Репликация эффектов интерактивного решения задач спичечной алгебры

Авторы

  • Владимир Спиридонов
  • Мария Ерофеева
  • Нильс Кловайт
  • Владлен Ардисламов
  • Максим Морозов
  • Стево Здилар

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v14i79.119

Ключевые слова:

репликация, интерактивное решение, аффорданс, эпистемические действия, виртуальная реальность

Аннотация

Один из многообещающих вариантов внедрения моторной активности в процесс решения мыслительных задач был предложен в статье Weller и коллег. В ходе «интерактивного» условия эксперимента испытуемые могли взаимодействовать с реальными предметами, составлявшими проблемную ситуацию. Эта экспериментальная манипуляция привела к значимому увеличению успешности решения большинства использованных задач спичечной алгебры. С учетом того, что задачи различались по источникам сложности, трудно предложить один (или общий) вариант движений решателя, который мог бы объяснить одинаковое положительное влияние интерактивного условия на успешность решения задач разнойстепени сложности. Чтобы удостовериться в точности полученных результатов и оценить перспективность подобной экспериментальной манипуляции, мы провели концептуальную репликацию названного исследования в трех экспериментальных сериях, нацеленных: 1) напроверку эффектов интерактивного условия, 2) на расширенную репликацию тех же эффектов, поскольку она включала в себя экспериментальные условия, предполагающие разную степень моторной активности решателя, 3)на расширенную репликацию тех же эффектов, так как она содержала условия с максимально выраженной интерактивностью, благодаря использованию технологий виртуальной реальности. Кроме того, мы увеличили список зависимых переменных: помимо успешности решения было использовано количество эпистемических и прагматических действийрешателя. Увеличение количества первых может свидетельствовать о переносе части когнитивных функций на окружающую предметную среду. Ни в одном случае мы не смогли реплицировать результаты коллег. Хотя во второй серии эксперимента эпистемических действий было значимо больше, это никак не повлияло на успешность решения. Обсуждаются потенциал и проблемы интерактивного решения и его роль для изучения воплощенного познания.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Владимир Спиридонов
    Спиридонов Владимир Феликсович. Доктор психологических наук, профессор, заведующий Лабораторией когнитивных исследований, факультет психологии, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, проспект Вернадского, 82, стр.1, 119571 Москва, Россия. E-mail: vfspiridonov@gmail.com
  • Мария Ерофеева
    Ерофеева Мария Александровна. Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Международного центра современной социологической теории Московской высшей школы социальных и экономических наук, Газетный пер. 3/5, 125009 Москва, Россия; научный сотрудник Центра социологических исследований, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, проспект Вернадского, 82, стр.1, 119571 Москва, Россия. E-mail: erofeeva-ma@universitas.ru
  • Нильс Кловайт
    Кловайт Нильс Оливер. Старший научный сотрудник Международного центра современной социологической теории Московской высшей школы социальных и экономических наук, Газетный пер. 3/5, 125009 Москва, Россия; научный сотрудник Центра перспективных социальных исследований, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, проспект Вернадского, 82, стр.1, 119571 Москва, Россия. E-mail: nils.klowait@gmail.com
  • Владлен Ардисламов
    Ардисламов Владлен Вилевич. Младший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований, факультет психологии, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, проспект Вернадского, 82, стр.1, 119571 Москва, Россия. E-mail: vladlen.ardislamov@gmail.com
  • Максим Морозов
    Морозов Максим Игоревич. Научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований, факультет психологии, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, проспект Вернадского, 82, стр.1, 119571 Москва, Россия. E-mail: morozovmaksimmm@gmail.com
  • Стево Здилар
    Здилар Стево. Младший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований, факультет психологии, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, проспект Вернадского, 82, стр.1, 119571 Москва, Россия. E-mail: stevovovo@mail.ru

Библиографические ссылки

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Barsalou L.W. Grounded cognition. Annual Review of Psychology, 2008, 59(1), 617–645. doi:10.1146/annurev.psych.59.103006.093639. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.psych.59.103006.093639

Camerer C.F., Dreber A., Holzmeister F., Ho T.H., Huber J., Johannesson M., Kirchler M., Nave G., Nosek B.A., Pfeiffer T., Altmejd A., Buttrick N., Chan T., Chen Y., Forsell E., Gampa A., Heik-ensten E., Hummer L., Imai T., Isaksson S., Manfredi D., Rose J., Wagenmakers E-J., Wu H. Evaluating the replicability of social science experiments in Nature and Science between 2010 and 2015. Nature Human Behaviour, 2018, 2(9), 637–644. doi:10.1038/s41562-018-0399-z. DOI: https://doi.org/10.1038/s41562-018-0399-z

Carbonneau K.J., Marley S.C., Selig J.P. (2013). A meta-analysis of the efficacy of teaching mathematics with concrete manipulatives. Journal of Educational Psychology, 105(2), 380–400. doi:10.1037/a0031084. DOI: https://doi.org/10.1037/a0031084

