Взаимосвязь способов морального самооправдания личности со склонностью к риску в подростковом возрасте

Авторы

  • Сергей Молчанов
  • Ольга Алмазова
  • Николай Пряжников

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v13i74.162

Ключевые слова:

моральное развитие, механизмы морального самооправдания, склонность к риску, подростковый возраст

Аннотация

Проблема морального самооправдания подростками агрессивного поведения и кибербуллинга приобретает актуальность в условиях широкого распространения этих явлений в интернет-среде. В теоретической модели моральной свободы (А. Бандура) представлены механизмы морального самооправдания личности при нарушении моральных норм. Цель исследования – изучение механизмов морального самооправдания у подростков с различной степенью склонности к риску. Были использованы методики «Механизмы отчуждения моральной ответственности» С. Мур (в адаптации Я.А. Ледовой и др.) и «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (М. Цукерман). Выборку составили 411 подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Результаты: обнаружены предпочтения использования подростками механизмов морального самооправдания. Наиболее часто используются «дегуманизация жертвы», «атрибуция вины», «моральное самооправдание», реже всего – «оправдательное сравнение». Выделена эмпирическая типология подростков с разными приоритетами в использовании механизмов морального самооправдания («пассивные пользователи», «искажение образа жертвы», «активные пользователи»). Доказано, что степень активности морального самооправдания связана с представлением о допустимости кибербуллинга. «Активные пользователи» значимо чаще считают допустимым использование кибербуллинга, чем «пассивные пользователи». Изучена связь особенностей рискового поведения личности, в первую очередь нетерпимости к однообразию, с активностью использования морального самооправдания. Выявлены гендерные различия, свидетельствующие о большей выраженности использования механизмов морального самооправдания юношами по сравнению с девушками.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Сергей Молчанов
    Молчанов Сергей Владимирович. Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: s-molch2001@mail.ru
  • Ольга Алмазова
    Алмазова Ольга Викторовна. Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: almaz.arg@gmail.com
  • Николай Пряжников
    Пряжников Николай Сергеевич. Доктор педагогических наук, профессор, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: nsp-22@mail.ru

Библиографические ссылки

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Bandura A. Moral Disengagement: How People Do Harm and Live with Themselves. New York, NY:Worth, 2015.

Bandura A. Social cognitive theory of moral thought and action. In W.M. Kurtines, J.L. Gewirtz (Eds.), Handbook of moral behaviour and development, 1991, vol. 1, 45–103. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Bandura A., Barbaranelli C., Caprara G.V., Pastorelli C. Multifaceted Impact of Self-Efficacy Beliefs on Academic Functioning. Child Development, 1996, 67(3), 1206–1222. DOI: 10.2307/1131888. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.1996.tb01791.x

Belinskaya E.P., Tikhomandritskaya O.A. Sotsial'naya psikhologiya lichnosti. M.: Aspekt-Press, 2001. (in Russian)

Bronfenbrenner U. (Ed.). Making human beings human: Bioecological perspectives on human development. Sage Publications Ltd., 2015.

Eisenberg N., Morris A. The Origins and Social Significance of Empathy-Related Responding. A Review of Empathy and Moral Development: Implications for Caring and Justice by M. L. Hoffman. Social Justice Research, 2001, No 14, 95–120. https://doi.org/10.1023/A:1012579805721. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1012579805721

Eisenberg N. The development of prosocial behavior. Academic Press, 1982.

Eisenberg N., Eggum N.D., Di Giunta L. Empathy-related Responding: Associations with Prosocial Behavior, Aggression, and Intergroup Relations. Social Issues Policy Revue, 2010, 4(1), 143–180. DOI:10.1111/j.1751–2409.2010.01020.x. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1751-2409.2010.01020.x

Erikson E. Identichnost'. Yunost' i krizis. Flinta, MPSI, Progress, 2006. (in Russian)

Gilligan C. In A Different Voice: Psychological Theory and Women's Development, 1982.

