Психофизиологические показатели школьной тревожности

Авторы

  • Алексей Осницкий
  • Софья Тарасова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v4i16.862

Ключевые слова:

учебная деятельность, тревожность, нервно-психическое напряжение, социометрический индекс, необычность поведения, концентрация кортизола, индекс вариационной пульсометрии

Аннотация

Анализируются закономерные взаимосвязи между социально-психологическими и физиологическими показателями адаптации детей к условиям обучения в начальной школе. Представлены результаты лонгитюдного исследования, в рамках которого сопоставляются пять последовательных измерений показателей тревожности и сопутствующих им психофизиологических показателей у 140 учеников 2–4-го классов. Гормональная функция изучалась путем измерения концентрации кортизола в пробах слюны у 26 детей. Определены наиболее информативные для оценки школьной дезадаптации факторы опросника школьной тревожности Филлипса. Установлено, что риск формирования школьной тревожности и дезадаптации связан со статусным положением в ученическом коллективе, хорошей успеваемостью по основным предметам и прилежным поведением ребенка. Физиологическим маркером функционального состояния нервно-психического напряжения у учащихся младших классов является содержание кортизола в пробах слюны . По результатам исследования индекс симпато-адреналового тонуса (А.Я.Каплан) чувствителен в отношении нервно-психического перенапряжения у изолированных в ученическом коллективе детей с выраженным необычным поведением. Представляется целесообразным использование в условиях общеобразовательной школы психофизиологической батареи методик для выявления групп риска по показателям тревожности и дезадаптации.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Алексей Осницкий

Осницкий Алексей Константинович. Доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: osnizak@mail.ru

Софья Тарасова

Тарасова Софья Юрьевна. Клинический психолог, Государственное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения «ОЗОН», ул. Нижняя Красносельская, д. 45/17, 105066 Москва, Россия. E-mail: Sofi00@yandex.ru

Литература

AkhverdovaO.A., GyulushanyanK.S., BoevI.V. Vliyanie ekologo-khimicheskoi sredy obitaniya na psikhologicheskoe i psikhicheskoe zdorov'e podrostkov // Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v sisteme obshchego obrazovaniya Stavropol'skogo kraya. Stavropol: Izd-vo Stavropol. gos. un-ta, 2003. S. 174–176. [in Russian]

Al'manakh psikhologicheskikh testov. M.: KSP, 1996. [in Russian]

Baevskii R.M., Berseneva A.P. Otsenka adaptatsionnykh vozmozhnostei organizma i risk razvitiya zabolevanii. M.: Meditsina, 1997. [in Russian]

Botnikova E.A. Somaticheskii i psikhoemotsional'nyi status uchashchikhsya obrazovatel'nykh shkol goroda i sela / Izhevskaya gosudarstvennaya meditsinskaya Akademiya. Izhevsk, 2004. S. 14–19. [in Russian]

Denisov A.B. Slyunnye zhelezy. Slyuna. M.: Izd-vo RAMN, 2003. [in Russian]

Eidemiller E.G., Yustitskis V.V. Psikhologiya i psikhoterapiya sem'i. SPb.: Piter, 2001. [in Russian]

Gorman J.M., Sloan R.P. Heart rate variability in depressive and anxiety disorders // Am. Heart J. 2000. Vol. 140(4). P. 77–83.

Gyulushanyan K.S. Sreda zhiznedeyatel'nosti i anomal'naya lichnostnaya i povedencheskaya izmenchivost' // Zhurnal praktikuyushchego psikhologa. 2009. Vyp. 15. S. 157–160. [in Russian]

Henningsen P., Meinck HM. Specific phobia is a frequent non-motor feature in stiff man syndrome // J. Neurol Neurosurg Psychiat. 2003. Vol. 74(4). P. 462–465.

