Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

Гармаева Т.В., Кончаловская М.М. Роль семьи в школьной социализации подростков (на материале образовательных учреждений Москвы и Улан-Удэ)

English version: Garmaeva T.V., Konchalovskaya M.M. Role of family in school socialization of teenagers (on a material of educational institutions of Moscow and Ulan-Ude)
Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия

Сведения об авторах
Ссылка для цитирования


В статье приводятся результаты эмпирического исследования особенностей и факторов социализации школьной подростков на примере образовательных учреждений Москвы и Улан-Удэ (Бурятия). Показано, что семейные установки влияют на отношение подростков к школе, а установки и ценности педагогов опосредуя отношения в классе, частично определяют и степень признания подростка одноклассниками. В целом, эмоциональное отношение подростков к школе детерминируется совпадением ценностей родителей и педагогов, а социализированность в ней – совпадением ценностей учащихся и учителей.

Ключевые слова: социализация, ценностные ориентации, эмоциональные отношение, межличностные отношения, познавательная направленность

 

Проблема социализации в возрастной психологии

Проблема социализации актуализировалась в возрастной психологии во второй половине ХХ века в связи с кардинальными изменениями в социальной ситуации развития детей и подростков. На протяжении большей половины ХХ века процесс вхождения человека в новую социальную действительность рассматривался в русле социально-психологической адаптации – как в онтогенетической парадигме (в случае взросления ребенка и постепенного вхождения его в мир взрослых), так и в случае перехода взрослого человека в другую социальную и даже этническую группу.

Расширение границ индивидуальной активности и избирательности в процессе вхождения в социум позволили перейти от понятия адаптации к понятию социализации, которая рассматривалась как взаимодействие ребенка и взрослого, при котором общество предъявляет человеку определенные нормы, но не настолько жестко, чтобы исключить возможность их вариативного использования и некоторой трансформации в определенных, разрешенных обществом, границах. Еще одним важным моментом, усиливающим возможность личностной избирательности и активности в процессе социализации, является наличие различных социальных и культурных групп с достаточно серьезно отличающейся нормативностью, что дает человеку дополнительные возможности в процессе категоризации, то есть в процессе поиска соответствующей его стремлениям, интересам и индивидуальности группы.

Исследование детерминант, определяющих динамику и условия протекания социализации в разных институтах (семья, детский сад, школа и т.д.), показывает, что степень жесткости в трансляции норм и вариативность социализационных стратегий тесно связаны с веером категоризационных возможностей, предоставляемых обществом. С этой точки зрения, наиболее ранние в онтогенезе институты социализации предоставляют наименьшие возможности для проявления личностной активности.

В связи с этим остро встает вопрос о критериях успешной социализации, не фрустрирующей личностный рост и имеющей огромное значение для гармоничного развития человека. Определение таких критериев делает возможным объективировать психологическую составляющую процесса вхождения подростков в социальный мир, претерпевающий, как пишет Белинская Е.П., очевидный «кризис ценностей» по причине фактического отсутствия четких и непротиворечивых «внешних» ориентиров для выбора моделей социального поведения [Белинская, 2001, 2005]. Поскольку понятие успешности может существенно трансформироваться в разных институтах социализации и при разных системах ценностей, мы считаем возможным сформулировать хотя бы некоторые показатели успешности групповой (школьной) социализации: 1) взаимное принятие индивида и группы, 2) высокий социометрический статус, 3) осознанная временная перспектива.

В современной ситуации социальной неопределенности подросток вынужден действовать в значительно большей степени, нежели раньше, с опорой на личностные диспозиции, ведущей из которых традиционно считается система ценностных ориентаций. Как отмечают многие исследователи [Андреева, 2002; Баклушинский, Орлова, 1998; Авдуевская, 1995; Белинская, Тихомандрицкая, 2001; Тихомандрицкая, 1999; Тихомандрицкая, Дубовская, 1999], семья, наряду со школой, остается для современного подростка одной из наиболее значимых сфер социализации, ей принадлежит значительная роль в формировании ценностей детей и подростков. Именно в условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития подростка [Психология развития, 2005].

