Изменение ценностей детей и взрослых в современной России (1992–2009)
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v4i15.875Аннотация
Описывается теория культурных ценностей Ш.Шварца, анализируются результаты исследований по методике Ш.Шварца в России с 1992 по 2005 год. В 1992 году при переходе России к демократии и рыночной экономике преобладали ценности «Принадлежность» и «Иерархия», которые соответствуют коммунистической модели общества. Перелом в сторону ценностей «Автономия» и «Мастерство», необходимых для развития свободного предпринимательства, был зафиксирован на рубеже веков (1999–2000 годы). При этом сохранялся высокий показатель по ценности «Иерархия» (противоположный полюс «Равноправия»), что рассматривается как препятствие для развития демократии. В 2005 году наблюдался рост показателей по ценностям «Автономия» и «Мастерство», а в группе молодых людей (студентов) – и по ценности «Равноправие» (ценностная основа для развития демократии). Аналогичные результаты получены при анализе данных исследования образа мира детей дошкольного возраста, которое проводилось научным коллективом под руководством М.С.Егоровой на российской выборке с 1992 по 2009 год.