Психофизиологический мониторинг экзаменационного стресса у школьников

Авторы

  • Светлана Костромина
  • Виктория Прокофьева
  • Дарья Гнедых
  • Мария Королева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v8i43.520

Ключевые слова:

экзаменационный стресс, психофизиологические стресс-маркеры, школьная тревожность, учебная продуктивность

Аннотация

Рассмотрены результаты психофизиологического исследования экзаменационного стресса у школьников в ситуации учебной деятельности. Апробирован новый психофизиологический метод телеметрической регистрации кардиоритмографии в классе, разработанный на основе трехкомпонентной модели экстремальных состояний c последовательным доминированием одной из трех стресс-реактивных систем. Выборку исследования составили 76 учащихся пятых классов. Средний возраст участников – 11,4 (σ = 0,48). Измерение уровня стресса проводилось в ситуации выполнения заданий без оценки и на оценку. Эмпирически показан неоднозначный характер взаимосвязи экзаменационного стресса и академических результатов: снижение качества выполнения контрольной работы при отсутствии физиологических стресс-реакций, деструктивный характер стресса при увеличении длительности его переживания, негативный эффект отсроченного влияния стресса на учебную продуктивность после контрольной работы на следующих этапах учебного процесса (решение заданий без оценки).

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Светлана Костромина
    Костромина Светлана Николаевна. Доктор психологических наук, профессор, доцент, кафедра психологии и педагогики личностного и профессионального развития, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская набережная, д. 7/9, 199034 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: lanank68@gmail.com
  • Виктория Прокофьева
    Прокофьева Виктория Валерьевна. Аспирант, лаборатория «Обучение и дидактика», Государственный университет Экс-Марсель (Aix-Marseille University), 32 rue Eugène Cas Marseille cedex 04, 13248 Марсель, Франция. E-mail : viktoria.prokofieva@yandex.com
  • Дарья Гнедых
    Гнедых Дарья Сергеевна. Аспирант, кафедра психологии и педагогики личностного и профессионального развития, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская набережная, д. 7/9, 199034 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: d.gnedyh@spbu.ru
  • Мария Королева
    Королева Мария Евгеньевна. Аспирант, кафедра психофизиологии, факультет социальных наук, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, пр. Гагарина, д. 23, 603950 Нижний Новгород, Россия. E-mail: marijacoroleva@yandex.ru

Библиографические ссылки

Bakhchina A.V., Parin S.B., Polevaya S.A. In: Shestaya mezhdunarodnaya konferentsiya po kognitivnoi nauke. Proceedings of the Conference, Kaliningrad, June 23–27, 2014. pp. 144–146. (in Russian)

Bandura A. Self-Efficacy Conception of Anxiety. Anxiety Research, 1988, 1(2), 77–98. DOI: https://doi.org/10.1080/10615808808248222

Boekaerts M. Being concerned with well-being and with learning. Educational Psychologist, 1993, 28(2), 149–167. DOI: https://doi.org/10.1207/s15326985ep2802_4

Bower G.H. Mood and memory. American Psychologist, 1981, 36(2), 129–148. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.36.2.129

Dai D.Y., Sternberg R.J., Mahwah N.J. (Ed.). Motivation, emotion, and cognition: Integrative perspectives on intellectual functioning and development. The educational psychology series. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2004. Vol. xiii. DOI: https://doi.org/10.4324/9781410610515

Davidson R.J. Anxiety and affective style: role of prefrontal cortex and amygdala. Biological Psychiatry, 2002, 51(1), 68–80. DOI: https://doi.org/10.1016/S0006-3223(01)01328-2

Dimitriev D.A., Dimitriev A.D., Karpenko Yu.D., Saperova E.V. Fiziologiya Cheloveka, 2008, 34(5), 89–96. (in Russian) DOI: https://doi.org/10.1134/S0362119708050101

Eskov V.M., Mishina E.A., Filatov M.A, Berestin K.N. Vestnik Novykh Meditsinskikh Tekhnologii, 2008, XV(3), 204–206. (in Russian)

Everson H.T., Smodlaka I., Tobias S. Exploring the relationship of test anxiety and metacognition on reading test performance: A cognitive analysis. Anxiety, Stress and Coping, 1994, 7(1), 85–96. DOI: https://doi.org/10.1080/10615809408248395

Fiedler К., Forgas J. Affect, cognition, and social behavior. Toronto, Canada: Hogrefe, 1988.

Forgas J.P. Mood and judgment: The affect infusion model (AIM). Psychological Bulletin, 1995, 117(1), 39–66. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.117.1.39

Fredrickson B.L., Levenson R.W. Positive emotions speed recovery from the cardiovascular sequelae of negative emotions. Cognition and Emotion, 1998, 12(2), 191–220. DOI: https://doi.org/10.1080/026999398379718

Grills-Taquechel A.E., Fletcher J.M, Vaughn S.R., Denton C.A., Taylor P. Anxiety and Inattention as Predictors of Achievement in Early Elementary School Children. Anxiety, Stress and Coping, 2013, 26(4), 391–410. DOI: https://doi.org/10.1080/10615806.2012.691969

Helms B.J., Gable R.K. School Situation Survey. Manual. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1989. DOI: https://doi.org/10.1037/t06495-000