Эмпирическое исследование роли семьи в школьной социализации подростков

В связи с этим нами была предпринято эмпирическое исследование роли семьи в школьной социализации подростков. Целью исследования было изучение влияния ценностных ориентаций, норм и стереотипов родителей на степень успешности социализации подростков в школе.

Эмпирическое исследование осуществлялось в образовательных учреждениях г. Москвы и г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) в период с октября 2007 года по февраль 2008 года.

Выборку составили 85 подростков (55 и 30 соответственно) – учеников 9–10 классов и 63 родителя (из них 42 родителя в Москве и 21 – в Улан-Удэ), а также 23 учителя образовательных учреждений, в которых обучаются опрошенные подростки.

Основная гипотеза исследования заключалась в том, что одним из факторов успешной социализации и положительного эмоционального отношения подростков к школе наряду с гармоничным совпадением ценностных ориентаций учителей и учеников выступает совпадение ценностей родителей и учителей.

Сбор эмпирических данных осуществлялся посредством следующих методов: 1) в работе с родителями: анкета-опросник; 2) в работе с подростками: опросник межличностных отношений, методика исследования ценностных ориентаций Ш.Шварца (Schwartz S.), анкета на отношение к школе, проективная вербальная методика «Сочинение о будущем» и социометрия; 3) в работе с учителями: анкета-опросник «Исследование ценностных установок педагогического сообщества» и методика выявления организационных ценностей и норм.

Первый этап исследования

На первом этапе исследования было проведено анкетирование родителей подростков с целью выявления причин, по которым они выбрали для своих детей данные образовательные учреждения. При этом отдельно были проанализированы ответы родителей, являющихся бывшими учениками этих же образовательных учреждений. Полученные данные показали, что выпускники, которые собираются отдать детей в школу, или у кого дети уже учатся в этой школе, количественно составили примерно 78%. Отрицательные ответы родителей, не отдавших своих детей в данное образовательное учреждение (22%), связаны как с неудовлетворенностью школой, так и с переездом на новое место жительства.

Качественный анализ ответов родителей, выбравших свою школу и для своих детей, которые уже учатся в ней, позволил выделить две, примерно равные группы причин. А именно: эмоциональные причины (отношение к учителям, атмосфера в школе, доброжелательное отношение к ученикам и т.д.) и познавательные, например, хороший уровень знаний, подготовка к вузу, хорошее знание иностранного языка и т.п. (рис. 1).


Рис. 1. Процентное соотношение причин выбора школы для детей родителями, ранее в ней учившимися.


Далее были исследованы ценностные ориентации тех родителей, чьи дети учатся в 9–10 классах, но которые сами не учились в данном образовательном учреждении. Среди них также были выделены сходные по ценностным устремлениям группы, в одной из которых доминировали ценности дружбы, внеклассного общения, доброжелательного и внимательного отношения друг к другу (в том числе, и учителей к ученикам). В другой подгруппе ведущими ценностями стали ценности знания, творческой и познавательной активности, будущей карьеры (рис. 2).



Рис. 2
. Процентное соотношение и содержание ценностей родителей, не учившихся в данной школе.

Второй этап исследования

На втором этапе исследования были изучены ценностные ориентации учителей и некоторые параметры организационной культуры образовательных учреждений, учащимися которых являются подростки экспериментальных выборок. Анализ ценностей и ценностных ориентаций учителей позволил в целом подразделить их на следующие основные группы: материальные ценности, представленные деньгами, хорошими отношениями с начальством и возможностью получать достойную заработную плату, позволяющую, в том числе, интересно проводить свободное время со своей семьей и обеспечить перспективное будущее своим детям и т.п. Ряд выявленных ценностей можно объединить и обозначить как ценности карьеры. Это, например, хорошие возможности продвижения по службе и карьерного роста, готовность постоянно учиться, в том числе и на ошибках, результативность как один из основных критериев оценки работы сотрудников и т.д. Преимущественную группу в процентном соотношении (рис. 3) составили ценности межличностных отношений, то есть работа с людьми, умеющими сотрудничать и поддерживать партнерские отношения, взаимное уважение, внимательное отношение к нуждам каждого сотрудника, «доступность» руководства и т.п. Наряду с ними значимыми оказались познавательные ценности (ценности образования и индивидуального проявления творчества, проявления нестандартных решений и идей, повышения профессионализма и профессиональной компетентности т.п.).



