Эстетическая парадигма как оптика исследований современной психологии
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.274Ключевые слова:
методология, эстетическая парадигма, искусство, психологический хронотопАннотация
Предпринята попытка осмысления теоретического конструкта «эстетическая парадигма» и роли искусства как методологической оптики психологических исследований. Эстетическая парадигма понимается как система междисциплинарных теоретических подходов к исследованию проблем психологии, основанных на синтезе искусства и науки. Рассматривается представленность эстетической парадигмы на разных методологических уровнях. На общетеоретическом уровне эстетическая парадигма может предложить психологии в качестве методологической основы модель организации знания в искусстве. Это вариант сетевой модели методологии психологии, которая основывается на принципах полипарадигмальности и взамодополнительности. На уровне исследовательской парадигмы искусство выступает как исследовательская модель, которая дополняет существующие исследовательские психологические модели и конструкты изучения личности, процессов социализации, конструирования социальной реальности, культурной трансмиссии, конструирования личностной и социокультурной идентичности. Показана роль эстетической парадигмы в исследовании проблем личностной и социокультурной идентичности. Проблема гармонизации хронотопов связывается в эстетической парадигме с эстетическими переживаниями, которые переводят человека в дискурс «человек – культура», в отличие от других дискурсов, связанных с политическими, экономическими, социальными и этическими контекстами. Рассматриваются возможности искусства как модели исследования процессов социализации – индивидуализации, конструирования идентичности, культурной трансмиссии и перехода индивидуальных смыслов в значения. Показана прогностическая ценность эстетической парадигмы и искусства как моделирующей деятельности, которая конструирует реальность. Подчеркивается, что наибольший интерес в качестве прогностической ценности эстетической парадигмы представляют исследования содержания переживаний, смыслов и ценностей современников, которые «улавливаются» искусством и кристаллизуются в нем. Искусство интуитивно реагирует и фиксирует возникающие в социуме изменения, раньше, чем рефлексия таких изменений в науке. На уровне методов исследования эстетическая парадигма предполагает синтез собственно психологических методов исследования с методами смежных дисциплин (искусствознание, история искусства, семиотика и др.).
Скачивания
Литература
Assman Ya. In: Kul'turnaya pamyat': Pis'mo, pamyat' o proshlom i politicheskaya identichnost' v vysokikh kul'turakh drevnosti [Cultural memory: Writing, memory of the past and political identity in the high cultures of antiquity]. Moscow: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2004. pp. 111–138. (in Russian)
Basov N.V., Nenko A.E., Khokhlova A.M. Real'nost' iskusstva: kommunikatsiya i sozdanie znaniya [The reality of art: communication and knowledge creation]. Sotsiologicheskii Zhurnal, 2015, No. 4, 8–33. doi: https://doi.org/10.19181/socjour.2015.21.4.3064 (in Russian)
Bourdieu P. Rynok simvolicheskoi produktsii [The market of symbolic goods]. Voprosy Sotsiologii, 1993, No. 1/2, 49–62. (in Russian)
Dukov E.V. Sovremennye tsivilizatsionnye trendy i massovaya kul'tura [Modern civilization trends and mass culture]. Observatoriya kul'tury, 2004, No. 3, 28–34. (in Russian)
Guseltseva M.S. In: A.L. Zhuravlev, T.V. Kornilov, A.V. Yurevich (Eds.), Paradigmy v psikhologii: naukovedcheskii analiz psikhologii [Paradigms in psychology: a scientific analysis]. M: Institut psikhologii RAN, 2012. pp. 34–56. (in Russian)
Guseltseva M.S. In: A.L. Zhuravleva, E.A. Sergienko (Eds.), Razrabotka i realizatsiya printsipa razvitiya v sovremennoi psikhologii [Development and implementation of the principle of development in modern psychology]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2016. pp. 31–51. (in Russian)
Lotman Yu.M. Ob iskusstve [About Art]. St. Petersburg: Iskusstvo-SPB, 1998. (in Russian)
Lotman Yu.M. In: Istoriya i tipologiya russkoi kul'tury [History and typology of Russian culture]. St. Petersburg: Iskusstvo – SPB, 2002. pp. 233–254. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(37), 12. http://psystudy.ru (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigme [The problem of socialization in the historical-genetic paradigm]. Moscow: Smysl, 2015a. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Esteticheskaya paradigma v sovremennoi psikhologii: garmonizatsiya perezhivanii vremeni i prostranstva [Aesthetic paradigm in modern psychology: harmonization of experiences of time and space]. Voprosy Psikhologii, 2015b, No. 6, 1–11. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Kul'tura i subkul'tura v prostranstve psikhologicheskogo khronotopa [Culture and subculture in the space of psychological chronotope]. Moscow: Smysl, 2016. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Psikhologiya povsednevnosti: oksyumoron ili novyi trend psikhologii [Psychology of everyday life: an oxymoron or a new trend in psychology]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(56), 1. http://psystudy.ru (in Russian)
Saprykin Yu.G. Teksty pereformatirovali zhizn': Yurii Saprykin o «novom srednevekov'e» [The texts reformatted life: Yuri Saprykin about the "new Middle Ages"]. AfishaDaily. Knigi. 14 July 2015. https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/books/teksty-pereformatirovali-zhizn-yuriy-saprykin-o-novom-srednevekove/ (in Russian)
Sergienko E.A. Mezhparadigmal'nye mosty [Inter-paradigm bridges]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(48), 4. http://psystudy.ru (in Russian)
Shpet G.G. In: N.S. Plotnikov, N.P. Podzemskii, Yu.N. Yakimenko (Eds.), Gosudarstvennaya akademiya khudozhestvennykh nauk i esteticheskaya teoriya 1920-kh godov [State Academy of arts and aesthetic theory of the 1920s]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2017. Vol. II. Publikatsii, pp. 196–206. (in Russian)
Welch S. The Theory of Political Culture. Oxford: Oxford University Press, 2013. doi:10.1093/acprof:oso/9780199553334.001.0001
Yurevich A.V. In: A.L. Zhuravlev, T.V. Kornilov, A.V. Yurevich (Eds.), Paradigmy v psikhologii: naukovedcheskii analiz [Paradigms in psychology: a scientific analysis]. M: Institut psikhologii RAN, 2012. pp. 13–33. (in Russian)
Zorin A.L. Poyavlenie geroya. Iz istorii russkoi emotsional'noi kul'tury kontsa XVIII – nachala XIX veka [The appearance of the hero. From the history of Russian emotional culture of the late XVIII – early XIX century]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2016. (in Russian)
Zubarevich N.V. «Chetyre Rossii» na odnoi territorii ["Four Russia" in the same area]. Novaya gazeta, 2013, No. 129. https://www.novayagazeta.ru/articles/2013/11/18/57242-171-chetyre-rossii-187-na-odnoy-territorii (in Russian)