Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость)

Авторы

  • Тамара Гордеева
  • Евгений Осин

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v5i24.759

Ключевые слова:

мотивация учебной деятельности, внутренняя мотивация, мотивация достижения, целеустремленность, настойчивость, самоконтроль, самоэффективность, академические достижения, Единый государственный экзамен, олимпиады, успеваемость

Аннотация

С позиций системно-динамического подхода к мотивации достиженческой деятельности проведено лонгитюдное исследование особенностей мотивации студентов, демонстрирующих три типа академических достижений: победы в предметных олимпиадах, высокие баллы по результатам Единого государственного экзамена и высокая академическая успеваемость в вузе. В исследовании приняли участие 166 первокурсников, из них 139 – повторно при обучении на втором курсе. Показано, что академические достижения студентов могут быть предсказаны системой мотивационных переменных, включающих мотивационно-смысловые, регуляторно-целевые, когнитивно-мотивационные и интегративно-поведенческие составляющие. Обнаружено, что все три типа академических достижений требуют высокой настойчивости, однако у победителей олимпиад и более успешных студентов в структуре мотивации более, чем у неолимпиадников и менее успешных студентов, выражена внутренняя учебная мотивация, представленная познавательной мотивацией и мотивацией достижения.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Тамара Гордеева
    Гордеева Тамара Олеговна. Кандидат психологических наук, доцент, доцент факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, корп. 5, 125009, Москва, Россия. E-mail: tamgordeeva@gmail.com
  • Евгений Осин
    Осин Евгений Николаевич. Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и экспериментальной психологии, факультет психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, Москва, Россия. E-mail: eosin@hse.ru

Библиографические ссылки

Amabile T.M., Hill K.G., Hennessey B.A., Tighe E.M. The Work Preference Inventory: Assessing intrinsic and extrinsic motivational orientations. Journal of Personality and Social Psychology, 1994, 66(5), 950–967. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.66.5.950

Csikszentmihalyi M. Potok: Psikhologiya optimal'nogo perezhivaniya. Moscow: Smysl, 2011. (Transl. of: Csikszentmihalyi M. Flow: The psychology of optimal experience. New York: Harper and Row, 1990).

Day L., Hanson K., Maltby J., Proctor C., Wood A. Hope uniquely predicts objective academic achievement above intelligence, personality, and previous academic achievement. Journal of research in personality, 2010, 44(4), 550–553. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jrp.2010.05.009

Deci E.L., Ryan, R.M. (Eds.). Handbook of self-determination research. Rochester, NY: University of Rochester Press, 2002.

Duckworth A.L., Peterson C., Matthews M.D., Kelly D.R. Grit: Perseverance and passion for long-term goals. Personality Processes and Individual Differences, 2007, 92(6), 1087–1101. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.92.6.1087

Duckworth A.L., Seligman M.E.P. Self-discipline outdoes IQ in predicting academic performance of adolescents. Psychological science, 2005, 16(12), 939–944. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2005.01641.x

Fortier M.S., Vallerand R.J., Guay F. Academic motivation and school performance: Toward a structural model. Contemporary educational psychology, 1995, 20(3), 257–274. DOI: https://doi.org/10.1006/ceps.1995.1017

Gordeeva T.O. Motivational prerequistes of giftedness: from the model of J.Renzulli towards an integrative motivational model. Psikhologicheskie issledovaniya, 2011, No. 1(15), 7. (in Russian)

Gordeeva T.O. Psikhologiya obucheniya, 2010, No. 6, 17−32.

Gordeeva T.O. Self-determination theory: present and future. Part 2: Practical applications. Psikhologicheskie issledovaniya, 2010, No. 5(13), 9. (in Russian)

Gordeeva T.O. The psychology of achievement motivation. Moscow: Smysl; Akademiya. 2006. (in Russian)

Gordeeva T.O., Leontiev D.A., Osin E.N. In: Personality potential: Structure and assessment. Moscow: Smysl, 2011, pp. 642−667. (in Russian)

Gordeeva T.O., Osin E.N., Shevyakhova V.Yu. The assessment of optimism as success and failure explanatory style: the STOUN Questionnaire. Moscow: Smysl, 2009. (in Russian)

Gordeeva T.O., Shepeleva E.A. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 2011, No. 3, 33−45. (in Russian)

