Социометрический статус и особенности общения дошкольников с высоким творческим потенциалом
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v4i16.855Ключевые слова:
социометрический статус, общение, творческий потенциал, дошкольный возраст, дошкольникАннотация
Представлены результаты исследования социометрического статуса и общения детей дошкольного возраста, обладающих высоким творческим потенциалом. При обследовании 110 дошкольников выделены две группы детей, контрастные по уровню творческого потенциала (по 24 ребенка в каждой группе). Обнаружены значимые различия между творчески одарёнными детьми и их ровесниками по характеристикам положения в группе детского сада и общительности с детьми и воспитателями. Дети с высокими творческими способностями в среднем имеют более высокий социометрический статус, чем их сверстники: их чаще выбирают как партнёров по игре, у них больше взаимных выборов. Представлены данные анализа соотношения показателей социального и творческого развития дошкольников.
Скачивания
Литература
Babaeva Yu.D. Osobennosti razvitiya emotsional'noi sfery odarennykh detei i podrostkov // Odarennyi rebenok. 2003. N 1. S. 6–24.[in Russian]
Belova E.S. Odarennost' malysha: raskryt', ponyat', podderzhat'. 3-e izd. M.: Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta: Flinta, 2004. [in Russian]
Belova E.S., Zadorina E.N., Shumakova N.B., Scheblanova E.I. Osobennosti emotsional'no-lichnostnogo razvitiya doshkol'nikov s vysokim tvorcheskim potentsialom // Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya. 2008. T. 1, N 1. S. 45–55. [in Russian]
Clark B. Growing up gifted. 5th ed. Upper Saddle River. New Jersey: Merrill, 1997.
Freeman J. Gifted children growing up. London: Cassell, 1991.
Gallagher J. Teaching the gifted children. Boston: Allyn & Bacon, 1985.
Kirk S. Educational exceptional children. Boston: Houghton Miffin, 1972.
Kolominskii Ya.L. Psikhologiya detskogo kollektiva: sistema lichnykh vzaimootnoshenii. Minsk: Narodnaya asveta, 1984. [in Russian]
Kontseptsii sotsializatsii i individualizatsii v sovremennoi psikhologii: kollektivnaya monografiya / pod red. T.D.Marsinkovskoi. M.; Obninsk: IG-SOTsIN, 2010. [in Russian]
Matyushkin A.M. Kontseptsiya tvorcheskoi odarennosti // Voprosy psikhologii. 1989. N 6. S. 29–33. [in Russian]
Mezhlichnostnye otnosheniya rebenka ot rozhdeniya do semi let / рod red. E.O.Smirnovoi. M.: Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta; Voronezh: MODEK, 2001. [in Russian]
Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya. Fenomenologiya razvitiya. 10-e izd. M.: Akademiya, 2006. [in Russian]
Neihart M. et al (Eds). The social and emotional development of gifted children. What do we know? Washington: Prufrock Press, 2002.
Obshchenie detei v detskom sadu i v sem'e / рod red. T.A.Repinoi, R.B.Sterkinoi. M.: Pedagogika, 1990. [in Russian]
Psikhologiya odarennosti detei i podrostkov / рod red. N.S.Leitesa. M.: Akademiya, 1996. [in Russian]
Rabochaya kontseptsiya odarennosti / рod red. D.B.Bogoyavlenskoi, V.D.Shadrikova i dr; Ministerstvo obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii. 2-e izd. M., 2003. [in Russian]
Repina T.A. Sotsial'no-psikhologicheskaya kharakteristika gruppy detskogo sada. M.: Pedagogika, 1988. [in Russian]
Scheblanova E.I. Odarennost' kak psikhologicheskaya sistema: struktura i dinamika v shkol'nom vozraste: аvtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk. M., 2006. [in Russian]
Scheblanova E.I. Psikhologicheskaya diagnostika odarennosti shkol'nikov: problemy, metody, rezul'taty issledovanii i praktiki. M.; Voronezh, 2004. [in Russian]
Sotsializatsiya detei i podrostkov. Metodicheskii kompleks / pod red. T.D.Martsinkovskoi. M.: Izd-vo Mosk. ped. gos. un-ta, 2009. [in Russian]
Torrance E.P. Caropreso E.J. Assessment of preschool giftedness: intelligence and creativity. Harrisburg: Pensylvanian Depatment of Education, 1999.
Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking. Norms-technical manual. Lexington: Personnel press, 1974.
Yaglovskaya E.K. Vzaimootnosheniya umstvenno odarennykh doshkol'nikov v gruppe //Voprosy psikhologii. 1998. N 3. S. 61–66. [in Russian]