Влияние метафорического фрейминга на оценку суждений о примере категории
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v13i72.180Ключевые слова:
метафора, категория, фрейминг, депрессияАннотация
В исследовании изучается влияние фреймингового эффекта метафоры на суждения о категории и примере категории. Также ставится вопрос о том, способна ли метафора увеличить объективность категории, то есть усилить эффект категориального имени. Для эксперимента была выбрана категория «депрессия» с конвенциональными метафорами «враг» и «болото» (определенными на основании контент-анализа федеральных СМИ в декабре 2018 – декабре 2019 года). В качестве примера категории использовалось описание депрессивного эпизода конкретного человека. В соответствии с концептуальной теорией метафоры, добавление метафоры в описание депрессии вызывало фрейминговый эффект. Выяснилось, что метафора «болото», в отличие от метафоры «враг», уменьшает оценку вины человека, совершившего из-за депрессии социальный проступок, а также оценку необходимого в этом случае штрафа, заставляя, таким образом, рассматривать депрессию как более «объективное» обстоятельство. Обе метафоры усилили убежденность в том, что избавлению от депрессии способствует «помощь извне», однако на разном уровне. Метафора «врага» влияла на оценку суждений о категории «депрессия», а метафора «болота» – на оценку суждений о ее примере (депрессивный эпизод у конкретного человека). Данные настоящего эксперимента дополняют представление о природе фреймингового эффекта метафоры, показывая, что он может возникать или исчезать в зависимости от того, на каком «уровне» (категории или примера) формулируется суждение. Кроме того, исследование демонстрирует, что метафора в сочетании с категориальным именем может усиливать воспринимаемую «объективность» категории.
Скачивания
Библиографические ссылки
Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.
Lakoff, G., Johnson, M. Metaphors We Live By. Moscow: LKI, 2004. (in Russian) DOI: https://doi.org/10.7208/chicago/9780226470993.001.0001
Brooks, L.R., Norman, G.R., Allen, S.W. (1991). Role of specific similarity in a medical diagnosis task. Journal of Experimental Psychology: General, 120, 278-287. DOI: https://doi.org/10.1037/0096-3445.120.3.278
Gentner, D., Asmuth, J. (2017). Metaphoric extension, relational categories, and abstraction. Language, Cognition and Neuroscience, 1-10. DOI: https://doi.org/10.1080/23273798.2017.1410560
Giffin, C., Wilkenfeld, D., Lombrozo, T. The explanatory effect of a label: Explanations with named categories are more satisfying. Cognition, 2018, 168, 357-369. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cognition.2017.07.011
Goldstone, R.L., Barsalou, L.W. Reuniting perception and conception. Cognition, 1998, 65(2-3), 231-262. DOI: https://doi.org/10.1016/S0010-0277(97)00047-4
Landau, M.J., Barrera, J., Keefer, L.A. On the road: Combining possible identities and metaphor to motivate disadvantaged middle-school students. Metaphor and Symbol, 2017, 32(4), 276-290. DOI: https://doi.org/10.1080/10926488.2017.1384271
Levin, I.P., Schneider, S.L., Gaeth, G.J. All Frames Are Not Created Equal: A Typology and Critical Analysis of Framing Effects. Organ Behav Hum Decis Process, 1998, 76(2), 149-188. DOI: https://doi.org/10.1006/obhd.1998.2804
Lupyan, G., Zettersten, M. Does vocabulary help structure the mind? PsyArXiv, 2020. URL: https://doi.org/10.31234/osf.io/b74u9 DOI: https://doi.org/10.31234/osf.io/b74u9
Malt, B.C. (1989). An on-line investigation of prototype and exemplar strategies in classification. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 15, 539-555. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.15.4.539
Thibodeau, P.H., Boroditsky, L. Metaphors We Think With: The Role of Metaphor in Reasoning. PLoS ONE, 2011, 6(2). URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0016782 DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0016782
Thibodeau, P.H., Hendricks, R.K., Boroditsky, L. How Linguistic Metaphor Scaffolds Reasoning. Trends in Cognitive Sciences, 2017 21(11), 852-863. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2017.07.001
Wolff, P., Gentner, D. Structure-mapping in metaphor comprehension. Cognitive Science, 2011, 35(8), 1456-1488. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1551-6709.2011.01194.x
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Психологические исследования

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.