Взаимосвязь регуляторных, интеллектуальных и когнитивных особенностей учащихся с математической успешностью

Авторы

  • Варвара Моросанова
  • Татьяна Фомина
  • Юлия Ковас

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i34.636

Ключевые слова:

осознанная саморегуляция, интеллект, когнитивные особенности, математическая успешность, учебные достижения

Аннотация

Анализируется перспектива изучения взаимосвязи регуляторных и когнитивных особенностей с математической успешностью школьников. Рассматривается роль осознанной саморегуляции в обеспечении успешности учебной деятельности в целом. Представлены данные исследования вклада осознанной саморегуляции учебной деятельности в различные виды математической успешности учащихся девятых классов (N = 171). Проведен сравнительный анализ регуляторных и когнитивных предикторов различных видов математической успешности. Показано, что наряду с когнитивными характеристиками регуляторные особенности выступают значимым фактором математической успешности школьников.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Варвара Моросанова
    Моросанова Варвара Ильинична. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. Е-mail: morosanova@mail.ru.
  • Татьяна Фомина
    Фомина Татьяна Геннадьевна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. Е-mail: tanafomina@mail.ru.
  • Юлия Ковас
    Ковас Юлия Владимировна. Доктор психологических наук, директор Международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении, Голдсмитс, Университет Лондона, Лондон SE14 6NW, Великобритания; директор лаборатории когнитивных исследований и психогенетики, Томский государственный университет, пр. Ленина, д. 36, 634050 Томск, Россия. Е-mail: kovas@gold.ac.uk

Библиографические ссылки

Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change. In: R.F. Baumeister (Ed.), The self in social psychology. Philadelphia, PA: Psychology Press, 1999. pp. 285–298.

Baumeister R.F., Exline J.J. Self-control, morality, and human strength. Journal of Social and Clinical Psychology, 2000, 19(1), 29–42. DOI: https://doi.org/10.1521/jscp.2000.19.1.29

Carver C.S., Scheier M.F. On the self-regulation of behavior. New York: Cambridge University Press, 1998. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9781139174794

Deci E.L., Ryan R.M. The 'what' and 'why' of goal pursuits: Human needs and the self-determination perspective. Psychological Inquiry, 2000, 11(4), 227–268. DOI: https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1104_01

Dehaene S., Dupoux E., Mehler J. Is Numerical Comparison Digital? Analogical and Symbolic Effects in Two-digit Number Comparison. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 1990, 16(3), 626–641. DOI: https://doi.org/10.1037/0096-1523.16.3.626

Gordeeva T.O., Osin E.N. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012, 5(24), 4. http://psystudy.ru(in Russian, abstr. In English)

Kochergina E.V., Nai Dzh.V.K., Orel E.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2013, 6(27), 4. http://psystudy.ru (in Russian, abstr. in English)

Kruglova N.F. Ekspress-diagnostika i korrektsiya regulyatorno-kognitivnoi struktury uchebnoi deyatel'nosti u podrostkov. Moscow: Flinta, 2000.(in Russian)

Kruglova N.F. In: V.I. Morosanova (Red.), Lichnostnye i kognitivnye aspekty samoregulyatsii deyatel'nosti cheloveka. Moscow: Psychological Institute RAO, 2006. pp. 204–234. (in Russian)

Kuhl J. A functional-design approach to motivation and self-regulation: The dynamics of personality systems interactions. In: M. Boekaerts, P.R. Pintrich, M. Zeidner (Eds.), Handbook of self-regulation. San Diego: Academic Press, 2000. pp. 111–169. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-012109890-2/50034-2

Matthews G., Zeidner M. Emotional intelligence, adaptation to stressful en-counters, and health outcomes. In: R. Bar-On, J.D.A. Parker (Eds.), Handbook of emotional intelligence. New York: Jossey-Bass, 2000. pp. 459–489.

Morosanova V.I. Mir psikhologii, 2013, No. 2, 189–200. (in Russian)

Morosanova V.I. Samoregulyatsiya i individual'nost' cheloveka. Moscow: Nauka, 2010.(in Russian)

Morosanova V.I. Voprosy psikhologii, 2011, No. 3, 106–118. (in Russian)

Morosanova V.I., Filippova E.V. Vestnik RUDN. Seriya Psikhologiya i pedagogika, 2009, No. 4, 37–43. (in Russian)

Morosanova V.I., Tsyganov I.Yu., Vanin A.V., Filippova E.V. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012, 5(24), 5. http://psystudy.ru. (in Russian, abstr. In English)

Morosanova V.I., Vanin A.V., Tsyganov I.Yu. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya, 2011, 4(1), 48–61. (in Russian)

Siegler R.S., Opfer J.E. The Development of Numerical Estimation: Evidence for Multiple Representations of Numerical Quantity. Psychological Science, 2003, 14(3), 237–243. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9280.02438

Tikhomirova T.N., Kovas Yu.V. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2012, No. 2, 237–244. (in Russian)

Zimmerman B.J. A Social Cognitive View of Self-Regulated Academic Learning. Journal of Educational Psychology, 1989, 81(3), 329–339. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-0663.81.3.329

Zyryanova N.M., Chertkova Yu.D. Psikhologicheskie issledovaniya, 2011, 5(19). http://psystudy.ru (in Russian, abstr. in English)

Опубликован

24.04.2014

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Взаимосвязь регуляторных, интеллектуальных и когнитивных особенностей учащихся с математической успешностью. (2014). Психологические исследования, 7(34). https://doi.org/10.54359/ps.v7i34.636