Психофизиологические показатели школьной тревожности
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v4i16.862Ключевые слова:
учебная деятельность, тревожность, нервно-психическое напряжение, социометрический индекс, необычность поведения, концентрация кортизола, индекс вариационной пульсометрииАннотация
Анализируются закономерные взаимосвязи между социально-психологическими и физиологическими показателями адаптации детей к условиям обучения в начальной школе. Представлены результаты лонгитюдного исследования, в рамках которого сопоставляются пять последовательных измерений показателей тревожности и сопутствующих им психофизиологических показателей у 140 учеников 2–4-го классов. Гормональная функция изучалась путем измерения концентрации кортизола в пробах слюны у 26 детей. Определены наиболее информативные для оценки школьной дезадаптации факторы опросника школьной тревожности Филлипса. Установлено, что риск формирования школьной тревожности и дезадаптации связан со статусным положением в ученическом коллективе, хорошей успеваемостью по основным предметам и прилежным поведением ребенка. Физиологическим маркером функционального состояния нервно-психического напряжения у учащихся младших классов является содержание кортизола в пробах слюны . По результатам исследования индекс симпато-адреналового тонуса (А.Я.Каплан) чувствителен в отношении нервно-психического перенапряжения у изолированных в ученическом коллективе детей с выраженным необычным поведением. Представляется целесообразным использование в условиях общеобразовательной школы психофизиологической батареи методик для выявления групп риска по показателям тревожности и дезадаптации.
Скачивания
Литература
AkhverdovaO.A., GyulushanyanK.S., BoevI.V. Vliyanie ekologo-khimicheskoi sredy obitaniya na psikhologicheskoe i psikhicheskoe zdorov'e podrostkov // Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v sisteme obshchego obrazovaniya Stavropol'skogo kraya. Stavropol: Izd-vo Stavropol. gos. un-ta, 2003. S. 174–176. [in Russian]
Al'manakh psikhologicheskikh testov. M.: KSP, 1996. [in Russian]
Baevskii R.M., Berseneva A.P. Otsenka adaptatsionnykh vozmozhnostei organizma i risk razvitiya zabolevanii. M.: Meditsina, 1997. [in Russian]
Botnikova E.A. Somaticheskii i psikhoemotsional'nyi status uchashchikhsya obrazovatel'nykh shkol goroda i sela / Izhevskaya gosudarstvennaya meditsinskaya Akademiya. Izhevsk, 2004. S. 14–19. [in Russian]
Denisov A.B. Slyunnye zhelezy. Slyuna. M.: Izd-vo RAMN, 2003. [in Russian]
Eidemiller E.G., Yustitskis V.V. Psikhologiya i psikhoterapiya sem'i. SPb.: Piter, 2001. [in Russian]
Gorman J.M., Sloan R.P. Heart rate variability in depressive and anxiety disorders // Am. Heart J. 2000. Vol. 140(4). P. 77–83.
Gyulushanyan K.S. Sreda zhiznedeyatel'nosti i anomal'naya lichnostnaya i povedencheskaya izmenchivost' // Zhurnal praktikuyushchego psikhologa. 2009. Vyp. 15. S. 157–160. [in Russian]
Henningsen P., Meinck HM. Specific phobia is a frequent non-motor feature in stiff man syndrome // J. Neurol Neurosurg Psychiat. 2003. Vol. 74(4). P. 462–465.
Kaigorodova N.Z. Ekologo-fiziologicheskie aspekty issledovaniya osobennostei adaptatsii pervoklassnikov k shkole: dis. ... d-ra biol. nauk. Barnaul, 2010. [in Russian]
Kalinichenko I.A. Variabel'nost' serdechnogo ritma u shkol'nikov raznykh somatotipov // Tez. dokl. IV Vseros. simp. s mezhdunar. uchastiem “Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i prakticheskoe primenenie” / otv. red. N.I.Shlyk, R.M.Baevskii. Izhevsk: Izd-vo UdGU, 2008. S. 124–126. [in Russian]
Kalyuzhnyi E.A., Danilina R.A., Kuz'michev Yu.G., Kharitonova L.P., Krylov V.N., Saburtsev S.A. Funktsional'naya adaptatsiya mladshikh shkol'nikov sovremennogo obrazovaniya s uchetom faktora odarennosti // Tez. dokl. IV Vseros. simp. s mezhdunar. uchastiem “Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i prakticheskoe primenenie” / otv. red. N.I.Shlyk, R.M.Baevskii. Izhevsk: Izd-vo UdGU, 2008. S. 132–135. [in Russian]
Kaplan A.Ya. Variabel'nost' ritma serdtsa i kharakter obratnoi svyazi po rezul'tatu operatorskoi deyatel'nosti u cheloveka // Zhurnal vysshei nervnoi deyatel'nosti. 1999. T. 48(6). S. 345–350. [in Russian]
Khruleva L.V. Psikhofiziologicheskie determinanty shkol'nykh trudnostei: dis. ... kand. biol. nauk. Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2004. [in Russian]Kolesnikova I.A. Osobennosti formirovaniya zdorov'ya i fizicheskoi podgotovlennosti detei i podrostkov v period shkol'nogo obucheniya: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Arkhangel'sk, 2008. [in Russian]
