Психологические особенности распознавания эмоций у дошкольников при разном уровне культурной конгруэнтности

Авторы

  • Резеда Попова
  • Лариса Баянова
  • Александр Веракса
  • Екатерина Кочеткова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.265

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования распознавания эмоций у дошкольников при разном уровне соответствия их поведения инвариантным культурным правилам, типичным для данного возраста. В основу исследования была положена модель уровневой организации эмоциональной сферы, согласно которой ее последовательная дифференциация проходит экстернальный, ментальный и рефлексивный уровни. Тестовая батарея включала методики, позволяющие определить разные аспекты распознавания эмоций, в том числе субтесты тестовой батареи NEPSY – II. Исследование проводилось в 2017–2018 годах в детских садах Республики Татарстан. Выборку составили дошкольники в возрасте 5–6 лет (N = 225) и их матери (N = 225). В процессе исследования удалось выделить группы детей с разным уровнем культурной конгруэнтности и показать особенности распознавания эмоций у детей в данных группах. Было обнаружено, что точность распознавания эмоций по лицам (вне ситуативного контекста) в большей степени свойственна детям с высокой и низкой культурной конгруэнтностью. Эти же группы детей характеризовались более высоким уровнем тревоги в социальных ситуациях. В то же время точность распознавания определенных эмоций по лицевой экспрессии, а также распознавание и понимание эмоций других людей в контексте ситуации не показали достоверной связи с уровнем культурной конгруэнтности. Причем различие в понимании социального контекста ситуации и причин переживаемых эмоций между исследованными группами прослеживалось в виде тенденций и зависело от содержания предложенных детям ситуаций и того, как в конкретных ситуациях сочетались смысловые и эмоциональные аспекты.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Резеда Попова
    Попова Резеда Равилевна. Старший преподаватель, кафедра педагогической психологии, Институт психологии и образования, Казанский федеральный университет, ул. Межлаука, д. 1, 420021 Казань, Россия. E-mail: rezedapopova@gmail.com
  • Лариса Баянова
    Баянова Лариса Фаритовна. Доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии, Институт психологии и образования, Казанский федеральный университет, ул. Межлаука, д. 1, 420021 Казань, Россия. E-mail: balan7@yandex.ru
  • Александр Веракса
    Веракса Александр Николаевич. Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125008 Москва, Россия. E-mail: veraksa@yandex.ru
  • Екатерина Кочеткова
    Кочеткова Екатерина Александровна. Магистрант, Институт психологии и образования, Казанский федеральный университет, ул. Межлаука, д. 1, 420021 Казань, Россия. E-mail: katarina.fish@yandex.ru

Опубликован

21.10.2018

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Попова, Р., Баянова, Л., Веракса, А., & Кочеткова, Е. (2018). Психологические особенности распознавания эмоций у дошкольников при разном уровне культурной конгруэнтности. Психологические исследования, 11(61). https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.265

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)