Модель психического как ментальная основа восприятия партнера по коммуникации

Авторы

  • Анна Уланова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v8i39.575

Ключевые слова:

модель психического, понимание ментального и физического мира, восприятие партнера по общению, коммуникативный партнер, успешная коммуникация

Аннотация

Статья посвящена вопросу когнитивных механизмов развития коммуникативных способностей дошкольников. Становление модели психического рассматривается как когнитивная основа коммуникативных возможностей детей 4–6 лет. Одна из задач исследования состояла в выборе партнера по коммуникации и позволяла оценить понимание детьми его ментальности. Результаты проведенного исследования показали, что участники разных возрастных групп демонстрируют различную специфику в восприятии одушевленных и неодушевленных партнеров (мишка, мяч, другой ребенок) и по-разному реализуют свое понимание психических феноменов в контексте коммуникативной задачи. Данные показали согласованность развития коммуникации с учетом особенности партнера с задачами на модель психического (пониманием неверного мнения), понимание ментального и физического мира.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Анна Уланова
    Уланова Анна Юрьевна. Младший научный сотрудник, лаборатория психологии развития, Институт психологии, Российская академия наук, ул. Ярославская, д. 13 , 129366 Москва, Россия. E-mail: rachugina@gmail.com

Библиографические ссылки

Abul'khanova-Slavskaya K. A. Problema obshcheniya v psikhologii, 1981. pp. 218–241. (in Russian)

Bartsch K., Wellman H.M. Children talk about the mind. New York: Oxford University Press, 1995.

Callaghan T., Rochat Ph., Lillard A., Claux M.L., Odden H., Itakura S., Tapanya S., Singh S. Synchrony in the onset of mental state reasoning: evidence from five cultures. Psychological Science, 2005, 16(5), 378–384. DOI: https://doi.org/10.1111/j.0956-7976.2005.01544.x

Cappella J.N. Mutual influence in expressive N. Stein, P. Bauer, M. Rabinowitz (Eds.), Representation, Memory, and Development: Essays in Honor of Jean Mandle. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2002. pp. 75–87.

Grusec G.E., Abramovitch R. Imitation of peer and adults in a natural setting. Child development, 1982, 53(3), 636–642. DOI: https://doi.org/10.2307/1129374

Kim I., Spelke E.S. Perception and understanding of effects of gravity and inertia on object motion. Developmental Science, 1999, 2(3), 339–362. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-7687.00080

Lebedeva E. I PhD dissertation (Psychology). Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, Moscow, 2006. (in Russian)

Lebedeva Yu. V. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta (Obshchestvennye nauki), 2013, 3(1). (in Russian)

Legerstee M. Infants’ sense of people.Precursors to a Theory of Mind. Cambridge: Cambridge University Press. 2005. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511489747

Lisina M.I. Problemy ontogeneza obshcheniya. Moscow, 1986. (in Russian)

Lomov B. F. Problema obshcheniya v psikhologii. Moscow, 1981. (in Russian)

Masur E.F. Preschool boy's speech modifications: the effect of listener's linguistic levels and conversational responsiveness. Child development, 1979, 49(3), 924–936. DOI: https://doi.org/10.2307/1128274

Meltzoff A. Origins of Theory of Mind, cognition and communication. Journal Communicational disorders, 1999, 32(4), 251–269. DOI: https://doi.org/10.1016/S0021-9924(99)00009-X

Menzel E., Savage-Rumbaugh E.S., Lawson J. Chimpanzee (Pan troglodytes) special problem solving with use of mirrors and televised equivalents of mirrors. Journal Comparative Psychology, 1985, 5, 141–148. DOI: https://doi.org/10.1037/0735-7036.99.2.211

Naidenova A.V. PhD dissertation (Psychology). Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, Moscow, 2011. (in Russian)

Perner J. Understanding the representational mind. Cambridge, MA: MIT Press. 1991.

Petrovskii A.V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv. Moscow, 1982. (in Russian)

Piazhe Zh. Suzhdenie i rassuzhdenie rebenka. St. Petersburg: Soyuz,1997. (in Russian)

Povinelli D.J. Folk physic for apes: The chimpanzee’s theory of how the world works. Oxford: Oxford University Press. 2000.

Robinson E.J., Robinson W.P. Development of understanding about communication: Message inadequacy and its role in causing communication failure. Genetic Psychology Monographs, 1978, 98(2), 233–279.

Sergienko E.A. Rannee kognitivnoe razvitie: novyi vzglyad. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2006. (in Russian)

Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psikhicheskogo v ontogeneze cheloveka. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2009. (in Russian)

Smirnova E.O. Osobennosti obshcheniya s doshkol'nikami. Moscow, 2000. (in Russian)

Smirnova E.O., Gus'kova T.V. Voprosy psikhologii, 1988, No. 2, pp. 167. (in Russian)

Snyder R., Shyder M. Young child as person: Towards the development of healthy conscience. Human Science Press, 1980.

Talanova, N. N. Sergienko E. A. Psikhologicheskii zhurnal, 2012, 33(3), 76–87. (in Russian)

Wilcox M., Webster J. Early discourse 's response to listener feedback. Child development, 1980, 51(4), 1120–1125. DOI: https://doi.org/10.2307/1129552

Wimmer H., Perner J. Beliefs about beliefs: representation and constraining function of wrong belief in young children’s understanding of deception. Cognition, 1983, 13(1), 103–128. DOI: https://doi.org/10.1016/0010-0277(83)90004-5

Znakov V.V. Psikhologiya individual'nogo i gruppovogo sub'ekta. Moskow, 2002, pp. 144–160. (in Russian)

Опубликован

20.02.2015

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Модель психического как ментальная основа восприятия партнера по коммуникации. (2015). Психологические исследования, 8(39). https://doi.org/10.54359/ps.v8i39.575