Взаимодействие имплицитных и эксплицитных знаний при научении искусственным грамматикам
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v6i32.657Ключевые слова:
сознание, когнитивное бессознательное, имплицитное и эксплицитное знание, научение искусственной грамматике, аналитическая / интуитивная стратегия, да-уровеньАннотация
Работа посвящена исследованию взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых процессов при научении искусственной грамматике. Основной вопрос исследования: как повлияет противоречие между двумя имплицитно усвоенными закономерностями, содержащимися в стимулах, на принятие решения об их классификации. Результаты проведенного эксперимента показали, что испытуемые имплицитно усваивали не только правила грамматики, но и неявную подсказку (в виде незначительного растяжения шрифта). В ситуации противоречия между правилами грамматики и неявной подсказкой испытуемые, не осознавая этого противоречия, переходили на аналитическую стратегию выполнения задачи. Это проявлялось в изменении критерия принятия решения, снижении уровня ответов «да», а также в использованных испытуемыми эвристиках. Делается вывод о том, что столкновение со стимулами, провоцирующими противоречие между имплицитно усвоенными знаниями, способствует усилению сознательного контроля над выполнением задачи. Обсуждаются возможные последствия для теорий имплицитного научения.
Скачивания
Библиографические ссылки
Agafonov A.Yu., Karpinskaya V.Yu. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk, 2010, 12(3), 90–94. (in Russian)
Allakhverdov V.M. Soznanie kak paradoks. St. Petersburg: DNK, 2000. (in Russian)
Allakhverdov V.M., Gershkovich V.A. Does consciousness exist? In what sense? Integrative Psychological and Behavioral Science, 2010, 44(4), 340–347. DOI: https://doi.org/10.1007/s12124-010-9133-8
Belova S.S. In: D.V. Lyusin, D.V. Ushakov (Eds.), Sotsial'nyi intellekt: teoriya, izmerenie, issledovaniya. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2004. pp. 39–62. (in Russian)
Bierman D.J., Destrebecqz A., Cleeremans A. Intuitive decision making in complex situations: somatic markers in an artificial grammar learning task. Cognitive, Affective and Behavioral Neuroscience, 2005, 5(3), 297–305. DOI: https://doi.org/10.3758/CABN.5.3.297
Brooks L.R., Vokey J.R. Abstract analogies and abstracted grammars: Comments on Reber (1989) and Mathews et al. (1989). Journal of Experimental Psychology: General, 1991, 120(3), 316–323. DOI: https://doi.org/10.1037/0096-3445.120.3.316
Cleeremans A., Destrebecqz A., Boyer M. Implicit learning: news from the front. Trends in Cognitive Sciences, 1998, 2(10), 587–590. DOI: https://doi.org/10.1016/S1364-6613(98)01232-7
Dienes Z., Berry D. Implicit learning: Below the subjective threshold. Psychonomic Bulletin and Review, 1997, 4(1), 3–23. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03210769
Dienes Z., Scott R. Measuring unconscious knowledge: distinguishing structural knowledge and judgment knowledge. Psychological research, 2005, 69(5–6), 338–351. DOI: https://doi.org/10.1007/s00426-004-0208-3
Dulany D.E., Carlson R.A., Dewey G.I. A case of syntactical learning and judgment: How conscious and how abstract? Journal of Experimental Psychology: General, 1984, 113(4), 541–555. DOI: https://doi.org/10.1037/0096-3445.113.4.541
Gusev A.N., Utochkin I.S. Psikhologicheskie izmereniya: Teoriya. Metody. Moscow: Aspekt Press, 2011. (in Russian)
Hendrickx H., De Houwer J., Baeyens F., Eelen P., VanAvermaet E. Hidden covariation detection might be very hidden indeed. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1997, 23(1), 201–220. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.23.1.201
Jacoby L. A process dissociation framework: Separating automatic from intentional uses of memory. Journal of Memory and Language, 1991, 30(5), 513–541. DOI: https://doi.org/10.1016/0749-596X(91)90025-F
Kudelkina N.S. PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg State University, St. Petersburg, 2009. (in Russian)
Lewicki P., Hill T., Sasaki I. Self-perpetuating development of encoding biases. Journal of Experimental Psychology: General, 1989, 118(4), 323–337. DOI: https://doi.org/10.1037/0096-3445.118.4.323
Lewicki P., Hill T., Czyzewska M. Hidden covariation detection: a fundamental and ubiquitous phenomenon. Journal of Experimental Psychology. Learning, Memory, and Cognition, 1997, 23(1), 221–228. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.23.1.221
Mathews R.C. The forgetting algorithm: How fragmentary knowledge of exemplars can abstract knowledge. Journal of Experimental Psychology: General, 1991, 120(1), 117–119. DOI: https://doi.org/10.1037/0096-3445.120.1.117
Moroshkina N.V. Eksperimental'naya psikhologiya (in press). (in Russian)
Moroshkina N.V., Ivanchei I.I. Metodologiya i istoriya psikhologii, 2012, 7(4), 109–131. (in Russian)
Ponomarev Ya.A. Psikhologiya tvorchestva. Moscow: Nauka, 1976. (in Russian)
Price M.C., Norman E. Intuitive decisions on the fringes of consciousness: Are they conscious and does it matter? Judgment and Decision Making, 2008, 3(1), 28–41.
Reber A.S. Implicit learning of artificial grammars. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1967, 6(6), 855–863. DOI: https://doi.org/10.1016/S0022-5371(67)80149-X
Reber A.S. Implicit learning and tacit knowledge: An essay on the cognitive unconscious. New York: Oxford University Press, 1993.
Reber A.S., Allen R. Analogic and abstraction strategies in synthetic grammar learning: A functionalist interpretation. Cognition, 1978, 6(3), 189–221. DOI: https://doi.org/10.1016/0010-0277(78)90013-6
Shanks D.R., St. John M. Characteristics of dissociable human learning systems. Behavioral and Brain Sciences, 1994, 17(03), 367–395. DOI: https://doi.org/10.1017/S0140525X00035032
Sun R., Merrill E., Peterson T. From implicit skills to explicit knowledge: a bottom-up model of skill learning. Cognitive Science, 2001, 25(2), 203–244. DOI: https://doi.org/10.1207/s15516709cog2502_2
Tunney R.J., Shanks D.R. Subjective measures of awareness and implicit cognition. Memory and Cognition, 2003, 31(7), 1060–1071. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03196127
Whittlesea B.W., Dorken M.D. Implicit learning: Indirect, not unconscious. Psychonomic Bulletin and Review, 1997, 4(1), 63–67. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03210775
Whittlesea B.W., Price J.R. Implicit / explicit memory versus analytic / nonanalytic processing: rethinking the mere exposure effect. Memory and Cognition, 2001, 29(2), 234–246. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03194917