Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж.Рензулли к интегративной модели мотивации

Авторы

  • Тамара Гордеева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v4i15.872

Ключевые слова:

одаренность, мотивация, мотивация достижения, внутренняя мотивация, целеполагание, самоэффективность, настойчивость, развитие одаренности

Аннотация

Разработана cтруктурно-динамическая мотивационная модель одаренности, являющаяся развитием модели-триады Дж.Рензулли. Мотивационная модель содержит четыре базовых кластера, или блока, мотивации, необходимых для проявления и развития одаренности. Рассматриваются функции и характер взаимодействия каждого блока с другими компонентами структуры. В частности, выделяются: внутренняя мотивация выбранной деятельности, содержательно представленная высокой познавательной мотивацией, мотивацией достижения и мотивацией компетентности; высокая выраженность стремления к самостоятельной постановке и достижению трудных и направленных в будущее целей и намерений; оптимистичная вера в собственный потенциал и высокая концентрация и настойчивость в выбранной деятельности. Первые три составляющие мотивации являются источниками, взаимодействие которых запускает четвертую, ключевую, характеристику, присущую одаренным, – продуктивную сосредоточенность и настойчивость в выбранной области. Выделенная структура дает основания для осуществления системной диагностики и построения программ развития потенциально одаренных детей и подростков.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Тамара Гордеева

Гордеева Тамара Олеговна. Кандидат психологических наук, доцент (ученое звание); доцент Учебного центра по переподготовке кадров при кафедре психологии образования, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: tamara@got.ps.msu.su

Литература

Ablard K.E., Lipschultz R.E. Self-regulated learning in high-achieving students: Relations to advanced reasoning, achievement goals, and gender // Journal of Educational Psychology. 1998. Vol. 90. P. 94–101.

Amabile Т.M. Growing up creative. New York: Crown, 1989.

Amabile T.M. Motivation and creativity: Effects of motivational orientation on creative writers // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 48. P. 393–399.

Amabile T.M., Goldfarb P., Brackfield S.C. Social influences on creativity: Evaluation, coaction, and surveillance // Creativity Research Journal. 1990. Vol. 3. P. 6–21.

Bandura A. Self-efficacy. The exercise of control. New York: Freeman and Co., 1997.

Bloom B.S. (Ed.). Developing talent in young people. New York: Ballantine Books, 1985.

Carter P., Highfield R. Einshtein [Einstein]. Chastnaya zhizn'. M.: Zakharov: AST, 1998. [in Russian]

Chirkov V.I. Samodeterminatsiya i vnutrennyaya motivatsiya povedeniya cheloveka // Voprosy psykhologii. 1996. N 3. S. 116–132. [in Russian]

Csikszentmihalyi M. The domain of creativity // Runco M.A., Albert R.S. (Eds.). Theories of creativity. Newbury Park, CA: Sage, 1990. P. 190–212.

Csikszentmihalyi M. The domain of creativity // Runco M.A., Albert R.S. (Eds.). Theories of creativity. Newbury Park, CA: Sage, 1990. P. 190–212.

Deci E.L., Ryan R.M. (Eds.) Handbook of self-determination research. Rochester, NY: University of Rochester Press, 2002.

Druzhinin V.N. Psikhologiya obshchikh sposobnostei. M.: Lanterna vita, 1995. [in Russian]

Duckworth A.L., Peterson C., Matthews M.D., Kelly D.R. Grit: Perseverance and passion for long-term goals // Personality Processes and Individual Differences. 2007. Vol. 92(6). P. 1087–1101.

Elliot A.S., Dweck C.S. (Eds.). Handbook of competence and motivation. New York; London; Guilford Press, 2005.

Ericsson K.A., Charnes N. Expert performance // American psychologist. 1994. Vol. 49(8). P. 725–747.

Ericsson K.A., Krampe R., Tesch-Romer C. The role of deliberate practice in the acquisition of expert performance // Psychological review. 1993. Vol. 100. P. 363–406.

Gardner H. Frames of mind: A theory of multiple intelligences. New York: Basic books, 1993.

Gordeeva T.O. Psikhologiya motivatsii dostizheniya [Psychology of achievement motivation]. M.: Smysl: Akademiya, 2006. [in Russian]

Gordeeva T.O. Motivatsionnye faktory, vliyayushchie na dostizheniya v uchebnoi deyatel'nosti // Psikhologiya v vyze. 2005. N 4. S. 3–27. [in Russian]

Gordeeva T.O. Kuz'menko N.E., Leontiev D.A., Osin E.N., Ryzhova O.N., Demidova E.D. Individual'no-psikhologicheskie osobennosti i problemy adaptatsii studentov: otlichayutsya li pobediteli olimpiad ot ostal'nykh? // Sovremennye tendentsii razvitiya estestvennonauchnogo obrazovaniya: fundamental'noe universitetskoe obrazovanie / pod obshch. red. V.V.Lunina. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2010. S. 92–102. [in Russian]

Gordeeva T.O., Osin E.N. Pozitivnoe myshlenie kak faktor uchebnykh dostizhenii // Voprosy psychologii. 2010. N 1. S. 24–33. [in Russian]