Рис. 3. Сравнительные данные о выраженности ценностных ориентаций учителей.


Кроме того, немаловажным учителя и Москвы, и Улан-Удэ считают интересы учащихся и отношение к ним, характер взаимодействия с ними и т.п. Также достаточно важным, по их мнению, оказалось уважение традиций и обычаев, как общих, так и традиций школы.

При этом оказалось, что ценности учителей и родителей частично совпадают по содержанию, и также условно могут быть разделены на две подгруппы, которые одинаково присутствуют в организационной культуре школы. Это ценности образования или познавательные и ценности межличностных отношений, как в школе, так и в семье или в целом эмоциональные. Однако были отмечены и количественные различия в процентной выраженности данных групп ценностей у учителей г. Москвы и г. Улан-Удэ. Более выраженными ценностей семьи (например, уважение и почетание старших, уважение традиций семьи, рода и т.д.) оказались у учителей Бурятии.

Третий этап исследования

На третьем этапе исследования было изучено отношение подростков к школе и степень их социализированности в классе. Было выявлено значительное совпадение социальных представлений родителей и детей о школе, в значительно меньшей степени, ценностей, которые являются для них ведущими. Выявлена также корреляция (r = 0,53) между отношением родителей и детей к данному образовательному учреждению в целом, но не к конкретным учителям или классу. При этом у родителей и у их детей отношение к школе совпадают примерно на 85% (у детей, которые учатся в той же школе, что и родители). У родителей, не учившихся в той же школе что и их дети, представления о школе также в значительной степени совпадают, хотя и несколько меньше, чем у детей и родителей первой группы (на 73%).



Рис. 4. Сопоставление отношения к школе и ценностных ориентаций родителей и детей.

Иными словами, для детей обеих выборок также как и для многих родителей важными ценностными ориентациям выступают благоприятные эмоциональные межличностные отношения, то есть возможность в любой момент обратиться за помощью к учителю, человечность в отношениях между учениками и учителями, чтобы школа была «вторым домом» и т.п. Именно это, по мнению большинства учащихся, выступает одним из критериев того, почему в школу можно будет ходить с удовольствием, не прогуливая занятия. Не менее значимыми были ценности, связанные с проявлением личностной активности, не нарушающей принятые нормы поведения. Такие как: ценность благоприятных и уважительных отношений с учителями и сверстниками, возможность иметь и отстаивать свою позицию, содержательно возражать учителю на уроке, при этом, не нарушая дисциплины и не мешая учителям вести уроки и знакомить с учебным материалом, свободно выражать свои чувства. Также подростки отмечали необходимость наличия возможности обращаться в любой момент за помощью не только к учителям, но и к другим ребятам, советоваться с ними.

Анализ ценностных ориентаций, обозначенных нами как ценности эмоционального характера, показал, что среди них подростками образовательного учреждения в Бурятии отмечаются (по степени значимости отношений и принятия себя) влиятельность (среднее значение – 4,3), терпимость к идеям и мнениям, отличным от их взглядов (4,5). Кроме того, наиболее важными учащиеся считают ценности, отражающие характер отношений с друзьями. Это наличие верной дружбы, то есть близких и надежных друзей (5,7) и преданность или верность друзьям или группе (5,04) и т.п. (рис. 5).



Рис. 5. Сравнительные данные о выраженности эмоциональных ценностных ориентаций подростков.


