Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

Гребенникова О.В. Особенности социальных представлений современных российских подростков

English version: Grebennikova О.V. Social representations peculiarities in modern Russian teenagers
Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия

Сведения об авторе
Литература
Ссылка для цитирования

Представлены результаты исследования социальных представлений современных российских подростков. Результаты демонстрируют влияние изменчивости и неопределенности на содержание социальных представлений о современном мире; многогранность и невысокую степень связанности представлений о разных сферах действительности между собой. Обследованные подростки неустойчивы в принятии решений, их настораживает ситуация выбора; традиционны в понимании семейных ролей и семейных ценностей; не имеют четких представлений о политике и общечеловеческих ценностях. Полученные данные дают основания для пересмотра существующих опросников социальных представлений, показывая направления их модификации.

Ключевые слова: подросток, социализация, социальные представления

 

Социальный опыт подростка складывается благодаря вхождению в систему социальных связей, где он осваивает и усваивает определенные социальные нормативы, ценности, социальные роли, транслируемые современным обществом и включенными в него субъектами. Немаловажную роль в процессе социализации подростка играют социальные представления, определяя в дальнейшем характер его мировоззренческих взглядов и систему ценностных ориентаций.

Социальные представления и познание социальной реальности

Теория социальных представлений была разработана представителем французской психологической школы С.Московиси, который рассматривал социальные представления как систему знаний, помогающих человеку осмыслить и понять окружающую социальную действительность. Основные компоненты структуры социальных представлений – это информация, поле представления и установка, а механизмами формирования и закрепления социальных представлений выступают категоризация и наименование, язык и память. Социальные представления способствуют формированию социальной (групповой) идентичности, восприятию себя элементом социальной системы, у членов которой общее мировоззрение, общий взгляд на мир [Донцов, Емельянова, 1987].

В рамках теории социальных представлений С.Московиси выделяет «три основные функции социального представления в общественной жизни: охранение стабильности, устойчивости индивидуальной или групповой когнитивной структуры; детерминация поведения и, наконец, адаптация внешних социальных фактов, введение их в строй духовной жизни коллективного субъекта» [Донцов, Емельянова, 1984, с. 148]. Одна из важнейших функций – функция поддержания стабильности психологической жизнедеятельности субъекта: «Содержание, логика представления укрепляют внутреннюю структуру группы или индивида, воспроизводят и актуализируют ее, устанавливая внешние связи» [Moscovici, 1976, с. 79]. Регуляция поведения индивидуального и группового субъекта – вторая важная функция социального представления. С.Московиси отмечает, что когда субъект реагирует на систему внешних стимулов, он непременно обращается к своему прошлому перцептивному опыту. Третья функция носит адаптивный характер и представляет собой «приспособление вновь поступающей информации к уже сложившимся в социальной общности нормам, оценкам, представлениям» [Донцов, Емельянова, 1984, с. 150]. Основная задача индивидуального познания, по Московиси, сводится к овладению непонятным и превращению его в «свое», обычное, банальное [Донцов, Емельянова, 1984, 1987].

Изучая социальные представления в условиях трансформации российского общества, Т.П.Емельянова определяет социальные представления как элементы общественного сознания, в которых на уровне здравого смысла взаимодействуют различные идеологические взгляды, убеждения, знания, которые в совокупности составляют и объясняют социальную реальность. По мнению Т.П.Емельяновой, наиболее значимой функцией социальных представлений является познание. Социальные представления обеспечивают описание, классификацию и объяснение социальной реальности, которая воспринимается человеком сквозь призму собственных желаний и интересов. Другая функция заключается в адаптации совершающихся социальных фактов, явлений политического, научного плана к уже сформировавшимся, ранее существовавшим взглядам, мнениям и оценкам. Еще одна функция социальных представлений состоит в опосредовании, регуляции поведения [Емельянова, 2001].

Для современного периода развития концепции социальных представлений характерно выделение двухслойной структуры социальных представлений, состоящей из ядра и периферии (J.С.Abric). Центральное ядро образовано одним или несколькими элементами и является достаточно стабильным. Т.П.Емельянова уточняет, что для своеобразной защиты центрального ядра появляются периферийные элементы, которые обладают большей гибкостью для изменений и меньшей значимостью для стабильности социальных представлений, обеспечивая их запуск. В силу многоступенчатой защиты центрального ядра социальные представления являются достаточно стабильными и стойкими к изменениям, что обусловливает длительность процесса формирования новых представлений [Емельянова, 2001].

Таким образом, социальные представления как элементы общественного сознания формируются и трансформируются в процессе коммуникативного взаимодействия, познания субъектом социальной действительности. Характерной особенностью социальных представлений выступает относительная динамичность.

Выборка и методы исследования

Пилотажное исследование особенностей социальных представлений современных российских подростков проводилось в 2008–2009 гг. Выборку составили 123 подростка в возрасте 15–19 лет, проживающих в Москве.

