Критика методологии проверки нулевой гипотезы: ограничения и возможные пути выхода. Часть I

Авторы

  • Алексей Корнеев
  • Елена Рассказова
  • Анатолий Кричевец
  • Александра Койфман

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i45.495

Ключевые слова:

проверка нулевой гипотезы, статистическое оценивание, значимость, метаанализ

Аннотация

Статья посвящена критическому обсуждению проблемы статистического вывода и методологии проверки нулевой гипотезы. В ней рассматриваются основные недостатки этого подхода к статистическому оцениванию данных. Выделяются несколько уровней критики проверки нулевой гипотезы: собственно статистический, связанный с процедурами и допущениями, стоящими за этой методологией, уровень социальных последствий, связанных с доминированием данного подхода в статистике, приводящий к ошибкам в интерпретации получаемых результатов, и, наконец, уровень соотнесения статистического и содержательного (психологического) анализа. Далее рассматриваются основные альтернативы, предлагающиеся в настоящее время для преодоления проблем, вызванных использованием методологии проверки нулевой гипотезы, дается их критическая оценка. Формулируется предварительный вывод о недостаточности изменения способов оценивания изолированного исследования.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Алексей Корнеев
    Корнеев Алексей Андреевич. Старший научный сотрудник, лаборатория нейропсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия; старший научный сотрудник, лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности, Институт возрастной физиологии, Российская академия образования, ул. Погодинская, д. 8, корп. 2, 119121 Москва, Россия. E-mail: korneeff@gmail.com
  • Елена Рассказова
    Рассказова Елена Игоревна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейрои патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009, Москва, Россия; старший научный сотрудник, лаборатория медицинской психологии, Научный центр психического здоровья, Каширское шоссе, д. 34, 115522 Москва, Россия. E-mail: e.i.rasskazova@gmail.com
  • Анатолий Кричевец
    Кричевец Анатолий Николаевич. Доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор, кафедра методологии психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: ankrich@mail.ru
  • Александра Койфман
    Койфман Александра Яковлевна. Психолог, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: skoyfman@gmail.com

Библиографические ссылки

Alekseev A.A. In: A.N. Alekhin (Ed.), Metodologicheskie problemy meditsinskoi psikhologii: materialy seminara kafedry klinicheskoi psikhologii Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I.Gertsena. Part II. St. Petersburg: Znanie, 2012. pp. 69–88. (in Russian)

Artemeva E.Yu., Martynov E.M. Veroyatnostnye metody v psikhologii. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1975. (in Russian)

Borenstein M., Hedges L.V., Higgins J.P.T., Rothstein H.R. Introduction to Meta-Analysis. Chichester, UK: John Wiley and Sons, 2009. DOI: https://doi.org/10.1002/9780470743386

Carver R. The case against statistical significance testing. Harvard Educational Review, 1978, 48(3), 378–399. DOI: https://doi.org/10.17763/haer.48.3.t490261645281841

Cohen J. The earth is round (p >; .05): Rejoinder. American Psychologist, 1994, 50(12), 997–1003. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.49.12.997

Eidswick J. A Bayesian Alternative to Null Hypothesis Significance Testing. Shinken Research Bulletin, 2012, 16(1), 2–15.

Fisher R.A. Statisticheskie metody dlya issledovatelei. Moscow: Gosstatizdat, 1958. (in Russian)

Fraley R.C., Marks M.J. The null hypothesis significance testing debate and its implications for personality research. In: Handbook of research methods in personality psychology. New York, NY: Guilford, 2007. pp. 149–169.

Gigerenzer G. Mindless statistics. The Journal of Socio-Economics, 2004, 33(5), 587–606. DOI: https://doi.org/10.1016/j.socec.2004.09.033

Gliner J.A., Leech N.L., Morgan G.A. Problems with null hypothesis significance testing (NHST): what do the textbooks say? The Journal of Experimental Education, 2002, 71(1), 83–92. DOI: https://doi.org/10.1080/00220970209602058

Hoekstra R., Finch S., Kiers H.A., Johnson A. Probability as certainty: Dichotomous thinking and the misuse of p-values. Psychonomic Bulletin and Review, 2006, 13(6), 1033–1037. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03213921

Kelley K., Preacher K.J. On effect size. Psychological Methods, 2012, 17(2), 137–152. DOI: https://doi.org/10.1037/a0028086

Korneev A.A., Krichevets A.N. Psikhologicheskii Zhurnal, 2011, 32(1), 97–110. (in Russian)

Krichevets A.N., Korneev A.A., Rasskazova E.I. Matematicheskaya statistika dlya psikhologov. Moscow: Akademiya, 2012. (in Russian)

Krichevets A.N., Shvarts A.Yu., Chumachenko D.V. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei Shkoly Ekonomiki, 2014, 11(3), 55–78. (in Russian)

Little T.D. Longitudinal structural equation modeling. New York, NY: Guilford Press, 2013.

Masicampo E.J., Lalande D.R. A peculiar prevalence of p values just below .05. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, 2012, 65(11), 2271–2279. DOI: https://doi.org/10.1080/17470218.2012.711335

Nuzzo R. Statistical errors. Nature, 2014, 506(13), 150–152. DOI: https://doi.org/10.1038/506150a

Purssell E., While A. P = nothing, or why we should not teach healthcare students about statistics. Nurse Education Today, 2011, 31(8), 837–840. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2010.11.017

Robinson D.H., Wainer H. On the past and future of null hypothesis significance testing. Research Report, 2001, No. 2, 1–20. DOI: https://doi.org/10.1002/j.2333-8504.2001.tb01866.x

Schneider J.W. Null hypothesis significance tests. A mix-up of two different theories: the basis for widespread confusion and numerous misinterpretations. Scientometrics, 2015, 102(1), 411–432. DOI: https://doi.org/10.1007/s11192-014-1251-5

Sivukha S.V. In: M.M. Gorbunov (Ed.), Aktual'nye problemy gumanitarnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh nauk: Sbornik materialov Vos'moi mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow: Pero, 2014. Ch. 1, pp. 123–25. (in Russian)

Sivukha S.V., Kozyak A.A. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei Shkoly Ekonomiki, 2009, 6(4), 66–86. (in Russian)

Sotos A.E.C., Vanhoof S., van den Noortgate W., Onghena P. Students’ misconceptions of statistical inference: A review of the empirical evidence from research on statistics education. Educational Research Review, 2007, 2(2), 98–113. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2007.04.001

Trafimow D., Marks M. Editorial. Basic and Applied Social Psychology, 2015, 37(1), 1–2. DOI: https://doi.org/10.1080/01973533.2015.1012991

Wilkinson L. Statistical methods in psychology journals: Guidelines and explanations. American Psychologist, 1999, 54(8), 594–604. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.54.8.594

Опубликован

26.02.2016

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Критика методологии проверки нулевой гипотезы: ограничения и возможные пути выхода. Часть I. (2016). Психологические исследования, 9(45). https://doi.org/10.54359/ps.v9i45.495