Преподростковый возраст: формирование связей в структуре личности

Авторы

  • Елена Славутская
  • Леонид Славутский

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i37.600

Ключевые слова:

предподростковый возраст, эмоциональные, волевые, интеллектуальные качества, диагностика, лонгитюдный эксперимент, факторный анализ

Аннотация

Возрастной отрезок 9–12 лет исследователи называют переходным. Особенности этого возраста связывают с началом пубертатных изменений, с вхождением в подростковый период с его особенностями, с изменением социальной ситуации развития и появлением возрастных новообразований, со сменой ведущей деятельности, с переходом из начальной школы в среднюю ее ступень, с качественными изменениями в мотивационной сфере школьников. Англоязычными исследователями он назван преподростковым (preteens, preadolescent age). В течение трех лет проводился лонгитюдный эксперимент по диагностике интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы учащихся 3–5-х классов. Использовались культурно-независимый интеллектуальный тест Р.Б.Кеттелла, 12-факторный опросник Р.Б.Кеттелла и Р.В.Коана. Для обработки данных использовались корреляционный и факторный анализ. Показано, что связи между различными характеристиками личности существенно изменились за время исследования. Нарастание взаимосвязей с третьего по пятый класс является общей закономерностью для всех учащихся. Исследована динамика этих взаимосвязей в зависимости от интеллектуальных показателей и гендерных различий. Обнаружены группы устойчивых взаимосвязанных психологических и личностных характеристик. Такие группы качеств (кластеры) могут считаться «психологическими образованиями», характерными для исследуемого возрастного периода, отражать специфику предподросткового возраста, характеризовать психологическую готовность как к средней школе, так и к следующему возрастному периоду. Группы взаимосвязанных личностных и психологических характеристик школьников предподросткового возраста, названные нами «психологические образования», имеют гендерные различия и разную динамику в зависимости от уровня интеллектуального развития школьников. Неготовность к средней школе в большей степени выражена у пятиклассников с несформированными взаимосвязями между личностными и психологическими характеристиками, что отражается в быстром их формировании в отрицательной области (в отрицательной полярности), включающей устойчивые взаимосвязанные группы качеств в виде «дезадаптационного синдрома пятого класса». «Скачок» в формировании взаимосвязей между различными психологическими показателями может быть идентифицирован как кризисное явление, а в целом соответствует понятию и критериям кризисного периода.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Елена Славутская
    Славутская Елена Владимировна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и социальной педагогики, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева, ул. К.Маркса, д. 38, 428000 Чебоксары, Россия. E-mail: slavutskayaev@gmail.com
  • Леонид Славутский
    Славутский Леонид Анатольевич. Доктор физико-математических наук, профессор, кафедра управления и информатики, Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова, Московский проспект, д. 15, 428015 Чебоксары, Россия. Е-mail: las_co@mail.ru

Библиографические ссылки

Cattell R.B. Advanced in Cattels Personality Theory. Handbook of Personality. Theory and Research. New York: The Guilford Press, 1990.

Cattell R.B. The scree test for the number of factors. Multivariate Behavioral Research, 1966, 1(2), 629–637. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327906mbr0102_10

Cole M., Cole S. The development of children. New York: Scientific American Books, 1993.

Collins W.A. Development during middle childhood: The years from six to twelve. Washington, DC: National Academies Press, 1984.

Elkonin D.B. Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow: MODEK, 1995. (in Russian)

Erikson E.H. Childhood and Society. New York: Norton, 1950.

Harter S. Self and identity development. At the threshold: The developing adolescent. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990. pp. 352–387.

Kaiser H.F. The application of electronic computers to factor analysis. Educational and Psychological Measurement, 1960, Vol. 20, 141–151. DOI: https://doi.org/10.1177/001316446002000116

Kohlberg L. The psychology of moral development: The nature and validity of moral stages. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1984.

Lipsitz J.S. Growing up forgotten: A review of re-search and programs concerning early adolescence. Toronto: Lexington Books, 1977.

Piaget J. Intellectual evolution from adolescence to adulthood. Human Development, 1972, 15(1), 1–12. DOI: https://doi.org/10.1159/000271225

Slavutskaya E.V. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 2011, 11(2), 76–81. (in Russian)

Slavutskaya E.V., Slavutskii L.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012, 5(23), 4. http://psystudy.ru (in Russian)

Slavutskaya E.V., Slavutskii L.A. Eksperimental'naya psikhologiya, 2013, 6(4), 40–51. (in Russian)

Tsukerman G.A. Voprosy psikhologii, 1998, No. 3, 17–31. (in Russian)

Vygotsky L.S. Sobranie sochinenii. Moscow: Pedagogika, 1984. Vol. 4. (in Russian)

Опубликован

28.10.2014

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Славутская, Е., & Славутский, Л. (2014). Преподростковый возраст: формирование связей в структуре личности. Психологические исследования, 7(37). https://doi.org/10.54359/ps.v7i37.600