Образ ребенка-пользователя глазами родителей младших школьников и младших подростков: качественное исследование
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v17i98.1716Ключевые слова:
электронные устройства, дети-пользователи, младшие школьники, младшие подростки, родительская медиация, онлайн-рискиАннотация
Цифровые технологии и социальные сети все плотнее встраиваются в жизнь современной семьи, и в задачи родителей входит знакомство своих детей с интернет-пространством, обучение их технике безопасности и начальное сопровождение в пользовательской активности. С целью изучить стратегии родительской медиации и связанные с ними представления родителей на выборке российских родителей младших школьников и младших подростков было проведено 24 полуструктурированных интервью с родителями детей соответствующих возрастных групп. В интервью затрагивались темы автономии детей в сфере использования электронных устройств, а также практики ее поддержки и контроля среди современных родителей. На основе того, как родители воспринимают поведение и уязвимости своих детей, описаны типы «образа ребенка». Родители учитывают разного рода уязвимости ребенка в своих практиках цифровой медиации; эти практики различаются в зависимости от возраста ребенка. «Моральная паника» в связи с погруженностью современных детей в интернет находит слабое отражение в высказываниях родителей. Эмпирически выявлены теоретически обоснованные типы родительской медиации использования электронных устройств: активная, ограничивающая, совместное использование, мониторинг и технический контроль. Также описаны медиация-наказание и вовлечение в иные занятия как альтернатива онлайн-активности. Делается вывод о необходимости расширения теоретической модели родительской медиации взаимодействия ребенка с электронными устройствами за счет характеристик, связанных с представлениями родителей о собственном ребенке и о цифровом пространстве в целом, переходу от понимания электронных устройств через дихотомию «блага или проклятия» к более комплексному представлению.
Скачивания
Библиографические ссылки
Ahmedzhanova D.R. Rol' social'noj i samostojatel'noj reguljacii obuchenija v shkol'nom vozraste. Voprosy obrazovanija, 2024, No. 1, 11–43. (in Russian) DOI:10.17323/vo-2024-17280
Bowers J.M., Moyer A. Adolescent sleep and technology-use rules: Results from the California Health Interview Survey. Sleep Health, 2020, 6(1), 19–22. DOI:10.1016/j.sleh.2019.08.011
Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology. Qualitative Research in Psychology, 2006, 3(2), 77–101. DOI:10.1191/1478088706qp063oa
Clark L.S. Parental mediation theory for the digital age. Communication Theory, 2011, 21(4), 323–343. DOI:10.1111/j.1468-2885.2011.01391.x
Cohen S. Narodnye d'javoly i moral'naja panika. Sozdanie modov i rokerov. Moscow: Vysshaya shkola jekonomiki, 2022. (in Russian) DOI:10.17323/978-5-7598-2341-4
Corcoran E., Doty J., Wisniewski P., Gabrielli J. Youth sexting and associations with parental media mediation. Computers in Human Behavior, 2022, 132, 107263. DOI:10.1016/j.chb.2022.107263
Deci E.L., Ryan R.M. The “What” and “Why” of Goal Pursuits: Human Needs and the Self-Determination of Behavior. Psychological Inquiry, 2000, 11(4), 227–268. DOI:10.1207/S15327965PLI1104_01
Fam J.Y., Männikkö N., Juhari R., Kääriäinen M. Is parental mediation negatively associated with problematic media use among children and adolescents? A systematic review and meta-analysis. Ca-nadian Journal of Behavioural Science / Revue Canadienne Des Sciences Du Comportement, 2023, 55(2), 89–99. DOI:10.1037/cbs0000320
Farooq M.S., Asim I. Parental Involvement as Predictor for Self-regulated Learning and Academic Achievement of Students at Secondary School Level. Journal of Educational Sciences & Research, 2020, 7(1), 1-14.
Fereday J., Muir-Cochrane E. Demonstrating Rigor Using Thematic Analysis: A Hybrid Approach of Inductive and Deductive Coding and Theme Development. International Journal of Qualitative Meth-ods, 2006, 5(1), 80–92. DOI:10.1177/160940690600500107
Fisk N. “...when no one is hearing them swear” - Youth Safety and the Pedagogy of Surveillance. Surveillance & Society, 2014, 12(4). DOI:10.24908/ss.v12i4.5059
Gabrielli J., Marsch L., Tanski S. TECH Parenting to Promote Effective Media Management. Pediat-rics, 2018, 142(1), e20173718. DOI:10.1542/peds.2017-3718
Glatz T., Crowe E., Buchanan C.M. Internet-specific parental self-efficacy: Developmental differences and links to Internet-specific mediation. Computers in Human Behavior, 2018, 84, 8–17. DOI:10.1016/j.chb.2018.02.014
Goldstein S.E. Adolescents’ Disclosure and Secrecy About Peer Behavior: Links with Cyber Ag-gression, Relational Aggression, and Overt Aggression. Journal of Child and Family Studies, 2016, 25(5), 1430–1440. DOI:10.1007/s10826-015-0340-2
Hani U., Sonhaji S., Anggraini C.N. Media digital literacy program in improving parental mediation efficacy with community nursing approach. STRADA Jurnal Ilmiah Kesehatan, 2020, 9(2), 1779–1787. DOI:10.30994/sjik.v9i2.522
Hlomov K.D., Davydov D.G., Bochaver A.A. Kiberbulling v opyte rossijskih podrostkov. Psihologi-ja i pravo, 2019, 9(2), 276–295. (in Russian) DOI:10.17759/psylaw.2019090219
