Психологическая классификация русских пословиц и поговорок о практиках безопасности

Авторы

  • Татьяна Краснянская Московский гуманитарный университет, Москва, Россия
  • Валерий Тылец Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v17i96.1625

Аннотация

Овладение практиками безопасности – актуальный навык в условиях, когда воспроизводятся различные угрозы благополучию общества и каждого отдельного человека. По устойчивости можно выделить социокультурные практики безопасности, представленные в соответствующих предметных паремиях: пословицах и поговорках. Цель исследования – дифференцировать русские пословицы и поговорки о практиках безопасности по их ориентации на ведущий способ познания русскими и русскоговорящими реципиентами. Предполагалось, что пословицы и поговорки о практиках безопасности, соответствующие ведущему способу познания реципиента, воспринимаются им более полезными в жизни, чем прочие. Методами исследования выступили ассоциативный эксперимент, экспертная оценка, тестирование и субъективное ранжирование. Выборку образовали 100 человек в возрасте 19–20 лет – русские и русскоговорящие студенты ряда столичных и региональных вузов России. По итогам исследования был составлен массив пословиц и поговорок о практиках безопасности, используемых с большей или меньшей интенсивностью современными русскими и русскоговорящими респондентами студенческого возраста. Пословицы и поговорки о практиках безопасности можно разделить на четыре группы по их ориентации на ведущий способ познания возможных реципиентов: мышление, ощущения, эмоции и интуицию. Существует ряд лексических особенностей каждой группы пословиц и поговорок, позволяющих осуществить соответствующую дифференциацию данных предметных паремий. Оценка полезности в жизни пословиц и поговорок о практиках безопасности дается реципиентами с учетом доминирующего способа познания. Наиболее высокая оценка данных предметных пословиц и поговорок, ориентированных на мышление, принадлежит реципиентам мыслительного способа познания; ориентированных на ощущения – реципиентам сенсорного способа познания; ориентированных на эмоции – реципиентам чувственного способа познания; ориентированных на интуицию – реципиентам интуитивного способа познания. Исследование дает возможность использовать соответствующие предметные паремии в образовательных и воспитательных практиках, направленных на повышение субъектной компетентности в области безопасности. Выявленная связь этих паремий с психическими особенностями реципиентов открывает новый пласт междисциплинарного потенциала психологии безопасности.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Татьяна Краснянская, Московский гуманитарный университет, Москва, Россия

    Доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, социальной психологии и истории психологии, Московский гуманитарный университет (АНО ВО МосГУ), ул. Юности, д. 5, 111395 Москва, Россия.

  • Валерий Тылец, Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

    Доктор психологических наук, профессор кафедры фонетики и грамматики французского языка, Московский государственный лингвистический университет (ФГБОУ ВО МГЛУ), ул. Остоженка, д. 38, стр. 1, 119034 Москва, Россия.

Опубликован

11.10.2024

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования

Как цитировать

Краснянская, Т., & Тылец, В. (2024). Психологическая классификация русских пословиц и поговорок о практиках безопасности. Психологические исследования, 17(96), 6. https://doi.org/10.54359/ps.v17i96.1625

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)