Образ ребенка-пользователя глазами родителей младших школьников и младших подростков: качественное исследование

Авторы

  • Екатерина Цыганова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
  • Александра Бочавер Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
  • Анастасия Нисская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v17i98.1716

Ключевые слова:

электронные устройства, дети-пользователи, младшие школьники, младшие подростки, родительская медиация, онлайн-риски

Аннотация

Цифровые технологии и социальные сети все плотнее встраиваются в жизнь современной семьи, и в задачи родителей входит знакомство своих детей с интернет-пространством, обучение их технике безопасности и начальное сопровождение в пользовательской активности. С целью изучить стратегии родительской медиации и связанные с ними представления родителей на выборке российских родителей младших школьников и младших подростков было проведено 24 полуструктурированных интервью с родителями детей соответствующих возрастных групп. В интервью затрагивались темы автономии детей в сфере использования электронных устройств, а также практики ее поддержки и контроля среди современных родителей. На основе того, как родители воспринимают поведение и уязвимости своих детей, описаны типы «образа ребенка». Родители учитывают разного рода уязвимости ребенка в своих практиках цифровой медиации; эти практики различаются в зависимости от возраста ребенка. «Моральная паника» в связи с погруженностью современных детей в интернет находит слабое отражение в высказываниях родителей. Эмпирически выявлены теоретически обоснованные типы родительской медиации использования электронных устройств: активная, ограничивающая, совместное использование, мониторинг и технический контроль. Также описаны медиация-наказание и вовлечение в иные занятия как альтернатива онлайн-активности. Делается вывод о необходимости расширения теоретической модели родительской медиации взаимодействия ребенка с электронными устройствами за счет характеристик, связанных с представлениями родителей о собственном ребенке и о цифровом пространстве в целом, переходу от понимания электронных устройств через дихотомию «блага или проклятия» к более комплексному представлению.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Екатерина Цыганова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

    Стажер-исследователь Центра исследований современного детства Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Потаповский пер., д. 16, стр. 10, 101000 Москва, Россия.

  • Александра Бочавер, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

    Кандидат психологических наук, доцент Департамента образовательных программ Института образования, директор Центра исследований современного детства, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Потаповский пер., д. 16, стр. 10, 101000 Москва, Россия.

  • Анастасия Нисская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

    Кандидат психологических наук, профессор, доцент Департамента образовательных программ Института образования, научный сотрудник Центра исследований современного детства, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Потаповский пер., д. 16, стр. 10, 101000 Москва, Россия.

Библиографические ссылки

Ahmedzhanova D.R. Rol' social'noj i samostojatel'noj reguljacii obuchenija v shkol'nom vozraste. Voprosy obrazovanija, 2024, No. 1, 11–43. (in Russian) DOI:10.17323/vo-2024-17280

Bowers J.M., Moyer A. Adolescent sleep and technology-use rules: Results from the California Health Interview Survey. Sleep Health, 2020, 6(1), 19–22. DOI:10.1016/j.sleh.2019.08.011

Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology. Qualitative Research in Psychology, 2006, 3(2), 77–101. DOI:10.1191/1478088706qp063oa

Clark L.S. Parental mediation theory for the digital age. Communication Theory, 2011, 21(4), 323–343. DOI:10.1111/j.1468-2885.2011.01391.x

Cohen S. Narodnye d'javoly i moral'naja panika. Sozdanie modov i rokerov. Moscow: Vysshaya shkola jekonomiki, 2022. (in Russian) DOI:10.17323/978-5-7598-2341-4

Corcoran E., Doty J., Wisniewski P., Gabrielli J. Youth sexting and associations with parental media mediation. Computers in Human Behavior, 2022, 132, 107263. DOI:10.1016/j.chb.2022.107263

Deci E.L., Ryan R.M. The “What” and “Why” of Goal Pursuits: Human Needs and the Self-Determination of Behavior. Psychological Inquiry, 2000, 11(4), 227–268. DOI:10.1207/S15327965PLI1104_01

Fam J.Y., Männikkö N., Juhari R., Kääriäinen M. Is parental mediation negatively associated with problematic media use among children and adolescents? A systematic review and meta-analysis. Ca-nadian Journal of Behavioural Science / Revue Canadienne Des Sciences Du Comportement, 2023, 55(2), 89–99. DOI:10.1037/cbs0000320

Farooq M.S., Asim I. Parental Involvement as Predictor for Self-regulated Learning and Academic Achievement of Students at Secondary School Level. Journal of Educational Sciences & Research, 2020, 7(1), 1-14.

