Когнитивные стратегии конструирования у детей с аутизмом
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v4i18.831Ключевые слова:
аутизм, конструирование по образцу, когнитивная стратегия, целостное зрительное восприятие, фрагментарное зрительное восприятие, исполнительные функцииАннотация
Опережающие способности детей с аутизмом в конструировании из кубиков (тест из батареи Векслера) обычно рассматривают как следствие особенностей зрительного восприятия, позволяющих легко выделять детали орнамента. Целью исследования был анализ стратегий конструирования у детей 4–11 лет с синдромом аутизма (34 ребенка) в сравнении с типично развивающимися детьми (38 детей). Определяли направленность ребенка на общую конфигурацию образца либо на локальные признаки в процессе выполнения субтеста «Треугольники» из батареи Кауфманов. Результаты свидетельствуют об аномальной склонности детей с аутизмом опираться при конструировании преимущественно на локальные признаки образца и недостаточно учитывать его глобальную форму. Эта тенденция сама по себе не приводила к существенным изменениям в успешности конструирования по сравнению с нормой. Более того, ее крайняя выраженность снижала возможности конструкторской деятельности.
Скачивания
Библиографические ссылки
Bertone A., Mottron L., Jelenic P., Faubert J. Enhanced and diminished visuo-spatial information processing in autism depends on stimulus complexity // J. Brain. 2005. N 28. P. 2430–2441. DOI: https://doi.org/10.1093/brain/awh561
Bishop V.M. Forty years on: Uta Frith contribution to research on autism and dyslexia 1966–2006 // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2008. Vol. 61(1). P. 16–26. DOI: https://doi.org/10.1080/17470210701508665
Booth R., Charlton R., Hughes C., Happé F. Disentangling weak coherence and executive dysfunction: planning drawing in autism and attention-deficit/hyperactivity disorder // Phil. Trans. R. Soc. Lond. 2003. Vol. 358, N 1430. P. 387–392. DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.2002.1204
Caron M.-J., Mottron L., Berthiaume C., Dawson M. Cognitive mechanisms, specificity and neural underpinnings of visuo-spatial peaks in autism // Brain. 2006. Vol. 129, N 7. P. 1789–1802. DOI: https://doi.org/10.1093/brain/awl072
Chen F., Lemonnier E., Lazartigues A., Planche P. Non-superior disembodying performance in children with high-functioning autism and its cognitive style account // Research in Autism Spectrum Disorders. 2008. Vol. 2, N 4. P. 739–752. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rasd.2008.03.003
Chukhutova G.L., Prokof'ev A.O.., Grachev V.V., Stroganova T.А. Vospriyatie detmi zashumlionnyh izobrazheniy [Perception of overlapped, crossed and incomplete images in children] // Voprosy psihologii. 2010. N 5. P. 114–124. [in Russian]
Dakin S., Frith U. Vagaries of Visual Perception in Autism // Neuron. 2005. Vol. 48.P. 497–507. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neuron.2005.10.018
De Jonge M., Kemner C., Naber F., van Engeland H. Block design reconstruction skills: not a good candidate for an endophenotypic marker in autism research // Europe Child and Adolescent Psychiatry. 2009. N 18. P. 197–205. DOI: https://doi.org/10.1007/s00787-008-0708-6
Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 4th ed. Washington, DC: American Psychiatric Association, 1994.
Edgin J.O., Pennington B.F. Spatial Cognition in Autism Spectrum Disorders: Superior, Impaired, or Just Intact? // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2005. Vol. 35(6). P. 179–145. DOI: https://doi.org/10.1007/s10803-005-0020-y
Happe F. Autism: cognitive deficit or cognitive style? Trends in Cognitive Sciences. 1999. Vol. 3(6). P. 216–222. DOI: https://doi.org/10.1016/S1364-6613(99)01318-2
Happe F., Booth R. The power of the positive: Revisiting weak coherence in autism spectrum disorders // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2008. Vol. 61(1). P. 50–63. DOI: https://doi.org/10.1080/17470210701508731
Harrison S.A., Tong F. Decoding reveals the contents of visual working memory in early visual areas // Journal Nature. 2009. Vol. 458. P. 632–635. DOI: https://doi.org/10.1038/nature07832
Hill E.L. Executive dysfunction in autism // Trends in Cognitive Sciences. 2004. Vol. 8(1). P. 26–32. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2003.11.003
Prokof'ev А.О., Chukhutova G.L., Grachev V.V. Zritelnoe vospriyatie i kognitivnoe razvitie u detey s autizmom [Visual perception and cognitive development in children with autism] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2008. N 5. P. 164–174. [in Russian]
Kaufman A.S., Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery for Children // MN: American Guidance Services, 1983. DOI: https://doi.org/10.1037/t27677-000
Mottron L., Dawson M., Soulieres I., Hubert B., Burack J. Enhanced perceptual functioning in autism: an update, and eight principle of autistic perception // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2006. N 2. P. 1–17. DOI: https://doi.org/10.1007/s10803-005-0040-7
Shah A., Frith U. Why do autistic individuals show superior performance on the block design task? // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1993. Vol. 34(8). P. 1351–1364. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1993.tb02095.x
Schopler E., Reichler R.J., Renner B.R. The childhood autism rating scale (CARS) for diagnostic screening and classification of autism. New York: Irvington Publishers, 1986.
Stroganova T.А., Orekhova E.V., Prokofyev A.O., Posikera I.N., Morozov A.A., Obukhov Y.V., Morozov V.A. Inverted event-related potentials response to illusory contour in boys with autism // NeuroReport. 2007. Vol. 18, N 9. P. 931–935. DOI: https://doi.org/10.1097/WNR.0b013e32811e151b