Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

2020 Том 13 No. 72

Асланов И.А., Котов А.А. Влияние метафорического фрейминга на оценку суждений о примере категории

English version: Aslanov I.A., Kotov A.A. The Impact of Metaphorical Framing on the Evaluation of Judgments on an Example of Category

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

 

В исследовании изучается влияние фреймингового эффекта метафоры на суждения о категории и примере категории. Также ставится вопрос о том, способна ли метафора увеличить объективность категории, то есть усилить эффект категориального имени. Для эксперимента была выбрана категория «депрессия» с конвенциональными метафорами «враг» и «болото» (определенными на основании контент-анализа федеральных СМИ в декабре 2018 – декабре 2019 года). В качестве примера категории использовалось описание депрессивного эпизода конкретного человека. В соответствии с концептуальной теорией метафоры, добавление метафоры в описание депрессии вызывало фрейминговый эффект. Выяснилось, что метафора «болото», в отличие от метафоры «враг», уменьшает оценку вины человека, совершившего из-за депрессии социальный проступок, а также оценку необходимого в этом случае штрафа, заставляя, таким образом, рассматривать депрессию как более «объективное» обстоятельство. Обе метафоры усилили убежденность в том, что избавлению от депрессии способствует «помощь извне», однако на разном уровне. Метафора «врага» влияла на оценку суждений о категории «депрессия», а метафора «болота» – на оценку суждений о ее примере (депрессивный эпизод у конкретного человека). Данные настоящего эксперимента дополняют представление о природе фреймингового эффекта метафоры, показывая, что он может возникать или исчезать в зависимости от того, на каком «уровне» (категории или примера) формулируется суждение. Кроме того, исследование демонстрирует, что метафора в сочетании с категориальным именем может усиливать воспринимаемую «объективность» категории.

Ключевые слова: метафора, категория, фрейминг, депрессия

Полный текст статьи PDF >>

Поступила в редакцию 02 мая 2020 г. Дата публикации: 28 августа 2020 г.
 

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-013-00698

Стиль psystudy.ru
Асланов И.А., Котов А.А. Влияние метафорического фрейминга на оценку суждений о примере категории. Психологические исследования, 2020, 13(72), 3. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Асланов И.А., Котов А.А. Влияние метафорического фрейминга на оценку суждений о примере категории // Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 72, C. 3. URL: http://psystudy.ru

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n72/1784-aslanov72.html

К началу страницы >>

Related Articles