Эффект выученного невнимания в задаче категориального научения с семантической связью между признаками
DOI:
https://doi.org/10.54359/r94zc524Ключевые слова:
категориальное научение, эффект выученного невнимания, селективное внимание, семантическая память, речьАннотация
Явление, при котором люди продолжают игнорировать информацию, ранее определенную как нерелевантная, но ставшую значимой, называется эффектом выученного невнимания. Традиционно этот эффект в категориальном научении рассматривается как следствие работы селективного внимания. В данном исследовании мы измерили выраженность этого эффекта на вербальном материале с семантической связью между признаками категорий, в то время как в предыдущих работах этот эффект рассматривался на перцептивном материале без такой связи. Мы разработали модификацию задачи [Blanco et al., 2023], основанную на неожиданном для участников переключении между релевантными и нерелевантными признаками в примерах категории в ходе научения. В эксперименте мы сравнили две группы участников: одна из них обучалась на материале с семантической связью между релевантным и нерелевантным признаками, а другая — на материале без такой связи. Согласно нашей гипотезе, группа с семантической связью должна была демонстрировать менее выраженный эффект выученного невнимания благодаря поддержке семантических знаний. Также мы предположили, что наличие семантических связей не изменит распределение внимания с селективного на более распределенное, поскольку снижения эффекта выученного невнимания можно будет достичь при использовании только селективного внимания. В результате наша гипотеза подтвердилась: наличие семантической связи снизило эффект выученного невнимания, и при этом не изменились параметры распределения внимания, оно осталось селективным.
Скачивания
Библиографические ссылки
Amer T., & Hasher L. Conceptual processing of distractors by older but not younger adults. Psychological Science, 2014, No. 25(12), 2252–2258. DOI:10.1177/0956797614555725
Bjorklund D.F. Children’s evolved learning abilities and their implications for education. Educational Psychology Review, 2022, 1–31. DOI:10.1007/s10648-022-09635-1
Blair M., Watson M., Walsche R., Maj F. Extremely selective attention: Eye-tracking studies of the dynamic allocation of attention to stimulus features in categorization. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 2009, No. 35(5), 1196–1206. DOI:10.1037/a0016272
Blair M.R., Watson M.R., Meier K.M. Errors, efficiency, and the interplay between attention and category learning. Cognition, 2009, No. 112(2), 330–336. DOI:10.1016/j.cognition.2009.04.008
Blanco N.J., Turner B.M., Sloutsky V.M. The benefits of immature cognitive control: How distributed attention guards against learning traps. Journal of Experimental Child Psychology, 2023, No. 226, 105548. DOI:10.1016/j.jecp.2022.105548
Boutonnet B., Lupyan G. Words jump-start vision: A label advantage in object recognition. Journal of Neuroscience, 2015, No. 35(25), 9329–9335. DOI:10.1523/JNEUROSCI.5111-14.2015.
Collins A.M., Loftus E.F. A spreading-activation theory of semantic processing. Psychological Review, 1975, No. 82(6), 407–428. DOI:10.1037/0033-295X.82.6.407.
Deng W.S., Sloutsky V.M. Selective attention, diffused attention, and the development of categorization. Cognitive Psychology, 2016, No. 91, 24–62. DOI:10.1016/j.cogpsych.2016.09.002.
Edmiston P., Lupyan G. What makes words special? Words as unmotivated cues. Cognition, 2015, No. 143, 93–100. DOI:10.1016/j.cognition.2015.06.008.
Frankenhuis W.E., & Gopnik A. Early adversity and the development of explore–exploit tradeoffs. Trends in Cognitive Sciences– 2023. DOI:10.1016/j.tics.2023.03.002
Hoffman A.B., Rehder B. The costs of supervised classification: The effect of learning task on conceptual flexibility. Journal of Experimental Psychology: General, 2010, No. 139(2), 319. DOI:10.1037/a0019042
Kotov A., Dagaev N. Rol' predydushchikh znanij v porozhdenii effekta ponyatijnoj gibkosti. Psikhologicheskie issledovaniya, 2013, T. 6, No. 29. DOI:10.54359/ps.v6i29.696. (In Russian)
Lin E.L., Murphy G.L. Thematic relations in adults’ concepts. Journal of Experimental Psychology: General, 2001, No. 130(1), 3–28. DOI:10.1037/0096-3445.130.1.3
Liquin E.G., & Gopnik A. Children are more exploratory and learn more than adults in an approach-avoid task. Cognition, 2022, No. 218, 104940. DOI:10.1016/j.cognition.2021.104940
Murphy G.L., Allopenna P.D. The locus of knowledge effects in concept learning. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1994, No. 20(4), 904. DOI:10.1037/0278-7393.20.4.904
Rehder B., Hoffman A.B. Eye tracking and selective attention in category learning. Cognitive Psychology, 2005, No. 51(1), 1–41. DOI:10.1016/j.cogpsych.2004.11.001
Rich A.S., Gureckis T.M. The limits of learning: Exploration, generalization, and the development of learning traps. Journal of Experimental Psychology: General, 2018, No. 147(11), 1553. DOI:doi/10.1037/xge0000466
Rowe G., Valderrama S., Hasher L., & Lenartowicz A. Attentional disregulation: a benefit for implicit memory. Psychology and Aging, 2006, No. 21(4), 826. DOI:10.1037/0882-7974.21.4.826
Sloutsky V.M., Deng W.S. Categories, concepts, and conceptual development. Language, Cognition and Neuroscience, 2019, No. 34(10), 1284–1297. DOI:10.1080/23273798.2017.1391398
Turner B.M., Sloutsky V.M. Cognitive inertia: Cyclical interactions between attention and memory shape learning. Current Directions in Psychological Science, 2024, 09637214231217989. DOI:10.1177/09637214231217989
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.