Модель психического как парадигма познания социального мира
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v7i36.613Ключевые слова:
модель психического, «чтение психического», задачи на неверное мнение, теория Пиаже, метакогнитивное развитие, психолингвистика, мозговые механизмы, современные тенденцииАннотация
Продемонстрирован научный потенциал парадигмы «Модель психического» и показано значение данной парадигмы для познания социального мира. Направление «Модель психического» возникло эволюционно на пересечении трех направлений: теории Ж.Пиаже, метакогнитивизма (развития метакогнитивных функций) и психолингвистики (развития понимания нарративов, эмоций и причин поведения персонажей, возможность понимания и употребления слов, обозначающих ментальные состояния). В настоящее время данное направление за тридцатилетнюю историю доказало свою продуктивность и высокий потенциал в изучении концептуализации социальных знаний и достижении социальной компетенции. Обобщаются результаты работ автора и ее сотрудников, которые демонстрируют уровневый характер развития модели психического, и соответствие возможностей усвоения социальных знаний и социальных воздействий достигнутому уровню. Проводится анализ современных тенденций развития парадигмы модели психического, где задачи изучения мозговых механизмов модели психического и создание инструмента измерения данной способности становятся актуальными и приоритетными.
Скачивания
Библиографические ссылки
Apperly I. Can theory of mind grow up? Mindreading in adult and its implication for the development and neuroscience of mindreading. In: S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, M.V. Lombordo (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013. pp. 72–92. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199692972.003.0005
Baillargeon R., Scott R., He Z. False-belief understanding in infants. Trend in Cognitive Science, 2010, 14(3), 110–118. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2009.12.006
Baron-Cohen S., Tager-Flusberg H., Lombordo M.V. (Eds.). Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199692972.001.0001
Blair J., White S.F. Social cognition in individuals with psychopathic tendencies. In: S. Baron-Cohen, H. Tager- Flusberg, M.V. Lombordo (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013. pp. 345–363. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199692972.003.0020
Flavell J.H. Development of children’s knowledge about the mental world. International Journal of Behavioral Development, 2000, 24(1), 15–23. DOI: https://doi.org/10.1080/016502500383421
Gelman S.A., Wellman H.M. Inside and essences: early understandings of non-obvious. Cognition, 1991, 38(3), 213–244. DOI: https://doi.org/10.1016/0010-0277(91)90007-Q
Gerasimova A.S., Sergienko E.A. Psikhologicheskii zhurnal, 2005, 26(1), 56–70. (in Russian)
Gopnik A., Capps L., Meltzoff A. Early theories of mind: what the theory theory can tell us about autism? In: S. Baron-Cohen., H. Tager-Flusberg, D.J. Cohen. (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2000. pp. 50–72.
Gotswamy U. Cognitive development. The learning brain. Hove: Psychological Press, 2008.
Keleman D. The scope of teleological thinking in preschool children. Cognition, 1999, 70(3), 241–272. DOI: https://doi.org/10.1016/S0010-0277(99)00010-4
Khachaturova A.V., Sergienko E.A. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2009, 6(2), 161–172. (in Russian)
Kolesnikova N.I., Sergienko E.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2010, 6(14), 4. http://psystudy.ru. (in Russian)
Obukhova L.F. In: L.F. Obukhova, G.V. Burmenskaya (Eds.), Jean Piaget: teoriya, eksperimenty, diskussii. Moscow: Gardariki. 2001. pp. 5–32. (in Russian)
Perner J., Stummer S., Doherty M. Theory of mind finds its Piagetian perspective: why understanding belief? Cognitive Development, 2002, 17(3), 1451–1472. DOI: https://doi.org/10.1016/S0885-2014(02)00127-2
Perry A., Shamay-Tsoory S. Understanding emotional and cognitive empathy:neuropsychological perspective. In: S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, M.V. Lombordo (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013. pp. 178–195. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199692972.003.0011
Piaget J. In: L.F. Obukhova, G.V. Burmenskaya (Eds.), Jean Piaget: teoriya, eksperimenty, diskussii. Moscow: Gardariki. 2001. pp. 106–157. (in Russian)
Pyers J., de Villiers P.A. Theory of Mind in deaf children: illuminating the relative roles of language and executive functioningin the development of social cognition. In: S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, M.V. Lombordo (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013. pp. 345–364. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199692972.003.0019
Sergienko E.A. Rannee kognitivnoe razvitie: novyi vzglyad. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2006. (in Russian)
Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psikhicheskogo v ontogeneze cheloveka. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2009. (in Russian)
Sergienko E.A., Talanova N.N., Lebedeva E.I. Televizionnaya reklama i deti. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2013. (in Russian)
Sodian B. 'Theory of Mind' – the case for conceptual development. In: W. Schneicler, R. SchurmannHengsteler, B. Sodian. (Eds.), Youngchildren’s cognitive development. Interrelations amongexecutive functiong, workingmemory, verbal ability and 'Theory of Mind'. Mahwah, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2005. pp. 95–131.
Southgate V. Tarly manifestation of mindreading . In: S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, M.V. Lombordo (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013. pp. 3–19.
Stein N.L., Trabasso T. What’s in a story: critical issue in comprehension and instruction. In: R. Glaser (Ed.), Advances in instructional psychology. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Association, 1982. Vol. 2, pp. 213–267.
Tarullo A.R., Gunnar M.C., Gunnar M.R. Atypical EEG power correlations with indiscriminately friendly behavior in internationally adopted children. Developmental Psychology, 2011, 47(2), 417–431. DOI: https://doi.org/10.1037/a0021363
Wellman H.M., Johnson C.N. Understanding of mental processes: a developmental study of 'remember' and 'forget'. Child Development, 1979, No. 50, 79–80. DOI: https://doi.org/10.2307/1129044
Wellman H.M., Peterson C.C. Theory of mind,development and deafness. In: S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, M.V. Lombordo (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013. pp. 51–71. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199692972.003.0004
Znakov V.V. Psikhologiya ponimaniya. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2005. (in Russian)