Использовался опросник социальных представлений кафедры возрастной психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Опросник состоит из 3 блоков, включающих от 15 до 18 вопросов. 1-й блок оценивает процессы совладания (присутствие – отсутствие) в различных жизненных ситуациях, особенности гендерных стереотипов (традиционные – либеральные), а также выявляет установки воспитания (наследственность – среда). 2-й блок направлен на выявление отношения подростков к семейным ценностям и стереотипам (активность – равные права). Вопросы 3-го блока касаются изучения социальных аттитюдов (консервативные – либеральные), политических ценностей и стереотипов (консервативные, либеральные, их отсутствие).

Результаты исследования

Проведенное исследование позволило выявить многогранность и социальную детерминированность собственно процесса представления – как формы познания социальной действительности подростком в современных условиях развития общества. Полученные данные раскрывают психологическое содержание основных видов социальных представлений современных российских подростков.

По результатам исследования, опрошенных российских подростков пугает и настораживает ситуация выбора, где необходимо проявить самостоятельность и ответственность за принятое решение. Ситуации, в которых возникают трудности совладания у других людей: 20% подростков считают, что это ситуация конфликта; 45% выделяют ситуацию выбора; 10% отметили выполнение обещаний и недопонимание; без внимания оставили этот вопрос 25% респондентов.

Ситуации, в которых возникают трудности совладания у самих подростков: ситуация выбора – 50%; ситуация конфликта – 25%; ситуация принятия важного решения – 5%; жизненные трудности – 5%; не дали ответа – 15% опрошенных.

Присутствие совладания в отношениях с близкими и значимыми людьми наблюдается у 65%, ситуативно – у 35% подростков. Трудности совладания в постразводной ситуации отмечают 35%, их отсутствие – 60% подростков; не дали ответа 5% опрошенных.

У обследованных подростков доминируют либеральные установки в сфере гендерных взаимоотношений, так как более половины опрошенных считает нормальным существование разных видов брака и разных сексуальных предпочтений.

В целом около 60% подростков позитивно оценивают дальнейшее развитие России. Важным условием процветания страны 65% респондентов считают уровень жизни людей. 35% подростков в качестве такого условия выделяют военную мощь страны.

Менее половины подростков (40%) отмечают, что духовная власть оказывает существенное влияние на политическую власть страны (консервативные аттитюды); 60% – не видят духовную власть в качестве мощного рычага давления на политическую власть (либеральные аттитюды).

Интерес к политической ситуации в стране испытывают 80% подростков, 20% не проявляют к ней никакого интереса. Аполитичными себя считают 25% подростков, участие в выборах принимали 20% опрошенных подростков. Необходимость участия в выборах отметили 50% подростков. Негативно относятся к нарушениям статей Конституции 75% опрошенных подростков, что свидетельствует о сформированной гражданской ответственности.

Интересен выбор современными российскими подростками оптимальной формы правления для других стран и для России (рис. 1).



Рис. 1. Выбор современными российскими подростками оптимальной формы правления для России и для других стран (количество выборов в процентах от общего числа опрошенных).
Д – демократия; М – монархия; А – авторитарное правление; Н/о – нет ответа.


Наглядно иллюстрируется тот факт, что современные российские подростки для других стран оптимальной формой правления видят демократию, а вот для России –монархию, в пользу которой было сделано большинство выборов.

Важными и необходимыми считают проведение митингов в нашей стране 30% опрошенных подростков; 15% считают, что подобные мероприятия оказывают дестабилизирующее влияние; 55% не дали ответа.

Как показали полученные данные, российские подростки в вопросах, касающихся семейных ценностей, в большей степени ориентируются на опыт и позицию родителей, которые, вероятнее всего, обладают относительно консервативными взглядами. Наличие религиозного воспитания ребенка в семье считают обязательным 35% подростков; 65% не считают это важным условием воспитания.

Предпочтение официальному заключению брака отдают 75% подростков, 25% не считают это обязательным. За совместное проживание до брака – 50% подростков, а 50% – против. Отрицательно к заключению брачного контракта относятся 70% российских подростков, ничего плохого в этом не видят 30%. Не считают нормой вступление в брак по причине беременности 65% подростков.

Большинство подростков (60%) считают, что в семье необходимо разделение обязанностей. Парадоксально, что 70% подростков считают обязательным присутствие ссор в семейной жизни, не обосновывая свой ответ. Более половины подростков (около 60%) положительно оценивают в семье наличие совместного досуга и совместной экономики, против – 10%, частично – 30% опрошенных. Отсутствие одинаковых политических взглядов в семье отмечено у 90% подростков, что указывает на демократичность и свободу выбора в вопросах политических предпочтений членов семьи.

Подростки практически единодушно (90% опрошенных) считают, что среда (в отличие от наследственности) оказывает существенное влияние на психическое развитие человека. Влияние обоих факторов, среды и наследственности, выделили 10% респондентов. Важным институтом социализации детей 75% подростков считают семью, 25% отмечают школу. Большинство опрошенных считают, что взрослого человека невозможно перевоспитать.