В Москве у подростков ценности эмоциональной направленности по средним значениям получились выше, чем в Бурятии. Для московских подростков наиболее значимой оказалась верная дружба (6,1) и преданность друзьям (5,4). На втором месте по степени значимости подростки отметили широту взглядов или терпимость к идеям и мнениям, отличным от их взглядов (4,9), не менее значимой оказалась и влиятельность, умение воздействовать на людей и события (4,8).

Учащиеся отмечают еще одну группу ценностей  знания, обозначаемую нами как познавательная направленность. Так они одной из первоочередных задач учителей считают желание и умение дать каждому из них максимум знаний, также упоминают необходимость прочности и качества знаний, при этом, в оценку они включают преимущественно знания на данный момент и динамику их личных достижений.

Об этом свидетельствуют и предпочитаемые ценности, выделенные подростками. Так, в Бурятии учащиеся считают для себя значимыми такие ценностные ориентации, как любознательность (среднее значение 4,9), компетентность и профессионализм (5,0), интеллект (5,2), целеустремленность и активность (5,5), успех (5,7) и т.д. То есть, подростки ценят такие качества, как высокая познавательная активность, умение работать и эффективность, настойчивость в достижении цели, логичность и умение мыслить самостоятельно, чему, по их мнению, должны научить учителя. В частности, научить школьников задавать вопросы и самостоятельно искать ответы на них. Именно поэтому, по их мнению, оценка, которую ставят учителя, должна отражать не только знания на данный момент, но и характер познавательной активности и способность самостоятельно мыслить (рис. 6).



Рис. 6. Сравнительные данные о выраженности познавательных ценностных ориентаций подростков.


Для учащихся образовательных учреждений г. Москвы наиболее приоритетными познавательными ценностями оказались целеустремленность (6), успех (6) и интеллект (5,9). Большое значение для них имеют также компетентность (5,7) и любознательность (5,1). Возможно, это связано с тем, что подростки мегаполиса больше ориентированы на ценности карьеры: достижение целей, профессионализм, умение работать. Для них становится очевидным, что для этого необходим интеллект (умение логично думать) и любознательность (интерес к различным сферам деятельности).

Отдельно оценивалось значение для каждой из групп ценности семьи, например, сохранение обычаев и традиций, безопасность семьи и тех, кого любят, уважение старших и почтение к возрасту, скромность и почтительность и т.д. (рис. 7). В Улан-Удэ для подростков наиболее значимыми оказались безопасность семьи (6,1) и уважение старших (5,6). Также они отметили сохранение традиций и обычаев (5,2) и проявление скромности и смирения (4,6). В Москве менее значимыми оказались сохранение традиций и обычаев (4), проявление скромности и смирения (4), а также уважение старших (4,7). Безопасность семьи для московских подростков также является приоритетной ценностью, даже более важной, чем для московских подростков (6,4).


Рис. 7. Сравнительные данные о выраженности у подростков ценностей семьи.


Анализ особенностей социализации подростков показал, что их можно подразделить на две группы. Первую группу составили подростки с высоким уровнем социализированности в школе. Они имеют высокий социометрический статус, принадлежат к группам «лидеры» и «включенные». Эти подростки, как правило, не испытывают трудностей в общении с учителями и сверстниками. Все они общительны, дружелюбны и доброжелательны по отношению к окружающим, с доверием к ним относятся. Окружающую среду они воспринимают как дружественную и в целом безопасную.

Для них оказались приоритетными ценности семьи (безопасность семьи, уважение старших) и познавательные ценности (интеллект, любознательность). В сочинениях о будущем подростки описывают, как они успешно, с хорошими отметками окончат школу, задумываются о своем будущем образовании, карьере с достойной работой. Они представляют себя в будущем в собственной семье с детьми. В Москве в этой группе оказалось 48% подростков, тогда как в Улан-Удэ данная группа составила 58% (рис. 8).


Рис. 8. Процентное соотношение учащихся с различным уровнем социализации.


