Влияние обучающего видеоматериала на понимание родственниками когнитивных и поведенческих нарушений у больных с дефицитом управляющих (регуляторных) функций

Авторы

  • Наталия Варако
  • Анастасия Кондратович

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v8i44.510

Ключевые слова:

нейропсихологическая реабилитация, управляющие функции, обучающий видеоматериал, когнитивные и поведенческие нарушения

Аннотация

Тема мультидисциплинарной реабилитации пациентов с повреждениями мозга в последнее десятилетие стала одной из актуальных и активно освещающихся как в профессиональной среде, так и для широкого круга неспециалистов. Включение в реабилитационный процесс родственников и близких пациентов является необходимым условием успешной реабилитации как пациента, так и его семьи, переживающей кризис и взаимодействующей с больным родственником. В то же время информации для родных и близких пациентов с повреждениями мозга, разъясняющей возникающие когнитивные проблемы, в открытом доступе крайне мало, а ее качество часто весьма сомнительно. При этом менее всего освещена тема управляющих (регуляторных) функций мозга и влияния их нарушений на поведение и деятельность человека. Для разъяснения широкой аудитории сути таких сложных составляющих когнитивной сферы, как управляющие (или регуляторные) функции человека, был создан обучающий видеоматериал в форме видеоролика, размещенного в свободном доступе в сети Интернет, и показана его обучающая эффективность.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Наталия Варако
    Варако Наталия Александровна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11 стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: nvarako@mail.ru
  • Анастасия Кондратович
    Кондратович Анастасия Михайловна. Бакалавр психологии, департамент психологии, факультет социальных наук, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: anastasia.kondratovich@gmail.com

Библиографические ссылки

Alekseev A.A., Rupchev G.E. Psikhologicheskie issledovaniya, 2010, 4(12), 6. http://psystudy.ru (in Russian)

Ben-Yishay Y., Diller L. Handbook of Holistic Neuropsychological Rehabilitation: Outpatient Rehabilitation of Traumatic Brain Injury. New York, NY: Oxford University Press, 2011.

Cappa S.F., Benke T., Clarke S., Rossi B., Stemmer B., van Heugten C.M. EFNS guidelines on cognitive rehabilitation: Report of an EFNS task force. European Journal of Neurology, 2005, 12(9), 665–680. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-1331.2005.01330.x

Cicerone K.D., Langenbahn D.M., Braden C., Malec J.F., Kalmar K., Fraas M., Felicetti T., Laatsch L., Harley J.P., Bergquist T., Azulay J., Cantor J., Ashman T. Evidence-based cognitive rehabilitation: updated review of the literature from 2003 through 2008. Archives of Physical Medicine and Rehabilitation, 2011, 92(4), 519–530. DOI: https://doi.org/10.1016/j.apmr.2010.11.015

Godefroy O., Rousseaux M. Novel decision making in patients with prefrontal or posterior brain damage. Neurology, 1997, 49(3), 695–701. DOI: https://doi.org/10.1212/WNL.49.3.695

Goldberg E. Paradoksy mudrosti. Moscow: Pokolenie, 2007.

Grigor'eva V.N., Kovyazina M.S., Tkhostov A.Sh. Kognitivnaya reabilitatsiya bol'nykh s insul'tom i cherepno-mozgovoi travmoi. N.Novgorod: NizhGMA, 2012. (in Russian)

Haskins E.C., Cicerone K.D., Trexler L.E., Dams-O’Connor K., Eberle R., Langenbahn D., Shapiro-Rosenbaum A. Cognitive rehabilitation manual: Translating evidence-based recommendations into practice. ACRM Publishing, 2012.

Korsakova N.K., Roshchina I.F. Nevrologiya, neiropsikhiatriya, psikhosomatika, 2009, 3–4. (in Russian)

Lezak M.D. Neuropsychological Assessment. New York: Oxford University Press, 1995.

Luria A.R. Vysshie korkovye funktsii cheloveka i ikh narusheniya pri lokal'nykh porazheniyakh mozga. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1962. (in Russian)

Martynov A.I., Ostroumova O.D., Korsakova N.K., Varako N.A., Sergienko V.A., Bagramova Yu.V. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. C.C. Korsakova, 2002, No. 3, 33–36. (in Russian)

Norman D.A., Shallice T. Attention to action: Willed and automatic control of behavior. In: R. Davidson, D. Schwartz, E. Shapiro (Eds.). Consciousness and Self Regulation: Advances in Research and Theory. New York: Plenum Press, 1986. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4757-0629-1_1

Prikaz MZ RF No. 928n «Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya meditsinskoi pomoshchi bol'nym s ostrymi narusheniyami mozgovogo krovoobrashcheniya» http://www.rosminzdrav.ru/docs/mzsr/orders/1432 (in Russian)

Prikaz MZ RF No. 1705n «O poryadke organizatsii meditsinskoi reabilitatsii» http://www.rosminzdrav.ru/documents/6513-prikaz-minzdrava-rossii-ot-29-dekabrya-2012-g-1705n (in Russian)

Rabbitt P. Methodology of Frontal and Executive Function. Hove, UK: Psychology Press, 1997.

Shallice T., Burgess P. The domain of the supervisory process and temporal organisation of behaviour. Philosophical Transactions: Biological Sciences, 1996, Vol. 351, 1405–1412. DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.1996.0124

Varako N.A. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2014, 11(2), 78–189. (in Russian)

Опубликован

28.12.2015

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Влияние обучающего видеоматериала на понимание родственниками когнитивных и поведенческих нарушений у больных с дефицитом управляющих (регуляторных) функций. (2015). Психологические исследования, 8(44). https://doi.org/10.54359/ps.v8i44.510