Fereday J., Muir-Cochrane E. Demonstrating Rigor Using Thematic Analysis: A Hybrid Approach of Inductive and Deductive Coding and Theme Development. International Journal of Qualitative Meth-ods, 2006, 5(1), 80–92. DOI:10.1177/160940690600500107

Fisk N. “...when no one is hearing them swear” - Youth Safety and the Pedagogy of Surveillance. Surveillance & Society, 2014, 12(4). DOI:10.24908/ss.v12i4.5059

Gabrielli J., Marsch L., Tanski S. TECH Parenting to Promote Effective Media Management. Pediat-rics, 2018, 142(1), e20173718. DOI:10.1542/peds.2017-3718

Glatz T., Crowe E., Buchanan C.M. Internet-specific parental self-efficacy: Developmental differences and links to Internet-specific mediation. Computers in Human Behavior, 2018, 84, 8–17. DOI:10.1016/j.chb.2018.02.014

Goldstein S.E. Adolescents’ Disclosure and Secrecy About Peer Behavior: Links with Cyber Ag-gression, Relational Aggression, and Overt Aggression. Journal of Child and Family Studies, 2016, 25(5), 1430–1440. DOI:10.1007/s10826-015-0340-2

Hani U., Sonhaji S., Anggraini C.N. Media digital literacy program in improving parental mediation efficacy with community nursing approach. STRADA Jurnal Ilmiah Kesehatan, 2020, 9(2), 1779–1787. DOI:10.30994/sjik.v9i2.522

Hlomov K.D., Davydov D.G., Bochaver A.A. Kiberbulling v opyte rossijskih podrostkov. Psihologi-ja i pravo, 2019, 9(2), 276–295. (in Russian) DOI:10.17759/psylaw.2019090219

Janak A.L. Deti i roditeli v informacionnom prostranstve: vzaimodejstvie, riski i strategii obespecheni-ja bezopasnosti Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Ser.: Sociologija. Politologija, 2021, 21(1), 64–71. (in Russian) DOI:10.18500/1818-9601-2021-21-1-64-71

Janak A.L., Shorygin E.A. Traektorii gadzhetizacii detsko-roditel'skih otnoshenij: osnovnye modeli. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Ser.: Social'nye nauki, 2019, 3(55), 141–148. (in Russian)

Kallio A., Ruusuvuori J. Finnish children’s questions while watching television with parents. Journal of Children and Media, 2019, 13(2), 127–148. DOI:10.1080/17482798.2018.1552882

Klimenko V.K., Savenysheva S.S. Jelektronnye ustrojstva i rebenok: oposredujushhaja rol' roditelej (po materialam zarubezhnyh issledovanij). Mir nauki. Pedagogika i psihologija, 2020, 8(4), 40. (in Russian)

Kurganskij A.M., Gur'janova M.P., Hramcov P.I. Medicinskie i social'no-pedagogicheskie riski ispol'zovanija det'mi mladshego shkol'nogo vozrasta cifrovyh ustrojstv: jempiricheskoe issledovanie. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Psihologija i pedagogika, 2023, 20(3), 501–525. (in Russian) DOI:10.22363/2313-1683-2023-20-3-501-525

Lin C.A., Atkin D.J. Parental mediation and rulemaking for adolescent use of television and VCRs. Journal of Broadcasting and Electronic Media, 1989, 33, 53–67. DOI:10.1080/08838158909364061

Livingstone S., Helsper E. Parental Mediation of Children’s Internet Use. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 2008, 52, 581–599. DOI:10.1080/08838150802437396

Logan B., Moody K. (Eds.). Television awareness training: The viewer’s guide for family and com-munity. New York: Media Action Research Center, 1979.