Janak A.L. Deti i roditeli v informacionnom prostranstve: vzaimodejstvie, riski i strategii obespecheni-ja bezopasnosti Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Ser.: Sociologija. Politologija, 2021, 21(1), 64–71. (in Russian) DOI:10.18500/1818-9601-2021-21-1-64-71
Janak A.L., Shorygin E.A. Traektorii gadzhetizacii detsko-roditel'skih otnoshenij: osnovnye modeli. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Ser.: Social'nye nauki, 2019, 3(55), 141–148. (in Russian)
Kallio A., Ruusuvuori J. Finnish children’s questions while watching television with parents. Journal of Children and Media, 2019, 13(2), 127–148. DOI:10.1080/17482798.2018.1552882
Klimenko V.K., Savenysheva S.S. Jelektronnye ustrojstva i rebenok: oposredujushhaja rol' roditelej (po materialam zarubezhnyh issledovanij). Mir nauki. Pedagogika i psihologija, 2020, 8(4), 40. (in Russian)
Kurganskij A.M., Gur'janova M.P., Hramcov P.I. Medicinskie i social'no-pedagogicheskie riski ispol'zovanija det'mi mladshego shkol'nogo vozrasta cifrovyh ustrojstv: jempiricheskoe issledovanie. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Psihologija i pedagogika, 2023, 20(3), 501–525. (in Russian) DOI:10.22363/2313-1683-2023-20-3-501-525
Lin C.A., Atkin D.J. Parental mediation and rulemaking for adolescent use of television and VCRs. Journal of Broadcasting and Electronic Media, 1989, 33, 53–67. DOI:10.1080/08838158909364061
Livingstone S., Helsper E. Parental Mediation of Children’s Internet Use. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 2008, 52, 581–599. DOI:10.1080/08838150802437396
Logan B., Moody K. (Eds.). Television awareness training: The viewer’s guide for family and com-munity. New York: Media Action Research Center, 1979.
Lu J., Zhang M., Yuan M. Parenting and parent-child home practice during the COVID-19 pandemic: a case in central China. Scientific Reports, 2023, 13(1), 18655. DOI:10.1038/s41598-023-45726-8
Mihajlova O.R. Kto ispol'zuet ponjatie moral'noj paniki? Bibliometricheskij analiz nauchnyh pub-likacij. Sociologicheskoe obozrenie, 2020, 19(3), 351–375. (in Russian) DOI:10.17323/1728-192x-2020-3-351-375
Naeem M., Ozuem W., Howell K., Ranfagni S. A Step-by-Step Process of Thematic Analysis to De-velop a Conceptual Model in Qualitative Research. International Journal of Qualitative Methods, 2023, 22, DOI:10.1177/1609406923120578
Nikken P., Schols M. How and Why Parents Guide the Media Use of Young Children. Journal of Child and Family Studies, 2015, 24(11), 3423–3435. DOI:10.1007/s10826-015-0144-4
Rudnova N., Kornienko D., Semenov Y., Egorov V. Characteristics of Parental Digital Mediation: Predictors, Strategies, and Differences among Children Experiencing Various Parental Mediation Strategies. Education Sciences, 2023, 13(1), 1-14. DOI:10.3390/educsci13010057
Sandhu D., Barn R. “The Internet Is Keeping Me from Dying from Boredom”: Understanding the Management and Social Construction of the Self Through Middle-Class Indian Children’s Engage-ment with Digital Technologies During the COVID-19 Lockdown. International Journal on Child Maltreatment: Research, Policy and Practice, 2022, 6, 489–504.DOI:10.1007/s42448-022-00135-8
Soldatova G.U., Chigar'kova S., L'vova E.N. Onlajn-agressija i podrostki: rezul'taty issledovanija shkol'nikov Moskvy i Moskovskoj oblasti. Jepoha nauki, 2017, No. 12, 103–109. (in Russian)
Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I., Zotova E.Ju. Cifrovaja kompetentnost' rossijskih po-drostkov i roditelej: rezul'taty vserossijskogo issledovanija. Moscow: Fond Razvitija Internet, 2013. (in Russian)
Soldatova G.U., Ol'kina O.I. Otnoshenie k privatnosti i zashhita personal'nyh dannyh: voprosy be-zopasnosti rossijskih detej i podrostkov. Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal, 2015, 3(19), 56–66. (in Russian) DOI:10.11621/npj.2015.0300
Soldatova G.U., Vojskunskij A.E. Social'no-kognitivnaja koncepcija cifrovoj socializacii: novaja jekosistema i social'naja jevoljucija psihiki. Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki, 18(3), 431–450. (in Russian) DOI:10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
Sonck N., Nikken P., Haan J. Determinants of Internet Mediation: A comparison of the reports by Dutch parents and children. Journal of Children and Media, 2013, 7, 96–113. DOI:10.1080/17482798.2012.739806
Wang G., Zhao J., Van Kleek M., Shadbolt N. Protection or Punishment? Relating the Design Space of Parental Control Apps and Perceptions about Them to Support Parenting for Online Safety. Pro-ceedings of the ACM on Human-Computer Interaction, 2021, 5(CSCW2), 343:1–343:26. DOI:10.1145/3476084
Young R., Tully M. ‘Nobody wants the parents involved’: Social norms in parent and adolescent re-sponses to cyberbullying. Journal of Youth Studies, 2019, 22(6), 856–872. DOI:10.1080/13676261.2018.1546838
Yu J., Xu C., Wu Z. The emerging techno-microsystem and its longitudinal influences on Chinese young children’s behavior problems. Applied Developmental Science, 2023, 1–13. DOI:10.1080/10888691.2023.2281326
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.