Уровень горизонтального и вертикального индивидуализма и коллективизма в России и Азербайджане

Авторы

  • Алина Панкратова
  • Евгений Осин
  • Улькер Гасанова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.352

Ключевые слова:

опросник INDCOL Г.Триандиса, индивидуализм, коллективизм, правила проявления эмоций, Россия, Азербайджан

Аннотация

Проверяется психометрическая эквивалентность русскоязычной версии опросника INDCOL Г.Триандиса на российской (n = 333) и азербайджанской (n = 326) выборках с помощью эксплораторного структурного моделирования (ESEM) и моделирования латентной переменной с множественными индикаторами и ковариатами (MIMIC). Теоретическая модель Г.Триандиса показала плохое соответствие данным как в России, так и в Азербайджане, что связано с наличием перекрестных нагрузок и ковариаций у пунктов опросника. Показатели внутренней согласованности шкал опросника (альфа Кронбаха) лежат в диапазоне от 0,53 до 0,77. При сравнении средних баллов по латентным факторам в России и Азербайджане в рамках первого подхода и проверке эффекта страны с учетом неэквивалентных пунктов в рамках второго подхода были получены сходные результаты. В России выше показатели по вертикальному индивидуализму (конкуренция и соревнование с другими) и горизонтальному коллективизму (включенность в коллектив и взаимозависимость), в Азербайджане – по горизонтальному индивидуализму (уникальность и отличие от других) и вертикальному коллективизму (подчинение своих интересов интересам группы). Дополнительно проводился корреляционный анализ между ценностями культуры и особенностями проявления эмоций (методика DRAI Д.Мацумото): 1) горизонтальный индивидуализм на азербайджанской выборке коррелирует с наигрыванием при проявлении эмоций, что связано в том числе с усилением внешних проявлений эмоций (r = 0,15); 2) горизонтальный коллективизм на российской выборке коррелирует с проявлением эмоций (r = 0,23), вертикальный коллективизм на азербайджанской выборке коррелирует с сокрытием эмоций (r = 0,19).

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Алина Панкратова
    Панкратова Алина Александровна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, кафедра психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: alina_pankratova@mail.ru
  • Евгений Осин
    Осин Евгений Николаевич. Кандидат психологических наук, доцент, департамент психологии; ведущий научный сотрудник, международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации, Высшая школа экономики, ул. Мясницкая, д. 20, 101100 Москва, Россия. E-mail: evgeny.n.osin@gmail.com
  • Улькер Гасанова
    Гасанова Улькер Узеировна. Аспирант, преподаватель, кафедра социальной и педагогической психологии, факультет социальных наук и психологии, Бакинский государственный университет, ул. Академика Захида Халилова, д. 23, AZ 1148 Баку, Азербайджан. E-mail: hasanova_ulker@mail.ru

Библиографические ссылки

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Brown T.A. Confirmatory factor analysis for applied research. New York, NY: The Guilford Press, 2005.

Bushmina A.E. Psikhometricheskaya proverka testa G. Triandisa "INDCOL". Term thesis, Mos. gos.universitet, Moscow, 2003. (in Russian)

Guliev G.G. Archetypal Azeri: Faces of mentality. Baku: Eni Hesil, 2002. (in Russian)

Halstead J., Taylor M. Learning and teaching about values: a review of recent research. Cambridge Journal of Education, 2000, 30(2), 169–202. DOI: https://doi.org/10.1080/713657146

Hofstede G., Minkov M. Long- versus short-term orientation: New perspectives. Asia Pacific Business Review, 2010, 16(4), 493–504. DOI: https://doi.org/10.1080/13602381003637609

Hofstede G., Bond M.H. The Confucius connection: From cultural roots to economic growth. Organizational Dynamics, 1988, 16(4), 5–21. DOI: https://doi.org/10.1016/0090-2616(88)90009-5

Hofstede G.H. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations. Thousand Oaks, CA: Sage, 2001.

Hu L., Bentler P. Cutoff criteria for fit indices in covariance structure analysis: conventional criteria versus new alternatives. Structural Equation Modeling, 1999, 6(1), 1–55. DOI: https://doi.org/10.1080/10705519909540118

Inglehart R., Welzel C. Modernization, cultural change and democracy: The human development sequence. Moscow: Novoe izdatel'stvo, 2011. (in Russian)

Kashima Y., Gelfand M.J. A history of culture in psychology. In: A.W. Kruglanski, W. Stroebe (Eds.), Handbook of the history of social psychology. New York, NY: Psychology Press, 2012. pp. 499–520.

Manstead A.S.R. A history of affect and emotion research in social psychology. In: A.W. Kruglanski, W. Stroebe (Eds.), Handbook of the history of social psychology. New York, NY: Psychology Press, 2012. pp. 177–198.

Matsumoto D., Yoo S.H., Fontaine J. et al. Mapping expressive differences around the world: The relationship between emotional display rules and individualism versus collectivism. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2008a, 39(1), 55–74. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022107311854

Matsumoto, D., Yoo S.H., Nakagawa S., Anguas-Wong A.M., Arriola M., Bauer L.M. et al. Culture, emotion regulation, and adjustment. Journal of Personality and Social Psychology, 2008b, 94(6), 925–937. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.94.6.925

Minkov M., Hofstede G. The evolution of Hofstede's doctrine. Cross Cultural Management: An International Journal, 2011, 18(1), 10–20. DOI: https://doi.org/10.1108/13527601111104269

Pankratova A.A., Lyusin D.V. Emotional display rules in Russian and Azerbaijani cultures. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9 (48), 11. http://psystudy.ru (in Russian)

Schwartz S. Culture values: Nature and consequences of national differences. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei Shkoly Ekonomiki, 2008, 5(2), 37–67. (in Russian)

Schwartz S.A theory of cultural values and some implications for work. Applied Psychology: An International Review, 1999, 48(1), 23–47. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.1999.tb00047.x

Schwartz S.H. Beyond individualism/collectivism: New cultural dimensions of values. In: U. Kim, H.C. Triandis, C. Kagitçibasi, S-C. Choi, G. Yoon (Eds.), Individualism and collectivism. Theory, method, and applications. Thousand Oaks, CA: Sage, 1994. pp. 85–119.

Schwartz S.H. The 7 Schwartz cultural value orientation scores for 80 countries. 2008. doi:10.13140/RG.2.1.3313.3040.

Singelis T.M., Triandis H.C., Bhawuk D.R.S., Gelfand M.J. Horizontal and vertical dimensions of individualism and collectivism: A theoretical and measurement refinement. Cross-Cultural Research, 1995, 29(3), 240–275. doi:10.1177/106939719502900302. DOI: https://doi.org/10.1177/106939719502900302

The Hofstede centre. National culture. http://geert-hofstede.com

Triandis H.C., Gelfland M.J. Converging measurement of horizontal and vertical individualism and collectivism . Journal of Personality and Social Psychology, 1998, 74(1), 118–128. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.74.1.118

Опубликован

15.10.2017

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Уровень горизонтального и вертикального индивидуализма и коллективизма в России и Азербайджане. (2017). Психологические исследования, 10(55). https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.352