Нарушения ментализации в клинической и культурной парадигме Л.С.Выготского
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v10i56.343Ключевые слова:
междисциплинарная методология, расстройства ментализации, культурно-историческая теория, Л.С.Выготский, синкретическая организация, комплексная организация, псевдоментализацияАннотация
В культурной ситуации транзитивности применение междисциплинарной методологии позволяет интегрировать концепции и методы смежных наук, многообразие языков описания и интерпретаций изучаемого явления, открывает для реинтерпретации феномены, относящиеся к области клинической психологии. В статье, представляемой читателю, предметом теоретического пересмотра выступают известные в клинике пограничных личностных расстройств нарушения социального познания. Ментальная репрезентация, ментализация понимается как форма социального познания, позволяющая воспринимать, представлять в воображении, эмоционально относиться, придавать смысл и причинность происходящему в субъективном мире – своем и другого человека. Ментализация предполагает интеграцию как контекстуальных факторов, материальных или физических аспектов ситуации и поведения, так и внутренних субъективных переживаний, убеждений, целей и интенциональных состояний в качестве репрезентативных побудителей того или иного поведения. В оптике культурно-исторической концепции и методологии Л.С.Выготского дается новая интерпретация клинических феноменов дефицита ментализации, представлено понимание трансформации ее структуры и функций как следствия утраты субъектом интерпсихических социальных связей и распада интрапсихической организации сознания, нарушения его системного строения, сужения и упрощения характера межфункциональных связей и интрапсихической «морфологии». В результате этой двойной деструкции связей онтогенетически ранние и примитивные формы ментализации, «отщепляясь», изолируются и начинают приобретать доминирующее положение в психическом функционировании. Процесс ментализирования регрессирует к своим докатегориальным и когнитивно-аффективно недифференцированным уровням и структурам (синкретической и комплексной организации), разворачиваясь непроизвольно и бессознательно, теряя смысловую связность, символическую опосредствованность и направленность на понимание субъективного мира – своего и Другого. Бессознательная подмена психической картины внутреннего мира импульсивными действиями, ипохондрическими и нарциссическими фиксациями, аутистическим псевдоментализированием и манипулированием лишены полноценного и полнокровного диалога с Другим. Утрата социальных связей (интерпсихической коммуникации), неопосредствованной обращенной к Другому речью-диалогом, интериоризуется в «немоту» внутреннюю – утрату не только понимания других, но прерывание осмысленного внутреннего и «оречевленного» диалога с самим собой, самопонимания.
Скачивания
Литература
Anzieu D. In: A. Zhibo, A.V. Rossokhina (Eds.), Frantsuzskaya psikhoanaliticheskaya shkola [French psychoanalytic school]. St. Petersburg: Piter, 2005. pp. 206−226. (in Russian)
Balint M. Bazisnyi defekt: Terapevticheskie aspekty regressii [Basic fault: therapeutic aspects of regression]. Moscow: Kogito-tsentr, 2002. (in Russian)
Bateman A., Fonagy P. Lechenie pogranichnogo rasstroistva lichnosti s oporoi na mentalizatsiyu. Prakticheskoe posobie [Mentalization based treatment for personality disorders]. Moscow: Institut obshchegumanitarnykh issledovanii, 2014. (in Russian)
Birenbaum G.V., Zeigarnik B.V. Sovetskaya nevropatologiya, psikhiatriya i gigiena, 1935, 4(6), 75–98. (in Russian)
Marty P., de M'Uzan M. In: A.V. Rossokhin (Ed.), Antologiya sovremennogo psikhoanaliza [Anthology of modern psychoanalysis]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2000. pp. 327–325. (in Russian)
McDougall J. Teatry tela [Theaters of the body]. Moscow: Kogito-Tsentr, 2007. (in Russian)
Orban P. In: A.M. Bokovikov (Ed.), Entsiklopediya glubinnoi psikhologii [Encyclopedia of depth psychology]. Moscow: MGM- INTERNA,1998. Vol. 1, pp. 532–569. (in Russian)
Samukhin N.V., Birenbaum G.V., Vygotskii L.S. Sovetskaya nevropatologiya, psikhiatriya i psikhogigiena, 1934, 3(6), 97–136. (in Russian)
Segal H. Dream, fantasy and art. London: Tavistok Routlege, 1991.
Sokolova E.T. In: N.I. Chuprikova, A.D. Koshelev (Eds.), Differentsionno-integratsionnaya teoriya razvitiya [Differentsion - integrative developmental theory]. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul'tur, 2011. pp. 415–434. (in Russian)
Sokolova E.T. Klinicheskaya psikhologiya utraty Ya [Clinical psychology of loss of the Self]. Moscow: Smysl, 2015. (in Russian)
Tomasello M. Istoki chelovecheskogo obshcheniya [Origins of human communication]. Moscow: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2011. (in Russian)
Vygotsky L.S. In: Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya [Selected psychological researches]. Moscow: APN, 1956a. pp. 8–386. (in Russian)
Vygotsky L.S. In: Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya [Selected psychological researches]. Moscow: APN, 1956b. pp. 481–495. (in Russian)
Vygotsky L.S.In: Sobr. soch.: v 6 t. [Collected works in six volumes]. Moscow: Pedagogika, 1982a.Vol. 1, pp. 78–108. (in Russian)
Vygotsky L.S. In: Sobr. soch.: v 6 t. [Collected works in six volumes]. Moscow: Pedagogika, 1982b.Vol. 1, pp. 109–131. (in Russian)
Vygotsky L.S. In: Sobr. soch.: v 6 t. [Collected works in six volumes]. Moscow: Pedagogika, 1983a.Vol. 3, pp. 5–314. (in Russian)
Vygotsky L.S. In: Sobr. soch.: v 6 t. [Collected works in six volumes]. Moscow: Pedagogika, 1983b. Vol. 5, pp. 231–254. (in Russian)
Vygotsky L.S. In: Psikhologiya razvitiya [Developmental psychology]. St. Petersburg: Piter, 2001. pp. 56–79. (in Russian)
Werner H. Comparative psychology of mental development. New York, NY: Intern. Univ. Press,1957.
Witkin H., Dyk R.B., Faterson H.F., Goodenough D.R., Karp S.A. Psychological differentiation. New York, NY: Basic Books, 1974.
Zavershneva E.Yu. Voprosy Psikhologii, 2015, No. 4, 119–135. (in Russian)
Zeigarnik B.V., Birenbaum G.V. Sovetskaya nevropatologiya, psikhiatriya i psikhogigiena, 1935, 4(6), 57–74. (in Russian)