii A.M. Voprosy psikhologii, 2009, No. 2, 35–45. (in Russian)

Zharov A. Novyi zakonoproekt pro detei-sirot i ikh roditelei. Pochemu on takoi, i chto delat', esli on ne nravitsya [The new bill about orphans and their parents. Why is he like that and what to do if he doesn't like it]. Moscow: Biblioteka advokata Zharova, 2019. http://zharov.info/archives/7605 (in Russian)

Zhuykova E.B., Pechnikova L.S., Ryzhov A.L. Natsional'nyĭ psikhologicheskiĭ zhurnal, 2018, 1(29), 50–62. (in Russian)

Опубликован

20.02.2019

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Переосмысление психодиагностической работы с принимающими семьями с позиций конструктивизма. (2019). Психологические исследования, 12(63). https://doi.org/10.54359/ps.v12i63.244