Современные исследовательские тенденции в области психологии восприятия

Авторы

  • Галина Шукова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i50.420

Ключевые слова:

онтологический подход к исследованию психологии восприятия, перцептивный процесс, психическая реальность, эмпирическое исследование, экологическая валидность

Аннотация

В современной психологии восприятия выявлены нарастающие тенденции к формированию онтологических исследовательских подходов. Интенсивные методологические поиски ведутся в двух направлениях: в отношении предмета исследования и в отношении объекта исследования. Показано, что онтологизация предмета психологического перцептивного исследования имеет своей целью выявление природных принципов организации психической реальности. Трансформация предмета перцептивного исследования в сторону акцентирования его бытийности является эффективным средством повышения онтологической корректности психологического знания в плане соответствия данных психологической науки изучаемой ею жизни, открывает все более глубокие и сущностные уровни организации психической реальности. С привлечением обширного эмпирического материала проиллюстрирован возникший в современной психологии восприятия интерес к фундаментальному исследованию «новой» перцептивной реальности как одному из вариантов развития современного научного познания. Актуальная задача поиска возможностей анализа активности индивида в естественных условиях получила свое решение в области психологии восприятия в виде формирования особого исследовательского направления, в котором в качестве объектов фундаментального психологического исследования используются «естественные процессы». Строгое изучение реальных стимулов позволяет увидеть новые – не фиксировавшиеся ранее – перцептивные закономерности и тем самым поставить новые исследовательские задачи в отношении целостности восприятия и его природной сообразности.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Галина Шукова
    Шукова Галина Валерьевна. Кандидат психологических наук, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: shookova@yandex.ru

Библиографические ссылки

Amit E., Greene J.D. You see, the ends don’t justify the means visual imagery and moral judgment. Psychological Science, 2012, 23(8), 861–868. DOI: https://doi.org/10.1177/0956797611434965

Barabanshchikov V.A. Vospriyatie i sobytie. St. Petersburg: Aleteiya, 2002. (in Russian)

Barabanshchikov V.A. Ekspressii litsa i ikh vospriyatie. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2012. (in Russian)

Baranowski A.M., Hecht H. The Big Picture: Effects of Surround on Immersion and Size Perception. Perception, 2014, 43(10), 1061–1070. doi:10.1068/p7663. DOI: https://doi.org/10.1068/p7663

Bernshtein N.A. In: V.P. Zinchenko (Ed.), Biomekhanika i fiziologiya dvizhenii. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1997. pp. 342–460. (in Russian)

Cañal-Bruland R., Pijpers J.R., Oudejans R.R.D. Close, and a Cigar! – Why Size Perception Relates to Performance. Perception, 2012, 41(3), 354–356. doi:10.1068/p7255. DOI: https://doi.org/10.1068/p7255

Cottrell D., Campbell M.E.J. Auditory Perception of a Human Walker. Perception, 2014, 43(11), 1225–1238. doi:10.1068/p7669. DOI: https://doi.org/10.1068/p7669

Dorosheva E.A. Eksperimental'naya Psikhologiya, 2014, 7(3), 83–97. (in Russian)

Engel A.K., Maye A., Kurthen M., König P. Where's the action? The pragmatic turn in cognitive science. Trends in Cognitive Sciences, 2013, 17(5), 202–209. doi:10.1016/j.tics.2013.03.006. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2013.03.006

Freeman J.B., Johnson K.L. More Than Meets the Eye: Split-Second Social Perception. Trends in Cognitive Sciences, 2016, 20(5), 362–374. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2016.03.003

Gantman A.P., Van Bavel J.J. See for Yourself: Perception Is Attuned to Morality. Trends in Cognitive Sciences, 2016, 20(2), 76–77. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2015.12.001

Jones A.L., Kramer R.S.S. Facial Cosmetics Have Little Effect on Attractiveness Judgments Compared with Identity. Perception, 2015, 44(1), 79–86. doi:10.1068/p7904. DOI: https://doi.org/10.1068/p7904

Koenderink J. The all seeing eye? Perception, 2014, 43(1), 1–6. DOI: https://doi.org/10.1068/p4301ed

Kornmeier J., Mayer G. The Alien in the Forest OR When Temporal Context Dominates Perception. Perception, 2014, 43(11), 1270–1274. doi:10.1068/p7844. DOI: https://doi.org/10.1068/p7844

Mandelbrot B.B. The fractal geometry of nature. New York, NY: Freeman, 1982.

Meshcheryakov B.G., Yushchenkova D.V. In: V.A. Barabanshchikov (Ed.), Sovremennaya eksperimental'naya psikhologiya. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2011. Vol. 2, pp. 145–163. (in Russian)

Olson J.A., Amlani A.A., Rensink R.A. Perceptual and Cognitive Characteristics of Common Playing Cards. Perception, 2012, 41(3), 268–286. doi:10.1068/p7175. DOI: https://doi.org/10.1068/p7175

Parrott S., Guzman-Martinez E., Ortega L., Grabowecky M., Huntington M.D., Suzuki S. Spatial Position Influences Perception of Slope from Graphs. Perception, 2014, 43(7), 647–653. doi:10.1068/p7758. DOI: https://doi.org/10.1068/p7758

Pyankova S.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(46), 12. http://psystudy.ru (in Russian)

Rose D., Brown D. Idealism and Materialism in Perception. Perception, 2015, 44(4), 423–435. doi:10.1068/p7927. DOI: https://doi.org/10.1068/p7927

Sergienko E.A. In: A.L. Zhuravlev, T.D. Martsinkovskaya, A.V. Yurevich (Eds.), Progress psikhologii: Kriterii i priznaki. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2009. pp. 319–333. (in Russian)

Teufel C., Fletcher P.C., Davis G. Seeing other minds: attributed mental states influence perception. Trends in Cognitive Sciences, 2010, 14(8), 376–382. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2010.05.005

Tyler C. Review: Possibilities of Perception. Perception, 2014, 43(4), 353–354. doi:10.1068/p4304rvw. DOI: https://doi.org/10.1068/p4304rvw

Walker P. Cross-Sensory Correspondences and Naive Conceptions of Natural Phenomena. Perception, 2012, 41(5), 620–622. doi:10.1068/p7195. DOI: https://doi.org/10.1068/p7195

Zinchenko V.P. Voprosy Psikhologii, 2008, No. 3, 3–10. (in Russian)

Опубликован

15.12.2016

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Современные исследовательские тенденции в области психологии восприятия. (2016). Психологические исследования, 9(50). https://doi.org/10.54359/ps.v9i50.420