Lu J., Zhang M., Yuan M. Parenting and parent-child home practice during the COVID-19 pandemic: a case in central China. Scientific Reports, 2023, 13(1), 18655. DOI:10.1038/s41598-023-45726-8

Mihajlova O.R. Kto ispol'zuet ponjatie moral'noj paniki? Bibliometricheskij analiz nauchnyh pub-likacij. Sociologicheskoe obozrenie, 2020, 19(3), 351–375. (in Russian) DOI:10.17323/1728-192x-2020-3-351-375

Naeem M., Ozuem W., Howell K., Ranfagni S. A Step-by-Step Process of Thematic Analysis to De-velop a Conceptual Model in Qualitative Research. International Journal of Qualitative Methods, 2023, 22, DOI:10.1177/1609406923120578

Nikken P., Schols M. How and Why Parents Guide the Media Use of Young Children. Journal of Child and Family Studies, 2015, 24(11), 3423–3435. DOI:10.1007/s10826-015-0144-4

Rudnova N., Kornienko D., Semenov Y., Egorov V. Characteristics of Parental Digital Mediation: Predictors, Strategies, and Differences among Children Experiencing Various Parental Mediation Strategies. Education Sciences, 2023, 13(1), 1-14. DOI:10.3390/educsci13010057

Sandhu D., Barn R. “The Internet Is Keeping Me from Dying from Boredom”: Understanding the Management and Social Construction of the Self Through Middle-Class Indian Children’s Engage-ment with Digital Technologies During the COVID-19 Lockdown. International Journal on Child Maltreatment: Research, Policy and Practice, 2022, 6, 489–504.DOI:10.1007/s42448-022-00135-8

Soldatova G.U., Chigar'kova S., L'vova E.N. Onlajn-agressija i podrostki: rezul'taty issledovanija shkol'nikov Moskvy i Moskovskoj oblasti. Jepoha nauki, 2017, No. 12, 103–109. (in Russian)

Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I., Zotova E.Ju. Cifrovaja kompetentnost' rossijskih po-drostkov i roditelej: rezul'taty vserossijskogo issledovanija. Moscow: Fond Razvitija Internet, 2013. (in Russian)

Soldatova G.U., Ol'kina O.I. Otnoshenie k privatnosti i zashhita personal'nyh dannyh: voprosy be-zopasnosti rossijskih detej i podrostkov. Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal, 2015, 3(19), 56–66. (in Russian) DOI:10.11621/npj.2015.0300

Soldatova G.U., Vojskunskij A.E. Social'no-kognitivnaja koncepcija cifrovoj socializacii: novaja jekosistema i social'naja jevoljucija psihiki. Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki, 18(3), 431–450. (in Russian) DOI:10.17323/1813-8918-2021-3-431-450

Sonck N., Nikken P., Haan J. Determinants of Internet Mediation: A comparison of the reports by Dutch parents and children. Journal of Children and Media, 2013, 7, 96–113. DOI:10.1080/17482798.2012.739806

Wang G., Zhao J., Van Kleek M., Shadbolt N. Protection or Punishment? Relating the Design Space of Parental Control Apps and Perceptions about Them to Support Parenting for Online Safety. Pro-ceedings of the ACM on Human-Computer Interaction, 2021, 5(CSCW2), 343:1–343:26. DOI:10.1145/3476084

Young R., Tully M. ‘Nobody wants the parents involved’: Social norms in parent and adolescent re-sponses to cyberbullying. Journal of Youth Studies, 2019, 22(6), 856–872. DOI:10.1080/13676261.2018.1546838

Yu J., Xu C., Wu Z. The emerging techno-microsystem and its longitudinal influences on Chinese young children’s behavior problems. Applied Developmental Science, 2023, 1–13. DOI:10.1080/10888691.2023.2281326

Опубликован

24.03.2025

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования

Как цитировать

Образ ребенка-пользователя глазами родителей младших школьников и младших подростков: качественное исследование. (2025). Психологические исследования, 17(98), 7. https://doi.org/10.54359/ps.v17i98.1716

Похожие статьи

1-10 из 75

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.