Gordeeva T.O., Sychev O.A. Psikhologiya obucheniya, 2012, No. 1, 33–48. (in Russian)

Gordeeva Т.О., Osin E.N. Optimistic attributional style as a predictor of well-being and performance in different academic settings: A new look at the problem. In: I. Brdar (Ed.), The human pursuit of well-being: A cultural approach. Dordrecht: London: New York: Springer, 2011. pp. 159–174. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-007-1375-8_14

Gordeeva T.O., Osin, E.N. Voprosy psikhologii, 2010, No. 1, 24−33. (in Russian)

Guay F., Vallerand R.J., Blanchard C. On the assessment of situational intrinsic and extrinsic motivation: The Situational Motivation Scale (SIMS). Motivation and Emotion, 2000, 24(3), 175–213. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1005614228250

Leontiev D.A. In: Personality potential: Structure and assessment. Moscow: Smysl, 2011. pp. 642−667. (in Russian)

Leontiev D.A., Mandrikova E.Yu., Fam A.Kh. Psikhologicheskaya diagnostika, 2007, No. 6, 4–25. (in Russian)

Lepper M.R., Corpus J.H., Iyengar S.S. Intrinsic and extrinsic motivational orientations in the classroom: Age differences and academic correlates. Journal of Educational psychology, 2005, 97(2), 184–196. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-0663.97.2.184

Linnenbrink F.A., Pintrich P.R. Motivation as an enabler for academic success. School Psychology Review, 2002, 31(3), 313–327. DOI: https://doi.org/10.1080/02796015.2002.12086158

Mackintosh N.J. IQ and human intelligence. New York: Oxford University Press, 2006.

Perry R.P., Hladkyj S., Pekrun R.H., Pelletier S.T. Academic control and action control in the achievement of college students: A longitudinal field study. Journal of Educational Psychology, 2001, 93(4), 776–789. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-0663.93.4.776

Poropat A. A meta-analysis of the Five-factor model of personality and academic performance. Psychological Bulletin, 2009, 135(2), 322–338. doi: 10.1037/a0014996 DOI: https://doi.org/10.1037/a0014996

Robbins S.B., Lauver K., Le H., Davis D., Langley R. Do psychosocial and study skill factors predict college outcomes? Psychological Bulletin, 2004, 130(2), 261–288. doi: 10.1037/0033-2909.130.2.261 DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.130.2.261

Snyder C.R., Harris C., Anderson J.R., Holleran S.A., Irving L.M., Sigmon S.T., Yoshinobu L., Gibb J., Langelle C., Harney P. The will and the ways: Development and validation of an individual differences measure of hope. Journal of Personality and Social Psychology, 1991, 60(4), 570–585. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.60.4.570

Stetsenko A., Little T.D., Gordeeva T., Grasshof M., Oettingen G. Gender effects in children’s beliefs about school performance: A cross-cultural study. Child Development, 2000, 71(2), 517–527. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-8624.00161

Tangney J.P., Baumeister R.F., Boone A.L. High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades, and interpersonal success. Journal of Personality, 2004, 72(2), 271–322. DOI: https://doi.org/10.1111/j.0022-3506.2004.00263.x

The Russian Rectors’ Union. Second inter-university study “Academic achievement of first-year students in Russian higher education institutions”. Moscow, 2010. http://rsr-online.ru/doc/2010_10_28/2.pdf (in Russian)

The Russian Rectors’ Union. Third inter-university study “Academic achievement of first-year students in Russian higher education institutions”. Moscow, 2011. http://rsr-online.ru/doc/norm/527.pdf (in Russian)

Trautwein U., Lüdtke O., Schnyder I., Niggli A. Predicting homework effort: Support for a domain-specific, multilevel homework model. Journal of Educational Psychology, 2006, 98(2), 438–456. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-0663.98.2.438

Vallerand R.J., Pelletier L.G., Blaise M.R., Briere N.M., Senecal C., Vallieres E.F. The Academic Motivation Scale: A measure of intrinsic, extrinsic, and amotivation in education. Educational and Psychological Measurement, 1992, 52(4), 1003–1017. DOI: https://doi.org/10.1177/0013164492052004025

Опубликован

15.08.2012

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость). (2012). Психологические исследования, 5(24). https://doi.org/10.54359/ps.v5i24.759