Chandrasekera T., Yoon S.Y. The Effect of Tangible User Interfaces on Cognitive Load in the Creative Design Process. Proceedings of the 2015 IEEE International Symposium on Mixed and Augmented Reality - Media, Art, Social Science, Humanities and Design. IEEE: Washington, 2015, pp. 6–8. doi:10.1109/ISMAR-MASHD.2015.18. DOI: https://doi.org/10.1109/ISMAR-MASHD.2015.18

Chu M., Kita S. The nature of gestures' beneficial role in spatial problem solving. Journal of Experimental Psychology. General, 2011, 140(1), 102–116. doi:10.1037/a0021790. DOI: https://doi.org/10.1037/a0021790

Chuderski A., JastrzД™bski J., Kucwaj H. How physical interaction with insight problems affects solution rates, hint use, and cognitive load. British Journal of Psychology, 2021, No. 112, 120-143. doi:10.1111/bjop.12442. DOI: https://doi.org/10.1111/bjop.12442

Esteves A., van den Hoven E., Oakley I. Physical games or digital games? In: S. Jordà, N. Parés (Eds.), Proceedings of the 7th International Conference on Tangible, Embedded and Embodied Interaction - TEI '13. New York: ACM Press, 2013, pp. 167-174. doi:10.1145/2460625.2460651. DOI: https://doi.org/10.1145/2460625.2460651

Gallese V., Fadiga L., Fogassi L., Rizzolatti G. Action recognition in the premotor cortex. Brain: A Journal of Neurology, 1996, No. 119 (Pt 2), 593–609. doi:10.1093/brain/119.2.593. DOI: https://doi.org/10.1093/brain/119.2.593

Gibson J.J. The ecological approach to visual perception. Dallas, London: Houghton Mifflin, 1979.

Henok N., Vallée-Tourangeau F., Vallée-Tourangeau G. Incubation and interactivity in insight problem solving. Psychological Research, 2020, 84(1), 128–139. doi:10.1007/s00426-018-0992-9. DOI: https://doi.org/10.1007/s00426-018-0992-9

Kershaw T.C., Ohlsson S. Multiple causes of difficulty in insight: The case of the nine-dot problem. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 2004, 30(1), 3–13. doi:10.1037/0278-7393.30.1.3. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.30.1.3

Kirsh D. Thinking with external representations. AI & SOCIETY, 2010, 25(4), 441–454. doi:10.1007/s00146-010-0272-8. DOI: https://doi.org/10.1007/s00146-010-0272-8

Kirsh D. Embodied cognition and the magical future of interaction design. ACM Transactions on Computer-Human Interaction, 2013, 20(1), 1–30. doi:10.1145/2442106.2442109. DOI: https://doi.org/10.1145/2442106.2442109

Kirsh D. Creativity, Cognition and Material Culture. Pragmatics & Cognition, 2014, 22(1), 5–26. doi:10.1075/pc.22.1.01kir. DOI: https://doi.org/10.1075/pc.22.1.01kir

Kirsh D., Maglio P. On Distinguishing Epistemic from Pragmatic Action. Cognitive Science, 1994, 18(4), 513–549. doi:10.1207/s15516709cog1804_1. DOI: https://doi.org/10.1207/s15516709cog1804_1

Klein R. A., Vianello M., Hasselman F., Adams B.G., Adams R.B., Alper S., . . . Nosek B.A. Many Labs 2: Investigating Variation in Replicability Across Samples and Settings. Advances in Methods and Practices in Psychological Science, 2018, 1(4), 443–490. doi:10.1177/2515245918810225. DOI: https://doi.org/10.1177/2515245918810225

Knoblich G., Ohlsson S., Haider H., Rhenius D. Constraint relaxation and chunk decomposition in insight problem solving. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1999, 25(6), 1534–1555. doi:10.1037/0278-7393.25.6.1534. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.25.6.1534

Lindgren R.W. (2014). Getting into the cue: Embracing technology-facilitated body movements as a starting point for learning. In: V.R. Lee (Ed.), Learning technologies and the body: Integration and implementation in formal and informal learning environments. New York, Abingdon: Routledge, 2014, pp. 39–54.

Loader P. The epistemic/pragmatic dichotomy. Philosophical Explorations, 2012, 15(2), 219–232. doi:10.1080/13869795.2012.670723. DOI: https://doi.org/10.1080/13869795.2012.670723

Loehr J.D., Kourtis D., Vesper C., Sebanz N., Knoblich G. Monitoring individual and joint action outcomes in duet music performance. Journal of Cognitive Neuroscience, 2013, 25(7), 1049–1061. doi:10.1162/jocn_a_00388. DOI: https://doi.org/10.1162/jocn_a_00388

Loomis J.M., Blascovich J.J., Beall A.C. Immersive virtual environment technology as a basic research tool in psychology. Behavior Research Methods, Instruments, & Computers: A Journal of the Psychonomic Society, 1999, 31(4), 557–564. doi:10.3758/bf03200735. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03200735

Myin E., O’Regan J.K. Situated Perception and Sensation in Vision and Other Modalities. In: P. Robbins, M. Aydede (Eds.), The Cambridge Handbook of Situated Cognition. Cambridge: Cambridge University Press, 2012, pp. 185–200. doi:10.1017/CBO9780511816826.011. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511816826.011

