Взаимодействие имплицитных и эксплицитных знаний при научении искусственным грамматикам

Авторы

  • Иван Иванчей
  • Надежда Морошкина

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v6i32.657

Ключевые слова:

сознание, когнитивное бессознательное, имплицитное и эксплицитное знание, научение искусственной грамматике, аналитическая / интуитивная стратегия, да-уровень

Аннотация

Работа посвящена исследованию взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых процессов при научении искусственной грамматике. Основной вопрос исследования: как повлияет противоречие между двумя имплицитно усвоенными закономерностями, содержащимися в стимулах, на принятие решения об их классификации. Результаты проведенного эксперимента показали, что испытуемые имплицитно усваивали не только правила грамматики, но и неявную подсказку (в виде незначительного растяжения шрифта). В ситуации противоречия между правилами грамматики и неявной подсказкой испытуемые, не осознавая этого противоречия, переходили на аналитическую стратегию выполнения задачи. Это проявлялось в изменении критерия принятия решения, снижении уровня ответов «да», а также в использованных испытуемыми эвристиках. Делается вывод о том, что столкновение со стимулами, провоцирующими противоречие между имплицитно усвоенными знаниями, способствует усилению сознательного контроля над выполнением задачи. Обсуждаются возможные последствия для теорий имплицитного научения.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Иван Иванчей
    Иванчей Иван Иванович. Младший научный сотрудник, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7-9, 199034 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: i.ivanchei@psy.spbu.ru
  • Надежда Морошкина
    Морошкина Надежда Владимировна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7-9, 199034 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: moroshkina_n@gmail.com

Библиографические ссылки

Agafonov A.Yu., Karpinskaya V.Yu. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk, 2010, 12(3), 90–94. (in Russian)

Allakhverdov V.M. Soznanie kak paradoks. St. Petersburg: DNK, 2000. (in Russian)

Allakhverdov V.M., Gershkovich V.A. Does consciousness exist? In what sense? Integrative Psychological and Behavioral Science, 2010, 44(4), 340–347. DOI: https://doi.org/10.1007/s12124-010-9133-8

Belova S.S. In: D.V. Lyusin, D.V. Ushakov (Eds.), Sotsial'nyi intellekt: teoriya, izmerenie, issledovaniya. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2004. pp. 39–62. (in Russian)

Bierman D.J., Destrebecqz A., Cleeremans A. Intuitive decision making in complex situations: somatic markers in an artificial grammar learning task. Cognitive, Affective and Behavioral Neuroscience, 2005, 5(3), 297–305. DOI: https://doi.org/10.3758/CABN.5.3.297

Brooks L.R., Vokey J.R. Abstract analogies and abstracted grammars: Comments on Reber (1989) and Mathews et al. (1989). Journal of Experimental Psychology: General, 1991, 120(3), 316–323. DOI: https://doi.org/10.1037/0096-3445.120.3.316

Cleeremans A., Destrebecqz A., Boyer M. Implicit learning: news from the front. Trends in Cognitive Sciences, 1998, 2(10), 587–590. DOI: https://doi.org/10.1016/S1364-6613(98)01232-7

Dienes Z., Berry D. Implicit learning: Below the subjective threshold. Psychonomic Bulletin and Review, 1997, 4(1), 3–23. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03210769

Dienes Z., Scott R. Measuring unconscious knowledge: distinguishing structural knowledge and judgment knowledge. Psychological research, 2005, 69(5–6), 338–351. DOI: https://doi.org/10.1007/s00426-004-0208-3

Dulany D.E., Carlson R.A., Dewey G.I. A case of syntactical learning and judgment: How conscious and how abstract? Journal of Experimental Psychology: General, 1984, 113(4), 541–555. DOI: https://doi.org/10.1037/0096-3445.113.4.541

Gusev A.N., Utochkin I.S. Psikhologicheskie izmereniya: Teoriya. Metody. Moscow: Aspekt Press, 2011. (in Russian)

Hendrickx H., De Houwer J., Baeyens F., Eelen P., VanAvermaet E. Hidden covariation detection might be very hidden indeed. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1997, 23(1), 201–220. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.23.1.201

Jacoby L. A process dissociation framework: Separating automatic from intentional uses of memory. Journal of Memory and Language, 1991, 30(5), 513–541. DOI: https://doi.org/10.1016/0749-596X(91)90025-F

Kudelkina N.S. PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg State University, St. Petersburg, 2009. (in Russian)

Lewicki P., Hill T., Sasaki I. Self-perpetuating development of encoding biases. Journal of Experimental Psychology: General, 1989, 118(4), 323–337. DOI: https://doi.org/10.1037/0096-3445.118.4.323

Lewicki P., Hill T., Czyzewska M. Hidden covariation detection: a fundamental and ubiquitous phenomenon. Journal of Experimental Psychology. Learning, Memory, and Cognition, 1997, 23(1), 221–228. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.23.1.221

Mathews R.C. The forgetting algorithm: How fragmentary knowledge of exemplars can abstract knowledge. Journal of Experimental Psychology: General, 1991, 120(1), 117–119. DOI: https://doi.org/10.1037/0096-3445.120.1.117

Moroshkina N.V. Eksperimental'naya psikhologiya (in press). (in Russian)

Moroshkina N.V., Ivanchei I.I. Metodologiya i istoriya psikhologii, 2012, 7(4), 109–131. (in Russian)

Ponomarev Ya.A. Psikhologiya tvorchestva. Moscow: Nauka, 1976. (in Russian)

Price M.C., Norman E. Intuitive decisions on the fringes of consciousness: Are they conscious and does it matter? Judgment and Decision Making, 2008, 3(1), 28–41.

Reber A.S. Implicit learning of artificial grammars. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1967, 6(6), 855–863. DOI: https://doi.org/10.1016/S0022-5371(67)80149-X

Reber A.S. Implicit learning and tacit knowledge: An essay on the cognitive unconscious. New York: Oxford University Press, 1993.

Reber A.S., Allen R. Analogic and abstraction strategies in synthetic grammar learning: A functionalist interpretation. Cognition, 1978, 6(3), 189–221. DOI: https://doi.org/10.1016/0010-0277(78)90013-6

Shanks D.R., St. John M. Characteristics of dissociable human learning systems. Behavioral and Brain Sciences, 1994, 17(03), 367–395. DOI: https://doi.org/10.1017/S0140525X00035032

Sun R., Merrill E., Peterson T. From implicit skills to explicit knowledge: a bottom-up model of skill learning. Cognitive Science, 2001, 25(2), 203–244. DOI: https://doi.org/10.1207/s15516709cog2502_2

Tunney R.J., Shanks D.R. Subjective measures of awareness and implicit cognition. Memory and Cognition, 2003, 31(7), 1060–1071. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03196127

Whittlesea B.W., Dorken M.D. Implicit learning: Indirect, not unconscious. Psychonomic Bulletin and Review, 1997, 4(1), 63–67. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03210775

Whittlesea B.W., Price J.R. Implicit / explicit memory versus analytic / nonanalytic processing: rethinking the mere exposure effect. Memory and Cognition, 2001, 29(2), 234–246. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03194917

Опубликован

16.12.2013

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Иванчей, И., & Морошкина, Н. (2013). Взаимодействие имплицитных и эксплицитных знаний при научении искусственным грамматикам. Психологические исследования, 6(32). https://doi.org/10.54359/ps.v6i32.657