Когнитивные стратегии конструирования у детей с аутизмом

Авторы

  • Галина Чухутова
  • Марина Цетлин
  • Наталья Пушина
  • Виталий Грачев
  • Татьяна Строганова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v4i18.831

Ключевые слова:

аутизм, конструирование по образцу, когнитивная стратегия, целостное зрительное восприятие, фрагментарное зрительное восприятие, исполнительные функции

Аннотация

Опережающие способности детей с аутизмом в конструировании из кубиков (тест из батареи Векслера) обычно рассматривают как следствие особенностей зрительного восприятия, позволяющих легко выделять детали орнамента. Целью исследования был анализ стратегий конструирования у детей 4–11 лет с синдромом аутизма (34 ребенка) в сравнении с типично развивающимися детьми (38 детей). Определяли направленность ребенка на общую конфигурацию образца либо на локальные признаки в процессе выполнения субтеста «Треугольники» из батареи Кауфманов. Результаты свидетельствуют об аномальной склонности детей с аутизмом опираться при конструировании преимущественно на локальные признаки образца и недостаточно учитывать его глобальную форму. Эта тенденция сама по себе не приводила к существенным изменениям в успешности конструирования по сравнению с нормой. Более того, ее крайняя выраженность снижала возможности конструкторской деятельности.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Галина Чухутова
    Чухутова Галина Леонидовна. Аспирант (2011), кафедра возрастной психофизиологии, факультет специальной и клинической психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, ул. Сретенка, д. 29, 107025 Москва, Россия. E-mail: chukhutova@gmail.com
  • Марина Цетлин
    Цетлин Марина Михайловна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
  • Наталья Пушина
    Пушина Наталья Павловна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
  • Виталий Грачев
    Грачев Виталий Викторович. Кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, Научный центр психического здоровья Российской академии медицинских наук, Каширское шоссе, д. 34, 115522 Москва, Россия.
  • Татьяна Строганова
    Строганова Татьяна Александровна. Доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психофизиологии, факультет специальной и клинической психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, ул. Сретенка, д. 29, 107025 Москва, Россия.

Библиографические ссылки

Bertone A., Mottron L., Jelenic P., Faubert J. Enhanced and diminished visuo-spatial information processing in autism depends on stimulus complexity // J. Brain. 2005. N 28. P. 2430–2441. DOI: https://doi.org/10.1093/brain/awh561

Bishop V.M. Forty years on: Uta Frith contribution to research on autism and dyslexia 1966–2006 // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2008. Vol. 61(1). P. 16–26. DOI: https://doi.org/10.1080/17470210701508665

Booth R., Charlton R., Hughes C., Happé F. Disentangling weak coherence and executive dysfunction: planning drawing in autism and attention-deficit/hyperactivity disorder // Phil. Trans. R. Soc. Lond. 2003. Vol. 358, N 1430. P. 387–392. DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.2002.1204

Caron M.-J., Mottron L., Berthiaume C., Dawson M. Cognitive mechanisms, specificity and neural underpinnings of visuo-spatial peaks in autism // Brain. 2006. Vol. 129, N 7. P. 1789–1802. DOI: https://doi.org/10.1093/brain/awl072

Chen F., Lemonnier E., Lazartigues A., Planche P. Non-superior disembodying performance in children with high-functioning autism and its cognitive style account // Research in Autism Spectrum Disorders. 2008. Vol. 2, N 4. P. 739–752. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rasd.2008.03.003

Chukhutova G.L., Prokof'ev A.O.., Grachev V.V., Stroganova T.А. Vospriyatie detmi zashumlionnyh izobrazheniy [Perception of overlapped, crossed and incomplete images in children] // Voprosy psihologii. 2010. N 5. P. 114–124. [in Russian]

Dakin S., Frith U. Vagaries of Visual Perception in Autism // Neuron. 2005. Vol. 48.P. 497–507. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neuron.2005.10.018

De Jonge M., Kemner C., Naber F., van Engeland H. Block design reconstruction skills: not a good candidate for an endophenotypic marker in autism research // Europe Child and Adolescent Psychiatry. 2009. N 18. P. 197–205. DOI: https://doi.org/10.1007/s00787-008-0708-6

Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 4th ed. Washington, DC: American Psychiatric Association, 1994.

Edgin J.O., Pennington B.F. Spatial Cognition in Autism Spectrum Disorders: Superior, Impaired, or Just Intact? // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2005. Vol. 35(6). P. 179–145. DOI: https://doi.org/10.1007/s10803-005-0020-y

Happe F. Autism: cognitive deficit or cognitive style? Trends in Cognitive Sciences. 1999. Vol. 3(6). P. 216–222. DOI: https://doi.org/10.1016/S1364-6613(99)01318-2

Happe F., Booth R. The power of the positive: Revisiting weak coherence in autism spectrum disorders // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2008. Vol. 61(1). P. 50–63. DOI: https://doi.org/10.1080/17470210701508731

Harrison S.A., Tong F. Decoding reveals the contents of visual working memory in early visual areas // Journal Nature. 2009. Vol. 458. P. 632–635. DOI: https://doi.org/10.1038/nature07832

Hill E.L. Executive dysfunction in autism // Trends in Cognitive Sciences. 2004. Vol. 8(1). P. 26–32. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2003.11.003

Prokof'ev А.О., Chukhutova G.L., Grachev V.V. Zritelnoe vospriyatie i kognitivnoe razvitie u detey s autizmom [Visual perception and cognitive development in children with autism] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2008. N 5. P. 164–174. [in Russian]

Kaufman A.S., Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery for Children // MN: American Guidance Services, 1983. DOI: https://doi.org/10.1037/t27677-000

Mottron L., Dawson M., Soulieres I., Hubert B., Burack J. Enhanced perceptual functioning in autism: an update, and eight principle of autistic perception // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2006. N 2. P. 1–17. DOI: https://doi.org/10.1007/s10803-005-0040-7

Shah A., Frith U. Why do autistic individuals show superior performance on the block design task? // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1993. Vol. 34(8). P. 1351–1364. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1993.tb02095.x

Schopler E., Reichler R.J., Renner B.R. The childhood autism rating scale (CARS) for diagnostic screening and classification of autism. New York: Irvington Publishers, 1986.

Stroganova T.А., Orekhova E.V., Prokofyev A.O., Posikera I.N., Morozov A.A., Obukhov Y.V., Morozov V.A. Inverted event-related potentials response to illusory contour in boys with autism // NeuroReport. 2007. Vol. 18, N 9. P. 931–935. DOI: https://doi.org/10.1097/WNR.0b013e32811e151b

Опубликован

18.08.2011

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Когнитивные стратегии конструирования у детей с аутизмом. (2011). Психологические исследования, 4(18). https://doi.org/10.54359/ps.v4i18.831