Положительно относятся к введению смертной казни за тяжелые преступления 70% подростков, 25% – против такого введения и 5% воздержались от ответа.

По данным исследования, на формирование политических пристрастий человека оказывают влияние: характер (15% опрошенных), социальные изменения (25%), СМИ, реклама (15%), родители (10%), общение с друзьями и близкими – 10% опрошенных; не дали ответа – 25% опрошенных.

Заключение

Исходя из полученных данных, можно констатировать, что подростков фрустрирует ситуация выбора – важнейшая составляющая принятия решения. Это можно интерпретировать как неустойчивость личных предпочтений на данном возрастном этапе развития. Стратегии собственного поведения достаточно прогнозируемы подростками во взаимоотношениях с близкими родными, а также значимыми людьми. Подростки не четко разделяют гендерные позиции в различных жизненных ситуациях.

Современные российские подростки проявляют интерес к политической ситуации в нашей стране и позитивно оценивают дальнейшее развитие России. Интересен тот факт, что оптимальной формой правления для России подростки видят монархию. Возможно, по мнению опрошенных, демократические меры наведения политического и экономического порядка в стране не дают эффективных результатов, а монархия – альтернативный вариант выхода из кризиса.

Несмотря на упадок ценности института брака, подростки предпочитают официальное оформление отношений и разделение обязанностей в семье, а брак по причине беременности не считают нормой. Отмечается демократичность в семье в вопросах политических пристрастий и взглядов.

Социальные установки подростков имеют хаотичный характер, либеральные ценности соседствуют у них с авторитарными, при этом такое противоречивое сочетание проявляется во взглядах даже на одну и ту же проблему. Так, многие подростки считают нормой гомосексуальные браки и, одновременно, заявляют о необходимости сохранения традиционного распределения ролей в семье и приоритете традиционных браков. Подростки доказывают пользу свободы слова и убеждений и в то же время – эффективность авторитарной формы правления.

В сознании современных российских подростков среда выступает превалирующим фактором в психическом развитии человека, а семья – важнейшим институтом социализации. При этом оценка социальной ситуации развития как ведущего фактора генезиса психики вытекает у подростков не из понимания важности общения и / или отрицания врожденных личностных качеств, но из усвоенной социогенетической установки, которая существовала в российской науке и обществе и трансформировалась в устойчивое социальное представление. Данное представление не связано с политическими, социальными или семейными ценностями и поэтому не может быть, как в большинстве западных стран, основанием при прогнозировании развития политических или экономических представлений и убеждений.

В целом по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Социальные представления современных российских подростков представляют собой многоуровневую систему, включающую разные аспекты социальной действительности и образа Я.
     
  2. Неопределенность современной социальной ситуации в России проявляется в неустойчивости и слабой структурированности сети социальных представлений современных российских подростков, а также невысокой степени связанности социальных представлений о разных сферах действительности между собой. Это является важным отличием представлений российских подростков от их зарубежных сверстников.
     
  3. Представления о ведущей роли среды в развитии человека, характерные для советского и постсоветского общества, сохраняют свою устойчивость и делают данный аспект социальных представлений прогностически несущественным при изучении их дальнейшего развития.
     
  4. Всестороннее и активное познание социальной действительности, связанное с трудностями и необходимостью выбора целей, ценностей и стратегий поведения, снижает уровень совладания у современных подростков.
     
  5. Современные подростки достаточно консервативны в вопросах семейных взаимоотношений, что помогает им сохранить адекватное понимание таких понятий, как «брак», «семья», в изменяющемся современном российском обществе.
     
  6. У подростков в современном российском обществе активно формируется политическое сознание, гражданская ответственность, интерес к политике. В то же время недостаточная информированность, вариативность и неустойчивость установок делают этот процесс хаотическим и малоосознанным, что проявляется в конфликтности, дисгармоничности социальных представлений по данному параметру.
     
  7. Полученные в исследовании данные позволили выявить некоторые отличия представлений современных российских подростков об окружающей их социальной действительности, а также показали необходимость существенной модификации традиционных опросников и прогностических критериев при исследовании социальных представлений российских подростков и молодежи.


Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 08-06-00252а
«Содержание социализации в современной России: константы и трансформации».


Литература

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии // Вопросы психологии. 1984. N 1. С. 147-152.

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. 128 с.

Емельянова Т.П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т. 22, N 6. С. 39–47.

Moscovici S. La psychoanalyse, son image et son public. P.: PUF, 1976. 506 p.

Поступила в редакцию 7 ноября 2009 г. Дата публикации: 25 апреля 2010 г.

Сведения об авторе

Гребенникова Ольга Владимировна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Ссылка для цитирования

Гребенникова О.В. Особенности социальных представлений современных российских подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 2(10). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.20гг). 0421000116/0014.
[Последние цифры – номер госрегистрации статьи в реестре ФГУП НТЦ "Информрегистр".]

К началу страницы >>