Olk B., Dinu A., Zielinski D.J., Kopper R. Measuring visual search and distraction in immersive virtual reality. Royal Society Open Science, 2018, 5(5), 172331. doi:10.1098/rsos.172331. DOI: https://doi.org/10.1098/rsos.172331

Open Science Collaboration. Estimating the reproducibility of psychological science. Science, 2015, 349(6251), aac4716. doi:10.1126/science.aac4716. DOI: https://doi.org/10.1126/science.aac4716

Prinz W. Perception and Action Planning. European Journal of Cognitive Psychology, 1997, 9(2), 129–154. doi:10.1080/713752551. DOI: https://doi.org/10.1080/713752551

Ross W., Vallée-Tourangeau F. Catch that word: Interactivity, serendipity and verbal fluency in a word production task. Psychological Research, 2021, No. 85, 842–856. doi:10.1007/s00426-019-01279-y. DOI: https://doi.org/10.1007/s00426-019-01279-y

Tamura M., Miwa K. Effects of eye movement on forming and relaxing constraints in insight problem solving. The Japanese journal of psychology, 2013, 84(2), 103–111. doi:10.4992/jjpsy.84.103. DOI: https://doi.org/10.4992/jjpsy.84.103

Taylor J.A., Ivry R.B. Implicit and Explicit Processes in Motor Learning. In: W. Prinz, M. Beisert, A. Herwig (Eds.), Action Science: Foundations of an emerging discipline. Cambridge, MA; London: The MIT Press, 2013, pp. 63–87. doi:10.7551/mitpress/9780262018555.003.0003. DOI: https://doi.org/10.7551/mitpress/9780262018555.003.0003

Thomas L.E., Lleras A. Swinging into thought: Directed movement guides insight in problem solving. Psychonomic Bulletin & Review, 2009, 16(4), 719–723. doi:10.3758/PBR.16.4.719. DOI: https://doi.org/10.3758/PBR.16.4.719

Vallée-Tourangeau F., Sirota M., Vallée-Tourangeau G. Interactivity mitigates the impact of working memory depletion on mental arithmetic performance. Cognitive Research: Principles and Implications, 2016, No. 1, 26. doi:10.1186/s41235-016-0027-2. DOI: https://doi.org/10.1186/s41235-016-0027-2

Vallée-Tourangeau F., Steffensen S.V., Vallée-Tourangeau G., Sirota M. Insight with hands and things. Acta Psychologica, 2016, No. 170, 195–205. doi:10.1016/j.actpsy.2016.08.006 DOI: https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2016.08.006

Vallée-Tourangeau G., Abadie M., Vallée-Tourangeau F. Interactivity fosters Bayesian reasoning without instruction. Journal of Experimental Psychology. General, 2015, 144(3), 581–603. doi:10.1037/a0039161. DOI: https://doi.org/10.1037/a0039161

Vallée-Tourangeau G., Vallée-Tourangeau F. Cognition Beyond the Classical Information Processing Model: Cognitive Interactivity and the Systemic Thinking Model (SysTM). In: S.J.Cowley, F. Vallée-Tourangeau (Eds.), Cognition Beyond the Brain. Cham: Springer International Publishing, 2017, pp. 133–154. doi:10.1007/978-3-319-49115-8_7. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-49115-8_7

Wang X., Lu K., Runco M.A., Hao N. Break the 'wall' and become creative: Enacting embodied metaphors in virtual reality. Consciousness and Cognition, 2018, No. 62, 102–109. doi:10.1016/j.concog.2018.03.004. DOI: https://doi.org/10.1016/j.concog.2018.03.004

Weller A., Villejoubert G., Vallée-Tourangeau F. Interactive insight problem solving. Thinking & Reasoning, 2011, 17(4), 424–439. doi:10.1080/13546783.2011.629081. DOI: https://doi.org/10.1080/13546783.2011.629081

Werner K., Raab M. Moving to Solution. Experimental Psychology, 2013, 60(6), 403–409. doi:10.1027/1618-3169/a00021. DOI: https://doi.org/10.1027/1618-3169/a000213

Wilson R.A., Clark A. How to situate cognition: Letting nature take its course. In: The Cambridge handbook of situated cognition. New York, NY, US: Cambridge University Press, 2009, pp. 55–77. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511816826.004

Zajonc R.B., Pietromonaco P., Bargh J. Independence and Interaction of Affect and Cognition. In: M.S. Clark, S.T. Fiske (Eds.), Affect and Cognition. New York: Psychology Press, 1982, pp. 211–228.

Zender R., Knoth A.H., Fischer M.H., Lucke, U. Potentials of Virtual Reality as an Instrument for Research and Education. I-Com, 2019, 18(1), 3–15. doi:10.1515/icom-2018-0042. DOI: https://doi.org/10.1515/icom-2018-0042

Опубликован

31.10.2021

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Репликация эффектов интерактивного решения задач спичечной алгебры. (2021). Психологические исследования, 14(79). https://doi.org/10.54359/ps.v14i79.119