Семантика понятий «уважение» и «уважение к родителям» у подростков и взрослых

Авторы

  • Александра Коновалова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i51.400

Ключевые слова:

уважение, уважение к родителям, семантика, детско-родительские отношения, подростки

Аннотация

Анализируется семантика понятий «уважение» и «уважение к родителям», сравниваются семантические профили данных понятий у старших подростков и взрослых. Приведен теоретический обзор представлений об уважении, показана недостаточная проработанность данного понятия и актуальность обращения к исследованию уважения к родителям. Представлены результаты эмпирического исследования семантики понятий «уважение» и «уважение к родителям» (N = 384), приводится сравнение результатов выборки подростков в возрасте от 14 до 18 лет (n = 164) и взрослых в возрасте от 22 до 70 лет (n = 220). Исследование проводилось с помощью методики «семантический дифференциал» (использованы 22 биполярные шкалы) и разработанной нами шкалы семантики понятия «уважение», содержащей 26 высказываний о возможных дефинициях и смысловой нагрузке понятия «уважение». Обработка результатов исследования проведена с помощью пакета SPSS Statistics, использованы следующие процедуры: описательные статистики, критерий знаковых рангов Уилкоксона, непараметрический критерий U Манна–Уитни, одновыборочный критерий Колмогорова–Смирнова, корреляция Спирмена, критерий адекватности выборки Кайзера–Мейера–Олкина, критерий сферичности Барлетта, факторный анализ (метод – анализ главных компонент, вращение – Варимакс, нормализация Кайзера). Выделены семантические универсалии понятий «уважение» и «уважение к родителям». Описаны различия в восприятии данных понятий подростками и взрослыми. По результатам исследования делаются выводы о более позитивном и согласованном отношении респондентов к понятию «уважение к родителям» по сравнению с понятием «уважение»; об отличии представлений подростков и взрослых о данных понятиях. Также в работе проанализированы представления старших подростков и взрослых о том, что является условиями становления уважения к родителям и содержанием данного понятия. Результаты факторного анализа позволили сделать вывод о том, что уважение к родителям трактуется как чувство уважения к родителям или предписанное уважительное поведение.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Александра Коновалова

Коновалова Александра Михайловна. Специалист по учебно-методической работе 1-й категории, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия; ассистент, кафедра педагогики и медицинской психологии, факультет высшего сестринского образования и психолого-социальной работы, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова, ул. Достоевского, д. 2, стр. 2, 127473 Москва, Россия. E-mail: konovalovaam@gmail.com

Литература

Berne E. Seks v chelovecheskoi lyubvi. Moscow: EKSMO-Press, 2001. (Transl. of: Berne E. Sex in human loving. New York, NY: Simon Schuster, 1970.) (in Russian)

Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: Izbr. psikhol. tr. [Problems of forming of personality: Selected psychological works]. Voronezh: MODEK, 2001. (in Russian)

De Cremer D., Tyler T.R. Am I respected or not?: Inclusion and reputation as issues in group membership. Social Justice Research, 2005, 18(2), 121–152. doi:10.1007/s11211-005-7366-3

DeLellis A.J. Clarifying the concept of respect: Implications for leadership. Journal of Leadership and Organizational Studies, 2000, 7(2), 35–49. doi: 10.1177/107179190000700203

Feldshtein D.I. In.: D.I. Feldshtein (Ed.), Khrestomatiya po vozrastnoi psikhologii. [Reader in Developmental Psychology]. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1996. pp. 248–259. (in Russian)

Fiske S.T., Xu J., Cuddy A.J.C. Glick P. (Dis)respecting versus (dis)liking: Status interdependence predict ambivalent stereotypes of competence and warmth. Journal of Social Issues, 1999, 55(3), 473–489. doi:10.1111/0022-4537.00128

Frei J.R., Shaver P.R. Respect in close relationships: Prototype definition, self-report assessment, and initial correlates. Personal Relationships, 2002, 9(2), 121–139. doi:10.1111/1475-6811.00008

Fromm E. Chelovek dlya sebya: issledovanie psikhologicheskikh problem etiki. Minsk: Kollegium, 1992. (Transl. of: Fromm E. Man for himself. An inquiry into the psychology of ethics. New York, NY: Holt, Rinehart and Winston, 1964.) (in Russian)

Janoff-Bulman R., Sheikh S., Baldacci K.G. Mapping moral motives: Approach, avoidance, and political orientation. Journal of Experimental Social Psychology, 2008, 44(4), 1091–1099. doi:10.1016/j.jesp.2007.11.003

Konovalova A.M., Zakharova E.I. In: Aktual'nye problemy psikhologii razvitiya: vozrastnoi, obrazovatel'nyi i semeinyi aspekty: K 40-letiyu kafedry vozrastnoi psikhologii.[Actual problems of developmental psychology: age, education and family aspects. To the 40th anniversary of the department of psychology]. Moscow: Mosk. gos. universitet, 2012. pp. 59-65. (in Russian)

Langdon S.W. Conceptualizations of respect: Qualitative and quantitative evidence of four (five) themes. The Journal of Psychology, 2007, 141(5), 469–484. doi:10.3200/jrlp.141.5.469-484

Maslow A. Motivatsiya i lichnost'. St. Petersburg: Evraziya, 1999. (Transl. of: Maslow A.H. Motivation and Personality. 2nd ed. New York, NY: Harper and Row, 1970.) (in Russian)

Morrison B. School bullying and restorative justice: Toward a theoretical understanding of the role of respect, pride, and shame. Journal of Social Issues, 2006, 62(2), 371–392. doi:10.1111/j.1540-4560.2006.00455.x

Pankova L.M. U poroga semeinoi zhizni. [At the threshold of family life: a book for teachers]. Moscow: Prosveshchenie, 1991. (in Russian)

Petrenko V.F. Osnovy psikhosemantiki. [Basics of psychosemantics]. St. Petersburg: Piter, 2005. (in Russian)

Petrenko V.F. Vvedenie v eksperimental'nuyu psikhosemantiku: issledovanie form reprezentatsii v obydennom soznanii. [Introduction to experimental psychosemantic: a study of representation forms in ordinary consciousness]. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1983. (in Russian)

Simon B., Stürmer S. In search of the active ingredient of respect: A closer look at the role of acceptance. European Journal of Social Psychology, 2005, 35(6), 809–818. doi:10.1002/ejsp.272

Spivakovskaya A.S. Kak byt' roditelem. [How to be a parent]. Moscow: Pedagogika, 1995. (in Russian)

van Quaquebeke N., Henrich D.C., Eckloff T. It’s not tolerance I’m asking for, it’s respect! A conceptual framework. Gruppendynamik und Organisationsberatung, 2007, 38(2), 185–200. doi:10.1007/s11612-007-0015-6

Werther A. An exploration of respect and its role in (transforming) conflict. PhD dissertation. University of Massachusetts, Amherst, 2010.

Число просмотров

Просмотров: 314

Опубликован

22.02.2017

Как цитировать

Коновалова, А. (2017). Семантика понятий «уважение» и «уважение к родителям» у подростков и взрослых. Психологические исследования, 10(51). https://doi.org/10.54359/ps.v10i51.400

Выпуск

Раздел

Статьи