Gini G., Pozzoli T., Hymel S. Moral disengagement among children and youth: A meta-analytic review of links to aggressive behavior. Aggressive Behavior, 2013, 40(1), 56–68. DOI: 10.1002/ab.21502. DOI: https://doi.org/10.1002/ab.21502

Higgins A. Moral education as an historical/political/social science. Journal of Moral Education, 1996, No 25, 57–66. https://doi.org/10.1080/0305724960250106. DOI: https://doi.org/10.1080/0305724960250106

Hoffman M.L. Empathy and Moral Development: Implications for Caring and Justice. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. https://doi.org/10.1017/CBO9780511805851. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511805851

Il'in E.P. Psikhologiya riska. SPb.: Piter, 2012. (in Russian)

Kavussanu M., Hatzigeorgiadis A., Elbe A.-M., Ring C. The moral disengagement in doping scale. Psychology of Sport and Exercise, 2016, No 24, 188–198. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2016.02.003. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2016.02.003

Kleiberg Yu. Deviantologiya: Khrestomatiya. M.: Rech', 2007. (in Russian)

Kohlberg L. The Philosophy of Moral Development: Moral Stages and the Idea of Justice. Harper & Row, 1981.

Krebs D.L., Denton K. Toward a more pragmatic approach to morality: a critical evaluation of Kohlberg’s model. Psychological Review, 2005, 112(3), 629–649. https://doi.org/10.1037/0033-295X.112.3.629. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295X.112.3.629

Kroger J., Martinussen M., Marcia J.E. Identity status change during adolescence and young adulthood: A meta-analysis. Journal of Adolescence, 2010, 33, 683–698. DOI: 10.1016/j.adolescence.2009.11.002. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2009.11.002

Ledovaya Ya.A., Tikhonov R.V., Bogolyubova O.N., Kazennaya E.V., Sorokina Yu.L. Otchuzhdenie moral'noĭ otvetstvennosti: psikhologicheskiĭ konstrukt i metody ego izmereniya // Vestnik SPbGU. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika, 2016, No. 4, 23–39. (in Russian) DOI: https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.402

Marcia J.E., Waterman A.S., Matteson D.R., ArcheкS.L., Orlofsky J.L. Ego Identity: A Handbook for Psychosocial Research Springer, New York, NY, 1993. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4613-8330-7

Molchanov S.V. Moral'noe samoopravdanie kak mif «moral'noi svobody» lichnosti // Natsi-onal'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2019, 3(35), 60–70. (in Russian)

Moore C. Moral disengagement. Current Opinion in Psychology. 2015, No 6, 199–204. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2015.07.018. DOI: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2015.07.018

Mudrik A.V. Sotsializatsiya cheloveka. 3-e izd. M.: MPSI, 2010. (in Russian)

Petrovskii V.A. Aktivnaya neadaptivnost' ili Chelovek nad situatsiei // V kn.: Metodolo-giya psikhologii: problemy i perspektivy / Pod obshch. red.: V.P. Zinchenko; nauch. red.: T.G. Shchedrina. M., SPb.: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2012, gl. 2, 305–362. (in Russian)

Piazhe Zh. Moral'noe suzhdenie u rebenka. M.: Akademicheskii proekt, 2019. (in Russian)

Podolskiy O. Investigating new Ways to Study Adolescent Moral Competence. Europe’s Journal of Psychology, 2005, 1(4). https://doi.org/10.5964/ejop.v1i4.380. DOI: https://doi.org/10.5964/ejop.v1i4.380

Rest J.R., Narvaez D., Bebeau M., Thoma S. Postconventional Moral Thinking: A Neo-Kohlbergian Approach. Mahweh, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1999. DOI: https://doi.org/10.4324/9781410603913

Rozhdestvenskaya N.A. Deviantnoe povedenie i osnovy ego profilaktiki u podrostkov. M.: Genezis, 2015. (in Russian)

Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Bezopasnost' podrostkov v Internete: riski, sovladanie i roditel'skaya mediatsiya// Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2014, 3(15), 39–51. (in Russian)

Turiel E. The Culture of Morality: Social Development, Context, and Conflict. Cambridge University Press, 2002. https://doi.org/10.1017/CBO9780511613500. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511613500

Voiskunskii A.E. Sotsial'naya pertseptsiya v sotsial'nykh setyakh // Vestnik Moskovskogo uni-versiteta. Seriya 14. Psikhologiya, 2014, No. 2, 90–104. (in Russian)

Wood J., Moir A., James M. Prisoners’ gang-related activity: the importance of bullying and moral disengagement. Psychology, Crime, Law, 2009, 15(6), 569–581. https://doi.org/10.1080/10683160802427786. DOI: https://doi.org/10.1080/10683160802427786

Zmanovskaya E.V. Deviantologiya (psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya). 3-e izd., M.: Izda-tel'skii tsentr «Akademiya», 2004. (in Russian)

Опубликован

31.12.2020

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Взаимосвязь способов морального самооправдания личности со склонностью к риску в подростковом возрасте . (2020). Психологические исследования, 13(74). https://doi.org/10.54359/ps.v13i74.162