Ialongo N., Edelsohn G., Werthamer-Larsson L., Crockett L., Sheppard K. The significance of self- reported anxious symptoms in first-grade children. Journal of Abnormal Child Psychology, 1994, 22(4), 441–455. DOI: https://doi.org/10.1007/BF02168084

Kaplan D.S., Liu R.X., Kaplan H.B. School related stress in early adolescence and academic performance three years later: the conditional influence of self expectations. Social Psychology of Education, 2005, 8(1), 3–17. DOI: https://doi.org/10.1007/s11218-004-3129-5

Karamova N.Ya. Aktual'nye Problemy Sovremennoi Nauki, 2009, No. 4, 274–278. (in Russian)

Liu Y., Lu Z. The Chinese High School Student’s Stress in the School and Academic Achievement. Educational Psychology, 2011, 31(1), 27–35. DOI: https://doi.org/10.1080/01443410.2010.513959

Malkova (Romitsyna) E.E. Psikhodiagnosticheskaya metodika mnogomernoi otsenki detskoi trevozhnosti: Posobie dlya vrachei i psikhologov. St. Petersburg: Rech', 2007. (in Russian)

Mashin V.A. The relationship of the slope of the heart rate graph regression with linear and nonlinear heart rate dynamics in stationary short-time series. Biophysics, 2006, 51(3), 471–479. DOI: https://doi.org/10.1134/S0006350906030213

Muzhichkova Yu.E., Mironova E.G. In: Ekonomicheskaya psikhologiya i povedencheskaya ekonomika v usloviyakh global'nykh sotsial'nykh i ekonomicheskikh izmenenii. Proceedings of the Conference, Moscow, November 17–24, 2014. pp. 207–211. (in Russian)

Parin S.B. Vestnik Novosibirskogo os. universiteta, 2008, 2(2), 118–135. (in Russian)

Parin S.B., Chernova M.A., Polevaya S.A. Izvestiya vuzov: Prikladnaya Nelineinaya Dinamika, 2011, 19(6), 65–73. (in Russian)

Petunova A.N., Alekseeva E.A., Ivanova I.K. Byulleten' VSTs SO RAMN, 2009, 2(66), 286–287. (in Russian)

Phillips B.N. School stress and anxiety: Theory, research and intervention. New York: Human Sciences, 1978.

Pivovarova E.A., Gorodnichev R.M. Fiziologiya Cheloveka, 2007, 33(4), 132–134. (in Russian) DOI: https://doi.org/10.1134/S0362119707040202

Plotnikov V.V. Gigiena Truda, 1983, No. 5, 48–50. (in Russian)

Polevaya S.A., Nekrasova M.M., Runova E.V., Bakhchina A.V., Gorbunova N.A., Bryantseva N.V., Kozhevnikov V.V., Shishalov I.S., Parin S.B. Meditsinskii Al'manakh, 2013, 2(26), 151–155. (in Russian)

Pukhnyak D.V., Mengalev A.N., Delyanov K.V., Patakhov P.P., Bondina V.M. Kubanskii Nauchnyi Meditsinskii Vestnik, 2009, 9(114), 110–116. (in Russian)

Runova E.V., Grigoreva V.N., Bakhchina A.V., Parin S.B., Shishalov I.S., Kozhevnikov V.V., Nekrasova M.M., Karatushina D.I., Grigoreva K.A., Polevaya S.A. Klinicheskaya Meditsina, 2013, 5(4), 69–77. (in Russian)

Sarason I.G. Introduction to the study of test anxiety. In: Test anxiety: Theory, research, and application. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates,1980. pp. 3–14.

Sarason I.G. Test anxiety, cognitive interference and performance. In: Aptitude, learning, and instruction, 1987. Vol. 3, pp. 131–142.

Sarason I.G., Sarason B.R. Test anxiety. In: Handbook of Social and Evaluation Anxiety. New York: Plenum Press, 1990. pp. 475– 495. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4899-2504-6_16

Selye H. The stress of life. New York: McGraw-Hill, 1956.

Selye H. Ocherki adaptatsionnogo sindroma. Moscow: Meditsina, 1960. (in Russian)

Shcherbatykh Yu.V. Vysshee Obrazovanie v Rossii, 2000, No. 3, 111–115. (in Russian)

Spielberger C.D. Test Anxiety Inventory (TAI). Palo Alto, Calif: Consulting Psychologists Press, 1980.

Taylor J. A personality scale of manifest anxiety. The Journal of Abnormal and Social Psychology, 1953, 48(2), 285–290. DOI: https://doi.org/10.1037/h0056264

Tkacheva V.I., Nadezhkina E.Yu., Filimonova O.S. Mezhdunarodnyi Studencheskii Nauchnyi Vestnik, 2015, No. 2, 121–122. (in Russian)

Viau R. L’état des recherches sur l’anxiété en contexte scolaire. Nouveaux cahiers de la recherche en education, 1995, 2(2), 375–398. DOI: https://doi.org/10.7202/1018209ar

Wigfield A., Jacquelynne S. Eccles. Test Anxiety in Elementary and Secondary School Students. Educational Psychologist, 1989, 24(2), 159–183. DOI: https://doi.org/10.1207/s15326985ep2402_3

Опубликован

26.10.2015

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Психофизиологический мониторинг экзаменационного стресса у школьников. (2015). Психологические исследования, 8(43). https://doi.org/10.54359/ps.v8i43.520