Во вторую группу вошли подростки с низким уровнем социализированности в школе. Для них характерен низкий социометрический статус, но не отвержение группы. Окружающую среду они воспринимают как враждебную, поэтому имеют барьеры, препятствующие их вхождению в референтную группу. При этом жёсткие требования учителей принимают за «нелюбовь» к себе, что препятствует освоению правил и норм поведения, транслируемых взрослыми. В эту группу также вошли демонстративные дети, которые знают правила и нормы, но сознательно пренебрегают ими. Они часто пытаются выделиться, произвести впечатление любой ценой. При этом ценности и правила, признанные и транслируемые в социуме выполняются ими только в том случае, если они являются средством обращения внимания на себя или достижения собственных желаний.

Для них оказались незначимыми ценности семьи (безопасность семьи, уважение старших) и познавательные ценности (интеллект, любознательность). В сочинениях о будущем подростки данной группы пишут о своем богатстве и достатке (особняк, много машин, путешествия, большой доход), собственном бизнесе, без представления о личном вкладе и способах достижении этого достатка. Им свойственно нереалистичное представление о будущем, часто встречается также стремление уйти от ответа на вопрос о собственном будущем и его подмена рассказом о будущем вообще (развитие технического прогресса, летающие машины, мощные компьютеры, умные роботы, лекарства от всех болезней и т.п.). В эту группу вошли 52% московских подростков и 42% подростков-бурят.

Сравнение ценностных ориентаций подростков этих двух групп с выборами родителей, показало, что степень социализированности подростков в классе в большей степени связана с ценностными ориентациями учителей.

Заключение

Полученные материалы показывают, что взрослые (родители, учителя) остаются одним из важнейших факторов, определяющих успешность школьной социализации подростков. При этом семейные установки влияют на отношение подростков к школе, принятие (или непринятие) ее ценностей и норм и, главное, принятие образования, знаний как одной из важнейших жизненных ценностей. Установки и ценности педагогов и образовательного учреждения в целом, по-видимому, опосредуют отношения в классе, показывая успешность подростков в главной (для школы), учебной деятельности, и, таким образом, частично определяя и степень признания подростка одноклассниками. Гармоничное сочетание (даже при отсутствии совпадения) ценностных ориентаций и установок семьи и образовательного учреждения облегчает интериоризацию норм и эталонов подростками, положительного отношения к ним и, тем самым, детерминирует процесс школьной социализации.

Таким образом, эмоциональное отношение подростков к школе детерминируется совпадением ценностей родителей и педагогов, а социализированность в ней – совпадением ценностей учащихся и учителей. Поэтому количество высоко социализированных детей в Улан-Удэ больше, чем в Москве, так как ценностные ориентации и нормы взрослых имеют в Бурятии тенденцию к большему совпадению, чем в Москве.

Работа поддержана грантом РГНФ «Проблема социализации детей и подростков в условиях кардинальных изменений, происходящих в современном российском обществе». Проект 07-06-00333а.


Литература

Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. М., 1995. С. 118–132.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002.

Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование: Труды по социологии образования. М., 1998. Т. IV, вып. VI. С. 248– 267.

Белинская Е.П. Человек в изменяющемся мире – социально-психологическая перспектива: монография. М.: Прометей, 2005.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.

Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Academia, 2005.

Тихомандрицкая О.А. Ценности современного подростка // Школьный психолог. Еженедельное приложение к газете "Первое сентября". 1999. N 13(61). С. 10.

Тихомандрицкая О.А., Дубовская Е.М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы // Мир психологии. 1999. N 3. С. 80–90.

Дата публикации: 15 декабря 2008 г.

Сведения об авторах

Гармаева Татьяна Владимировна, Кончаловская Маргарита Михайловна. Кандидаты психологических наук, научные сотрудники Психологического института Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Ссылка для цитирования

Гармаева Т.В., Кончаловская М.М. Роль семьи в школьной социализации подростков (на материале образовательных учреждений Москвы и Улан-Удэ)  [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

К началу страницы >>