Семантика понятий «уважение» и «уважение к родителям» у подростков и взрослых

Авторы

  • Александра Коновалова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i51.400

Ключевые слова:

уважение, уважение к родителям, семантика, детско-родительские отношения, подростки

Аннотация

Анализируется семантика понятий «уважение» и «уважение к родителям», сравниваются семантические профили данных понятий у старших подростков и взрослых. Приведен теоретический обзор представлений об уважении, показана недостаточная проработанность данного понятия и актуальность обращения к исследованию уважения к родителям. Представлены результаты эмпирического исследования семантики понятий «уважение» и «уважение к родителям» (N = 384), приводится сравнение результатов выборки подростков в возрасте от 14 до 18 лет (n = 164) и взрослых в возрасте от 22 до 70 лет (n = 220). Исследование проводилось с помощью методики «семантический дифференциал» (использованы 22 биполярные шкалы) и разработанной нами шкалы семантики понятия «уважение», содержащей 26 высказываний о возможных дефинициях и смысловой нагрузке понятия «уважение». Обработка результатов исследования проведена с помощью пакета SPSS Statistics, использованы следующие процедуры: описательные статистики, критерий знаковых рангов Уилкоксона, непараметрический критерий U Манна–Уитни, одновыборочный критерий Колмогорова–Смирнова, корреляция Спирмена, критерий адекватности выборки Кайзера–Мейера–Олкина, критерий сферичности Барлетта, факторный анализ (метод – анализ главных компонент, вращение – Варимакс, нормализация Кайзера). Выделены семантические универсалии понятий «уважение» и «уважение к родителям». Описаны различия в восприятии данных понятий подростками и взрослыми. По результатам исследования делаются выводы о более позитивном и согласованном отношении респондентов к понятию «уважение к родителям» по сравнению с понятием «уважение»; об отличии представлений подростков и взрослых о данных понятиях. Также в работе проанализированы представления старших подростков и взрослых о том, что является условиями становления уважения к родителям и содержанием данного понятия. Результаты факторного анализа позволили сделать вывод о том, что уважение к родителям трактуется как чувство уважения к родителям или предписанное уважительное поведение.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Александра Коновалова
    Коновалова Александра Михайловна. Специалист по учебно-методической работе 1-й категории, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия; ассистент, кафедра педагогики и медицинской психологии, факультет высшего сестринского образования и психолого-социальной работы, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова, ул. Достоевского, д. 2, стр. 2, 127473 Москва, Россия. E-mail: konovalovaam@gmail.com

Библиографические ссылки

Berne E. Seks v chelovecheskoi lyubvi. Moscow: EKSMO-Press, 2001. (Transl. of: Berne E. Sex in human loving. New York, NY: Simon Schuster, 1970.) (in Russian)

Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: Izbr. psikhol. tr. [Problems of forming of personality: Selected psychological works]. Voronezh: MODEK, 2001. (in Russian)

De Cremer D., Tyler T.R. Am I respected or not?: Inclusion and reputation as issues in group membership. Social Justice Research, 2005, 18(2), 121–152. doi:10.1007/s11211-005-7366-3 DOI: https://doi.org/10.1007/s11211-005-7366-3

DeLellis A.J. Clarifying the concept of respect: Implications for leadership. Journal of Leadership and Organizational Studies, 2000, 7(2), 35–49. doi: 10.1177/107179190000700203 DOI: https://doi.org/10.1177/107179190000700203

Feldshtein D.I. In.: D.I. Feldshtein (Ed.), Khrestomatiya po vozrastnoi psikhologii. [Reader in Developmental Psychology]. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1996. pp. 248–259. (in Russian)

Fiske S.T., Xu J., Cuddy A.J.C. Glick P. (Dis)respecting versus (dis)liking: Status interdependence predict ambivalent stereotypes of competence and warmth. Journal of Social Issues, 1999, 55(3), 473–489. doi:10.1111/0022-4537.00128 DOI: https://doi.org/10.1111/0022-4537.00128