Kotel'nikov S.A., Mantonin E.A. Differentsial'naya diagnostika sinkopal'nykh sostoyanii s pomoshch'yu spektral'nogo analiza ritma serdtsa // Sovremennye podkhody k diagnostike i lecheniyu nervnykh i psikhicheskikh zabolevanii: materialy konf. SPb.: Izd-vo VMedA, 2000. S. 463–465. [in Russian]
Kubasov R.V., Tkachev A.V., Poskotinova L.V. i dr. Osobennosti gormonal'nogo statusa u detei mladshego shkol'nogo vozrasta na Evropeiskom Severe // Fiziologiya cheloveka. 2003. T. 29, N 5. S. 153–155. [in Russian]
Malykh T.V. Variabel'nost' serdechnogo ritma kak indikator funktsional'nykh sistem organizma detei mladshego shkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. biol. nauk. Izhevsk, 2005. [in Russian]
Malykh T.V., Voronina G.A. Variabel'nost' serdechnogo ritma kak indikator funktsional'nykh sostoyanii organizma detei mladshego shkol'nogo vozrasta // Tez. dokl. IV Vseros. simp. s mezhdunar. uchastiem “Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i prakticheskoe primenenie”. Izhevsk: Izd-vo UdGU, 2008. S. 195–198. [in Russian]
Marchik L.A., Nikitina E.O. Funktsional'noe sostoyanie podrostkov 14–15 let i ego dinamika pod vliyaniem uchebnoi nagruzki // Tez. dokl. IV Vseros. simp. s mezhdunar. uchastiem “Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i prakticheskoe primenenie”. Izhevsk: Izd-vo UdGU, 2008. S. 200–202. [in Russian]
Mikhailov V.M. Variabel'nost' serdechnogo ritma. Opyt prakticheskogo primeneniya. Ivanovo: Izd-vo Ivanov. gos. med. akademii, 2000. [in Russian]
Mironova T.F., Davydova E.V., Kalmykova A.V., Sokolova T.A. Analiz variabel'nosti serdechnogo ritma v klinicheskoi praktike. Perspektivy i vozmozhnosti // Tez. dokl. IV Vseros. simp. s mezhdunar. uchastiem “Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i prakticheskoe primenenie”. Izhevsk: Izd-vo UdGU, 2008. S. 208–212. [in Russian]
Myasishchev V.N. Lichnost' i nevrozy. Leningrad: Meditsina, 1960. [in Russian]
Novikova E.V. Diagnostika i korrektsiya shkol'noi dezadaptatsii u mladshikh shkol'nikov i mladshikh podrostkov // Problemy psikhodiagnostiki obucheniya i razvitiya shkol'nikov. M.: Pedagogika, 1985. S. 42–56. [in Russian]
Poskotinova L.V. Vegetativnaya regulyatsiya ritma serdtsa i endokrinnyi status podrostkov i molodykh lits v usloviyakh Evropeiskogo Severa Rossii: avtoref. dis. ... d-ra biol. nauk. Arkhangel'sk, 2009. [in Russian]
Poskotinova L.V., Demin D.B., Kubasov R.V., Tkachev A.V. Serdechno-sosudistaya regulyatsiya i sootnoshenie testosterona i kortizola v slyune pri fizicheskoi nagruzke u mal'chikov-podrostkov // Sb. nauch. tr. I S'ezda fiziologov SNG / pod red. R.I.Sepiashvili. M.: Meditsina-Zdorov'e, 2005. S. 258–260. [in Russian]Poskotinova L.V., Krivonogova E.V., Araslanova L.I., Tkachev A.V. Vegetativnoe obespechenie psikhoemotsional'nogo fona u detei-podrostkov na yuge Arkhangel'skoi oblasti // Tez. dokl. mezhdunar. simp. “Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i prakticheskoe primenenie”. Izhevsk: Izd-vo UdGU, 2003. S. 255–258. [in Russian]
Prasolova O.V. Vliyanie innovatsionnykh form obucheniya na psikhosomaticheskoe zdorov'e i sostoyanie adaptatsionnykh sistem shkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. biol. nauk. Stavropol', 2005. [in Russian]
Prikhozhan A.M. Perezhivanie i nenasyshchaemye potrebnosti v kontekste kontseptsii L.I.Bozhovich // Zhurnal prakticheskogo psikhologa. 2008. N 5. S. 172–196. [in Russian]
Prikhozhan A.M. Psikhologiya trevozhnosti. Doshkol'nyi i shkol'nyi vozrast. M.: Piter, 2009. [in Russian]
Rean A.A., Kolominskii Ya.L. Sotsial'naya pedagogicheskaya psikhologiya. SPb.: Piter, 1999. [in Russian]
Smagulov N.K., Starikova A.E., Smagulov M.N., Shandaulov A.Kh. Fiziologicheskaya otsenka adaptatsii detei k obucheniyu v shkolakh novogo tipa // Tez. dokl. IV Vseros. simp. s mezhdunar. uchastiem “Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i prakticheskoe primenenie”. Izhevsk: Izd-vo UdGU, 2008. S. 285–289. [in Russian]
Sokolova E.T., Nikolaeva V.V. Osobennosti lichnosti pri pogranichnykh rasstroistvakh i somaticheskikh zabolevaniyakh. M.: SvR-Argus, 1995.
Timerbulatov I.F., Yuldashev V.L., Zul'karnaev T.R., Safina R.B., Muratshina Ya.B. Struktura nevroticheskikh rasstroistv u shkol'nikov // Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoi psikhologii im. V.M.Bekhtereva. 2008. N 3. S. 21–24.
Zachariac R., Jogensen M.M. et al. Autonomic and physiological responses to an acute physiological stressor and relaxation: the influence of hypnotizability and absorption // Int. J. Clin. Exp. Hyp. 2000. Vol. 48(4). P. 388–403.
Zavadenko N.N. Kak ponyat' rebenka: deti s giperaktivnost'yu i defitsitom vnimaniya. M.: Shkola-Press, 2001.