Социальная транзитивность как фактор формирования ценностной структуры в юношеском возрасте

Авторы

  • Екатерина Дубовская
  • Мария Киселева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.270

Ключевые слова:

ценности, социальная транзитивность, социализация, юношеский период развития личности

Аннотация

Проблема юношеских ценностей, их формирования и содержания представляется одной из наиболее традиционных и остающейся актуальной проблемой. Ценности представляются очевидным проявлением пересечения регуляции поступков человека и окружающей его среды. То есть многочисленные и разнообразные представления, отражающие социальные представления различных групп, присваиваются индивидом и определяют его конкретные действия. Ценности формируются под влиянием усвоенного человеком социального опыта и проявляются в целях, идеях, убеждениях самой личности и задают вектор развития личности и содержательной стороне ее активности, определяя общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, придавая смысл и направленность его поведению и деятельности. Целью нашего исследования представляется изучение особенностей содержания ценностной структуры студентов Москвы и Петрозаводска. Эти регионы мы рассматривали как принципиально различающиеся по выраженности социальной транзитивности. В работе использовались методика С.Шварца для изучения ценностей, шкала восприятия социальной транзитивности и свободное эссе на тему «Современный мир: разнообразие и сходство людей». Полученные результаты показали как схожие по содержанию ценности студентов Москвы и Петрозаводска, так и специфические для этих регионов представления. Наиболее значимыми для москвичей стали такие ценностные блоки, как самостоятельность, достижения, гедонизм, безопасность, а также доброта. Для студентов из Петрозаводска значимы следующие ценности: самостоятельность, доброта, безопасность, конформность, стимулирование, достижения, традиции, гедонизм, универсализм, власть. В целом подтвердив предположение о роли транзитивности в процессе формирования ценностной структуры в юношеском возрасте, полученные данные позволили сформулировать направление дальнейших исследований в этой области.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Екатерина Дубовская
    Дубовская Екатерина Михайловна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия; ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии развития личности, факультет психологии, Московский государственный областной университет, ул. Радио, д. 10А, 105005 Москва, Россия. E-mail: dubovskaya13@gmail.com
  • Мария Киселева
    Киселева Мария Владимировна. Магистр, кафедра психологии развития личности, факультет психологии, Московский государственный областной университет, ул. Радио, д. 10А, 105005 Москва, Россия E-mail: 92masha.k@gmail.com

Библиографические ссылки

Demina I.A. Ph.D. dissertation (Psychology). Moscow, 1997. (in Russian)

Dubovskaya E.M. Psikhologicheskie issledovaniya, 2014, 7(36), 4. http://psystudy.ru (in Russian)

Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow: Progress, 1996. (in Russian)

Fel'dshtein D.I. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2010, 2(4), 6–11. (in Russian)

Khachatryan M.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2015, 8(41), 7. http://psystudy.ru (in Russian)

Kiseleva M.A. Master’s thesis (Psychology). Mosk. gos. oblast. universitet, Moscow, 2018. (in Russian)

Kon I.S. V poiskakh sebya. Lichnost' i ee samosoznanie [In search of yourself. Personality and self-awareness]. Moscow: Politizdat, 1984. (in Russian)

Kraig G. Psikhologiya razvitiya [Developmental psychology]. St. Petersburg: Piter, 2000. (in Russian)

Leontiev D.A. Vestnik Mosk. gos. universiteta, 1996, No. 4. (in Russian)

Livekhud B. Khod zhizni cheloveka. Psikhologiya vozrastnykh krizisov [The course of human life. Psychology of age crises]. Minsk: Kharvest, 2000. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Mid M. Kul'tura i mir detstva [Culture and the world of childhood]. Moscow: Nauka, 1988. (in Russian)

Molchanov S.V. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2005, Vol. 3, 33–42. (in Russian)

Petrovskii V.A. Chelovek nad situatsiei [Man over the situation]. Moscow: Smysl, 2010. (in Russian)

Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a uniwersal psychological structure of human values. Journal of Personality and Social Psychology, 1987, Vol. 53, 550–562. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.53.3.550

Schwartz S.H., Sagiv L. Identifying culture-specifics in the content and structure of values. Journal of Cross-Cultural Psychology, 1995, Vol. 26, 92–116. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022195261007

Tikhomandritskaya O.A. Ph.D. dissertation (Psychology). Mosk. gos. universitet. Moscow, 2000. (in Russian)

Zakharova A.V. Voprosy psikhologii, 1989, Vol. 1, 5–14. (in Russian)

Zhukov Yu.M. Tsennosti kak determinanty prinyatiya resheniya: sotsial'no-psikhologicheskii podkhod k probleme. Psikhologicheskie problemy regulyatsii sotsial'nogo povedeniya [Values as determinants of decision-making: a socio-psychological approach to the problem. Psychological problems of the regulation of social behavior]. Moscow: Nauka, 1976. (in Russian)

Опубликован

25.08.2018

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Социальная транзитивность как фактор формирования ценностной структуры в юношеском возрасте. (2018). Психологические исследования, 11(60). https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.270