Frei J.R., Shaver P.R. Respect in close relationships: Prototype definition, self-report assessment, and initial correlates. Personal Relationships, 2002, 9(2), 121–139. doi:10.1111/1475-6811.00008 DOI: https://doi.org/10.1111/1475-6811.00008

Fromm E. Chelovek dlya sebya: issledovanie psikhologicheskikh problem etiki. Minsk: Kollegium, 1992. (Transl. of: Fromm E. Man for himself. An inquiry into the psychology of ethics. New York, NY: Holt, Rinehart and Winston, 1964.) (in Russian)

Janoff-Bulman R., Sheikh S., Baldacci K.G. Mapping moral motives: Approach, avoidance, and political orientation. Journal of Experimental Social Psychology, 2008, 44(4), 1091–1099. doi:10.1016/j.jesp.2007.11.003 DOI: https://doi.org/10.1016/j.jesp.2007.11.003

Konovalova A.M., Zakharova E.I. In: Aktual'nye problemy psikhologii razvitiya: vozrastnoi, obrazovatel'nyi i semeinyi aspekty: K 40-letiyu kafedry vozrastnoi psikhologii.[Actual problems of developmental psychology: age, education and family aspects. To the 40th anniversary of the department of psychology]. Moscow: Mosk. gos. universitet, 2012. pp. 59-65. (in Russian)

Langdon S.W. Conceptualizations of respect: Qualitative and quantitative evidence of four (five) themes. The Journal of Psychology, 2007, 141(5), 469–484. doi:10.3200/jrlp.141.5.469-484 DOI: https://doi.org/10.3200/JRLP.141.5.469-484

Maslow A. Motivatsiya i lichnost'. St. Petersburg: Evraziya, 1999. (Transl. of: Maslow A.H. Motivation and Personality. 2nd ed. New York, NY: Harper and Row, 1970.) (in Russian)

Morrison B. School bullying and restorative justice: Toward a theoretical understanding of the role of respect, pride, and shame. Journal of Social Issues, 2006, 62(2), 371–392. doi:10.1111/j.1540-4560.2006.00455.x DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-4560.2006.00455.x

Pankova L.M. U poroga semeinoi zhizni. [At the threshold of family life: a book for teachers]. Moscow: Prosveshchenie, 1991. (in Russian)

Petrenko V.F. Osnovy psikhosemantiki. [Basics of psychosemantics]. St. Petersburg: Piter, 2005. (in Russian)

Petrenko V.F. Vvedenie v eksperimental'nuyu psikhosemantiku: issledovanie form reprezentatsii v obydennom soznanii. [Introduction to experimental psychosemantic: a study of representation forms in ordinary consciousness]. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1983. (in Russian)

Simon B., Stürmer S. In search of the active ingredient of respect: A closer look at the role of acceptance. European Journal of Social Psychology, 2005, 35(6), 809–818. doi:10.1002/ejsp.272 DOI: https://doi.org/10.1002/ejsp.272

Spivakovskaya A.S. Kak byt' roditelem. [How to be a parent]. Moscow: Pedagogika, 1995. (in Russian)

van Quaquebeke N., Henrich D.C., Eckloff T. It’s not tolerance I’m asking for, it’s respect! A conceptual framework. Gruppendynamik und Organisationsberatung, 2007, 38(2), 185–200. doi:10.1007/s11612-007-0015-6 DOI: https://doi.org/10.1007/s11612-007-0015-6

Werther A. An exploration of respect and its role in (transforming) conflict. PhD dissertation. University of Massachusetts, Amherst, 2010.

Опубликован

22.02.2017

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Коновалова, А. (2017). Семантика понятий «уважение» и «уважение к родителям» у подростков и взрослых. Психологические исследования, 10(51). https://doi.org/10.54359/ps.v10i51.400