Опыт исследования индивидуально-психологических особенностей целеполагания и жизненного планирования
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i57.323Аннотация
Предлагается авторская методика (анкета) для изучения индивидуально-психологических особенностей целеполагания и жизненного планирования, описывается опыт ее использования. Анкета сочетает качественный и количественный подход и на основе анализа индивидуальных жизненных целей позволяет оценить такие характеристики целеполагания и жизненного планирования, как соотношение мечтаний, ожиданий и целей в картине будущего, временная удаленность целей, принадлежность к жизненным сферам, продуманность путей достижения, уровень значимости, источники возникновения, мотивационная основа, локус контроля целей, взаимосвязанность и противоречивость системы целей. Приводятся результаты исследования по апробации анкеты, проведенного с участием 176 взрослых в возрасте 18–48 лет. Результаты демонстрируют высокую индивидуальную вариативность всех изучаемых параметров. Тем не менее с помощью факторного анализа выявлены типы жизненного планирования: «Детализированная система целей, основанная на собственных потребностях», «Сторонние цели», «Долгосрочное планирование», «Внесрочное планирование», «Вынужденное планирование», «Умеренное планирование» (общая дисперсия факторов 66,3%). Выделенные типы имеют возрастную и гендерную специфику. В ранней взрослости, по сравнению со средней, преобладают долгосрочные, взаимосвязанные, противоречащие друг другу цели, а также цели, поставленные в результате восхищения, подражания и по совету (не основанные на собственных потребностях). Женщины больше обращены в будущее и характеризуются «тактическим планированием», тогда как мужчины – «стратегическим». Взрослым с высоким уровнем психологического благополучия свойственно ставить ясные, детализированные, высокозначимые цели, основанные на собственных потребностях и желаниях. Опыт применения методики подтверждает ее возможности в изучении индивидуально-психологических особенностей жизненного планирования как высоко вариативных, так и типологических; возрастной и гендерной специфики, а также характеристик целеполагания и планирования, соответствующих психологическому благополучию личности.