Обобщенные и предметно-специфичные метакогнитивные навыки в учебной деятельности студентов

Авторы

  • Евгений Савин
  • Андрей Фомин

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i37.599

Ключевые слова:

метакогнитивный мониторинг, обобщенные метакогнитивные навыки, предметно-специфические метакогнитивные навыки, учебная деятельность

Аннотация

Описаны результаты эмпирического исследования, посвященного соотношению обобщенных и предметно-специфичных метакогнитивных навыков в решении учебных задач. Показано, что предметно-специфический мониторинг является процессом, результат которого определяется двумя факторами: с одной стороны, уровнем развития общих метакогнитивных навыков, а с другой – уровнем владения предметно-специфическим знанием. Недостаточное развитие одной из этих составляющих приводит к дефицитам в области метакогнитивного мониторинга: высокий уровень развития общих метакогнитивных навыков на фоне низкого предметно-специфического знания приводит к эффектам переоценки собственной компетентности, а недостаточное развитие общих метакогнитивных навыков при достаточном владении предметно-специфическим знанием – к недооценке собственной компетентности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Евгений Савин

Савин Евгений Юрьевич. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии развития и образования, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, ул. С.Разина, д. 26, 248023 Калуга, Россия. E-mail: sey71@yandex.ru

Андрей Фомин

Фомин Андрей Евгеньевич. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии развития и образования, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, ул. С.Разина, д. 26, 248023 Калуга, Россия. E-mail: fomin72-72@mail.ru

Литература

Barnett J.E., Hixon J.E. Effects of grade level and subject on student test score predictions. The Journal of Educational Research, 1997, 90(3), 170–174. doi:10.1080/00220671.1997.10543773

Bol L., Hacker D.J. A comparison of the effects of practice tests and traditional review on performance and calibration. The Journal of Experimental Education, 2001, 69(2), 133–151. doi:10.1080/00220970109600653

Bol L., Hacker D.J., O'Shea P., Allen D. The influence of overt practice, achievement level, and explanatory style on calibration accuracy and performance. The Journal of Experimental Education, 2005, 73(4), 269–290. doi:10.3200/JEXE.73.4.269-290

Bol L., Hacker D.J. Calibration research: where do we go from here? Frontiers in Psychology, 2012, 3, 229. doi:10.3389/fpsyg.2012.00229

Carvalho Filho M.K. de. Confidence judgments in real classroom settings: monitoring performance in different types of tests. International Journal of Psychology, 2009, 44(2), 93–108. doi:10.1080/00207590701436744

Dubovitskaya T.D. Voprosy psikhologii, 2005. No. 1, 73–78. (in Russian)

Hacker D.J., Bol L., Horgan D.D., Rakow E.A. Test prediction and performance in a classroom context. Journal of Educational Psychology, 2000, 92(1), 160–170. doi:10.1037/0022-0663.92.1.160

Hacker D.J., Bol L., Bahbahani K. Explaining calibration accuracy in classroom contexts: the effects of incentives, reflection, and explanatory style. Metacognition and Learning, 2008, 3(2), 101–121. doi:10.1007/s11409-008-9021-5

Hacker D.J., Bol L., Keener M.C. Metacognition in education: A focus on calibration. In: J. Dunlosky, R.A. Bjork (Eds.), Handbook of metamemory and memory. New York: Psychology Press, 2008. pp. 429–455.

Hacker D.J., Dunlosky J., Graesser A.C. A growing sense of “agency”. In: D.J. Hacker, J. Dunlosky, A.C. Graesser (Eds.), Handbook of metacognition in education. New York: Routledge, 2009. pp. 1–4.

Kelemen W.L., Frost P.J., Weaver C.A. Individual differences in metacognition: Evidence against a general metacognitive ability. Memory and Cognition, 2000, 28(1), 92–107. doi:10.3758/BF03211579

Kleitman S., Stankov L. Self-confidence and metacognitive processes. Learning and Individual Differences, 2007, 17(2), 161–173. doi:10.1016/j.lindif.2007.03.004

Kornilova T.V., Smirnov S.D., Chumakova M.A., Kornilov S.A., Novototskaya-Vlasova E.V. Psikhologicheskii zhurnal, 2008, 29(3), 106–120. (in Russian)

Kruger J., Dunning D. Unskilled and unaware of it: How difficulties in recognizing one’s own incompetence lead to inflated self-assessments. Journal of Personality and Social Psychology, 1999, 77(6), 1121–1134. doi:10.1037//0022-3514.77.6.1121

Nietfeld J.L., Cao L., Osborne J.W. Metacognitive monitoring accuracy and student performance in the postsecondary classroom. The Journal of Experimental Education, 2005, 74(1), 7–28.

Nietfeld J.L., Cao L., Osborne J.W. The effect of distributed monitoring exercises and feedback on performance, monitoring accuracy, and self-efficacy. Metacognition and Learning, 2006, 1(2), 159–179. doi:10.1007/s10409-006-9595-6

Romek V.G. Psikhologicheskaya diagnostika, 2008, No. 1, 59–82. (in Russian)

Savin E.Y., Fomin A.E. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2011, No. 3, 396–403. (in Russian)

Schraw G., Dunkle M., Bendixen L., Roedel T. Does a general monitoring skill exist? Journal of Educational Psychology, 1995, 87(3), 433–444. doi:10.1037/0022-0663.87.3.433

Schraw G. The effect of generalized metacognitive knowledge on test performance and confidence judgments. The Journal of Experimental Education, 1997, 65(2), 135–146. doi:10.1080/00220973.1997.9943788

Schraw G., Moshman D. Metacognitive theories. Educational Psychology Review, 1995, 7(4), 351–371. doi:10.1007/BF02212307

Schwarzer R., Jerusalem M., Romek V.G. Inostrannaya psikhologiya, 1996, No. 7, 71–76. (in Russian)

Skvortsova J.V. PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl State University, Yaroslavl, 2005. (in Russian)

Skvortsova J.V., Kashapov M.M. In: M.M. Kashapov, J.V. Poshehonova (Eds.), Tvorcheskaya dejatel'nost' professionala v kontekste kognitivnogo i metakognitivnogo podhodov. Yaroslavl: Yaroslavskii gos. universitet. 2012, pp. 361–372. (in Russian)

Stankov L., Lee J. Confidence and cognitive test performance. Journal of Educational Psychology, 2008, 100(4), 961–976. doi:10.1037/a0012546

Veenman M.V.J., Elshout J.J., Meijer J. The generality vs domain-specificity of metacognitive skills in novice learning across domains. Learning and Instruction, 1997, 7(2), 187–209. doi:10.1016/S0959-4752(96)00025-4

Veenman M.V.J., Verheij J. Technical students' metacognitive skills: Relating general vs. specific metacognitive skills to study success. Learning and Individual Differences, 2001, 13(3), 259–272. doi:10.1016/S1041-6080(02)00094-8

Young A., Fry J.D. Metacognitive awareness and academic achievement in college students. Journal of the Scholarship of Teaching and Learning, 2008, 8(2), 1–10.

Zohar A., Dori Y.J. Introduction. In: A. Zohar, Y.J. Dori (Eds.), Metacognition in science education: Trends in current research. Dordrecht; New York: Springer, 2012. pp. 1–20.

Число просмотров

Просмотров: 70

Опубликован

28.10.2014

Как цитировать

Савин, Е., & Фомин, А. (2014). Обобщенные и предметно-специфичные метакогнитивные навыки в учебной деятельности студентов. Психологические исследования, 7(37). https://doi.org/10.54359/ps.v7i37.599

Выпуск

Раздел

Статьи