Kaigorodova N.Z. Ekologo-fiziologicheskie aspekty issledovaniya osobennostei adaptatsii pervoklassnikov k shkole: dis. ... d-ra biol. nauk. Barnaul, 2010. [in Russian]

Kalinichenko I.A. Variabel'nost' serdechnogo ritma u shkol'nikov raznykh somatotipov // Tez. dokl. IV Vseros. simp. s mezhdunar. uchastiem “Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i prakticheskoe primenenie” / otv. red. N.I.Shlyk, R.M.Baevskii. Izhevsk: Izd-vo UdGU, 2008. S. 124–126. [in Russian]

Kalyuzhnyi E.A., Danilina R.A., Kuz'michev Yu.G., Kharitonova L.P., Krylov V.N., Saburtsev S.A. Funktsional'naya adaptatsiya mladshikh shkol'nikov sovremennogo obrazovaniya s uchetom faktora odarennosti // Tez. dokl. IV Vseros. simp. s mezhdunar. uchastiem “Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i prakticheskoe primenenie” / otv. red. N.I.Shlyk, R.M.Baevskii. Izhevsk: Izd-vo UdGU, 2008. S. 132–135. [in Russian]

Kaplan A.Ya. Variabel'nost' ritma serdtsa i kharakter obratnoi svyazi po rezul'tatu operatorskoi deyatel'nosti u cheloveka // Zhurnal vysshei nervnoi deyatel'nosti. 1999. T. 48(6). S. 345–350. [in Russian]

Khruleva L.V. Psikhofiziologicheskie determinanty shkol'nykh trudnostei: dis. ... kand. biol. nauk. Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2004. [in Russian]Kolesnikova I.A. Osobennosti formirovaniya zdorov'ya i fizicheskoi podgotovlennosti detei i podrostkov v period shkol'nogo obucheniya: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Arkhangel'sk, 2008. [in Russian]

Kotel'nikov S.A., Mantonin E.A. Differentsial'naya diagnostika sinkopal'nykh sostoyanii s pomoshch'yu spektral'nogo analiza ritma serdtsa // Sovremennye podkhody k diagnostike i lecheniyu nervnykh i psikhicheskikh zabolevanii: materialy konf. SPb.: Izd-vo VMedA, 2000. S. 463–465. [in Russian]

Kubasov R.V., Tkachev A.V., Poskotinova L.V. i dr. Osobennosti gormonal'nogo statusa u detei mladshego shkol'nogo vozrasta na Evropeiskom Severe // Fiziologiya cheloveka. 2003. T. 29, N 5. S. 153–155. [in Russian]

Malykh T.V. Variabel'nost' serdechnogo ritma kak indikator funktsional'nykh sistem organizma detei mladshego shkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. biol. nauk. Izhevsk, 2005. [in Russian]

Malykh T.V., Voronina G.A. Variabel'nost' serdechnogo ritma kak indikator funktsional'nykh sostoyanii organizma detei mladshego shkol'nogo vozrasta // Tez. dokl. IV Vseros. simp. s mezhdunar. uchastiem “Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i prakticheskoe primenenie”. Izhevsk: Izd-vo UdGU, 2008. S. 195–198. [in Russian]

Marchik L.A., Nikitina E.O. Funktsional'noe sostoyanie podrostkov 14–15 let i ego dinamika pod vliyaniem uchebnoi nagruzki // Tez. dokl. IV Vseros. simp. s mezhdunar. uchastiem “Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i prakticheskoe primenenie”. Izhevsk: Izd-vo UdGU, 2008. S. 200–202. [in Russian]

Mikhailov V.M. Variabel'nost' serdechnogo ritma. Opyt prakticheskogo primeneniya. Ivanovo: Izd-vo Ivanov. gos. med. akademii, 2000. [in Russian]

Mironova T.F., Davydova E.V., Kalmykova A.V., Sokolova T.A. Analiz variabel'nosti serdechnogo ritma v klinicheskoi praktike. Perspektivy i vozmozhnosti // Tez. dokl. IV Vseros. simp. s mezhdunar. uchastiem “Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i prakticheskoe primenenie”. Izhevsk: Izd-vo UdGU, 2008. S. 208–212. [in Russian]