Gordeeva T.O. Self-determination theory: present and future. Part 2: Issues of a practical application of a theory [Electronic resource]. Psikhologicheskie Issledovaniya. 2010. N 5(13). URL: http://psystudy.ru (date of access: 30.01.2011). [in Russian, abstr. in English]

Gordeeva T.O., Shepeleva E.A. Vnutrennyaya motivatsiya kak predposylka akademicheskoi uspeshnosti shkol'nikov // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14, Psykhologiya. (in Press) [in Russian]

Gottfried A.W., Gottfried A.E., Guerin D.W. The Fullerton longitudinal study: a long-term investigation of intellectual and motivational giftedness // Journal for the Education of the Gifted. 2006. Vol. 29(4). P. 430–450.

Gruber H. The self-construction of extraordinary // Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds.). Conceptions of giftedness. New York: Cambridge University Press, 1986. Р. 247–263.

Hazova S.A. Sovladayushchee povedenie odarennykh starsheklassnikov // Psykhologicheskii zhurnal. 2004. Vol. 25(5). S. 59–69. [in Russian]

Landrum G. Trinadtsat' muzhchin, kotorye izmenili mir. Rostov-on-Don: Fenix, 1997a. [in Russian]

Landrum G. Trinadtsat' zhenshchin, kotorye izmenili mir. Rostov-on-Don: Fenix, 1997b. [in Russian]

Leontiev D.A., Gordeeva T.O. Potentsial lichnosti: zapros sovremennogo mira // Nauka i obrazovanie epokhi novogo vozrozhdeniya v mirovoi nauchno-obrazovatel'noi sisteme: materialy mezhdunar. nauch. konf. (Ashkhabad, 9–11 sentyabrya 2009 g.). Ashgabat: Ylym, 2009. S. 112–115. [in Russian & in English]

Lepper M.R., Corpus J.H., Iyengar S.S. Intrinsic and extrinsic motivational orientations in the classroom: Age differences and academic correlates // Journal of Educational psychology. 2005. Vol. 97. P. 184–196.

Maslow A. Motivatsiya i lichnost'. SPb.: Evraziya, 1999. [in Russian]

Mayer R.E. The scientific study of giftedness // Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds.). Conceptions of Giftedness. New York: Cambridge University Press, 2005. P. 437–447.

Post F. Creativity and psychopathology. A study of 291 world famous men // British journal of Psychiatry. 1994. Vol. 165. P. 22–24.

Psykhologiya odarennosti: ot teorii k praktike // pod red. D.V.Ushakova. M.: IP RAN, 2000. [in Russian]

Rabochaya kontseptsiya odarennosti / otv. red. Bogoyavlenskaya D.B., nauch. red. Shadrikov V.D.; Ministerstvo obrazovaniya RF. 2-e izd., rassh. i pererab. M.:, 2003. [in Russian]

Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds.). Conceptions of Giftedness. New York: Cambridge University Press, 1986. P. 53–92.

Roe A. The making of a scientist. New York: Dodd, Mead and Co., 1952.

Seligman M.E.P. Kak nauchit'sya optimizmu; per. s nem. M.: Veche: Persei, 1997. [in Russian]

Shumakova N.B. Razvitie obshchei odarennosti detei v usloviyakh shkol'nogo obucheniya: avtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk: avtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk. M., 2006. [in Russian]

Tannenbaum A.J. Gifted children: Psychological and educational perspectives. New York: Macmillan, 1983.

Terman L.M. et al. Genetic studies of genius. Vol. 1: Mental and physical traits of one thousand gifted children. Stanford, CA: Stanford University Press, 1925.

Terman L.M., Oden M.H. The gifted group at mid-life: Thirty-five years' follow-up of the superior child. Stanford, CA: Stanford University Press, 1959.

Tolstoy L.N. Sobranie sochinenii: v 22 t. T. 21. Dnevniki 1847–1894. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1985.

Walberg H.J., Paik S.J. Making giftedness productive // Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds.). Conceptions of giftedness. 2nd ed. New York: Cambridge University Press, 2005. P. 395–410.

White J. Rejection. Reading, MA: Addison–Wesley, 1982.

Wiсkert J. Al'bert Einshtein [Albert Einstein]. Chelyabinsk: Ural LTD, 1999. [in Russian]

Yurkevich V.S. Odarennyi rebenok: illyuzii i real'nost'. M.: Prosveshchenie: Uchebnaya literatura, 1996. [in Russian]

Zimmerman B.J., Martinez-Ponz M. Student differences in self-regulated learning: relating grade, sex, and giftedness to self-efficacy and strategy use // Journal of educational psychology, 1990. Vol. 82(1). P. 51–59.

Число просмотров

Просмотров: 214

Опубликован

25.02.2011

Как цитировать

Гордеева, Т. (2011). Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж.Рензулли к интегративной модели мотивации. Психологические исследования, 4(15). https://doi.org/10.54359/ps.v4i15.872

Выпуск

Раздел

Статьи