Myasishchev V.N. Lichnost' i nevrozy. Leningrad: Meditsina, 1960. [in Russian]

Novikova E.V. Diagnostika i korrektsiya shkol'noi dezadaptatsii u mladshikh shkol'nikov i mladshikh podrostkov // Problemy psikhodiagnostiki obucheniya i razvitiya shkol'nikov. M.: Pedagogika, 1985. S. 42–56. [in Russian]

Poskotinova L.V. Vegetativnaya regulyatsiya ritma serdtsa i endokrinnyi status podrostkov i molodykh lits v usloviyakh Evropeiskogo Severa Rossii: avtoref. dis. ... d-ra biol. nauk. Arkhangel'sk, 2009. [in Russian]

Poskotinova L.V., Demin D.B., Kubasov R.V., Tkachev A.V. Serdechno-sosudistaya regulyatsiya i sootnoshenie testosterona i kortizola v slyune pri fizicheskoi nagruzke u mal'chikov-podrostkov // Sb. nauch. tr. I S'ezda fiziologov SNG / pod red. R.I.Sepiashvili. M.: Meditsina-Zdorov'e, 2005. S. 258–260. [in Russian]Poskotinova L.V., Krivonogova E.V., Araslanova L.I., Tkachev A.V. Vegetativnoe obespechenie psikhoemotsional'nogo fona u detei-podrostkov na yuge Arkhangel'skoi oblasti // Tez. dokl. mezhdunar. simp. “Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i prakticheskoe primenenie”. Izhevsk: Izd-vo UdGU, 2003. S. 255–258. [in Russian]

Prasolova O.V. Vliyanie innovatsionnykh form obucheniya na psikhosomaticheskoe zdorov'e i sostoyanie adaptatsionnykh sistem shkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. biol. nauk. Stavropol', 2005. [in Russian]

Prikhozhan A.M. Perezhivanie i nenasyshchaemye potrebnosti v kontekste kontseptsii L.I.Bozhovich // Zhurnal prakticheskogo psikhologa. 2008. N 5. S. 172–196. [in Russian]

Prikhozhan A.M. Psikhologiya trevozhnosti. Doshkol'nyi i shkol'nyi vozrast. M.: Piter, 2009. [in Russian]

Rean A.A., Kolominskii Ya.L. Sotsial'naya pedagogicheskaya psikhologiya. SPb.: Piter, 1999. [in Russian]

Smagulov N.K., Starikova A.E., Smagulov M.N., Shandaulov A.Kh. Fiziologicheskaya otsenka adaptatsii detei k obucheniyu v shkolakh novogo tipa // Tez. dokl. IV Vseros. simp. s mezhdunar. uchastiem “Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i prakticheskoe primenenie”. Izhevsk: Izd-vo UdGU, 2008. S. 285–289. [in Russian]

Sokolova E.T., Nikolaeva V.V. Osobennosti lichnosti pri pogranichnykh rasstroistvakh i somaticheskikh zabolevaniyakh. M.: SvR-Argus, 1995.

Timerbulatov I.F., Yuldashev V.L., Zul'karnaev T.R., Safina R.B., Muratshina Ya.B. Struktura nevroticheskikh rasstroistv u shkol'nikov // Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoi psikhologii im. V.M.Bekhtereva. 2008. N 3. S. 21–24.

Zachariac R., Jogensen M.M. et al. Autonomic and physiological responses to an acute physiological stressor and relaxation: the influence of hypnotizability and absorption // Int. J. Clin. Exp. Hyp. 2000. Vol. 48(4). P. 388–403.

Zavadenko N.N. Kak ponyat' rebenka: deti s giperaktivnost'yu i defitsitom vnimaniya. M.: Shkola-Press, 2001.

Число просмотров

Просмотров: 64

Опубликован

19.04.2011

Как цитировать

Осницкий, А., & Тарасова, С. (2011). Психофизиологические показатели школьной тревожности. Психологические исследования, 4(16). https://doi.org/10.54359/ps.v4i16.862

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)