Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

Гармаева Т.В. Особенности этнической идентичности младших школьников и подростков, проживающих в мегаполисе

English version: Garmaeva T.V. Ethnic identity peculiarities in primary schoolers and teenagers of different nationalities who live in a megacity
Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия

Сведения об авторе
Литература
Ссылка для цитирования

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей личностной и этнической идентичности младших школьников и подростков, проживающих в мегаполисе (Москва)в условиях тесного межэтнического и поликультурного взаимодействия. Обследованы дети разных национальностей, в том числе русские, армяне, грузины, татары, азербайджанцы, абхазы, украинцы, евреи. Показано, что на осознание своей этнической принадлежности и идентификацию с определенной этнической группой влияют семейные ценности и этнокультурные нормы, а также межэтническое взаимодействие со сверстниками.

Ключевые слова: социализация, этническая идентичность, этнокультурное взаимодействие, культурные нормы и ценности, стереотипы восприятия и поведения

 

В современной психологической науке и практике отмечается все возрастающий интерес к проблемам социализации людей разного возраста, профессиональной деятельности, социального статуса. Этот интерес во многом определяется тем, что в настоящее время российское общество сталкивается с проблемой социально-психологической адаптации к реальным условиям постоянно меняющейся общественной жизни, что невозможно без выработки собственных ценностных ориентаций. В то же время интенсивные и кардинальные социально-экономические, политические и социокультурные изменения, произошедшие в последние десятилетия в нашей стране, привели к существенной трансформации приоритетов и ценностей в общественном сознании, в сфере культуры и образования, затрудняя социализацию молодого поколения.

Наиболее актуально и остро данная проблема обозначается в больших городах и мегаполисах. Меняющиеся социально-экономические условия в первую очередь отражаются на жителях мегаполисов не только по причине высокой численности населения, но и в связи с его разнородностью по социальному положению, экономическому достатку, уровню образования, сфере интересов и этнокультурной вариативности. Нередко именно эти различия становятся отягощающим фактором позитивного и плодотворного взаимодействия людей, в том числе поликультурного, межэтнического восприятия и общения.

Проблема межэтнических отношений затрагивает не только мир взрослых, но и детей, подростков и молодежи, так как именно в детском и подростковом возрасте начинает формироваться отношение к своей и к другим этническим группам. Очевидно и то, что наиболее остро духовный кризис отражается на подростках, вынужденных формировать и отстаивать собственные приоритеты и ценности в своеобразном нравственном вакууме по причине их всеобщей переоценки. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на их личностном развитии, определяя остроту и значимость изучения психологических закономерностей становления у подростков этнической идентичности как необходимого условия организации процесса межэтнического взаимодействия и социализации в целом.

Этническая социализация и ее становление

Г.Г.Шпет определяет этническую идентичность как психологическую категорию и составную часть социальной идентичности личности. Она выступает, в первую очередь, ре­зультатом когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, отождествле­ния себя с ним и отделения от других этносов. Шпет также рассматривал этни­ческую идентичность как переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других [Шпет, 1996].

В современной науке этническую идентичность структурно представляют как единство двух основных компонентов – когнитивного (знания, пред­ставления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих призна­ков) и аффективного (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). Авторы указывают на выделение в структуре идентичности также и поведенческого компонента, который позволяет членам группы выстраивать систему отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях [Дробижева и др., 1996].

По мнению Т.Г.Стефаненко, спорным также остается вопрос о природе этнической идентичности – либо её конструировании, либо исконности, естественности [Стефаненко, 1999]. Отмечается и возможность признания единой «идентичности» как чувства целостности (в первую очередь на эмоциональном и физическом уровнях). В целом идентичность является ощущением тождества, возникающим из осознания неизменности, постоянства и неотъемлемости идентификаций, происходящих в процессе самокатегоризации. Изменчивость этнической идентичности выступает следствием ситуативности этнической самокатегоризации.

В качестве одной из особенностей этнической идентичности Г.У.Солдатова отмечает мифологичность, так как «её главная опора – идея или миф об общей культуре, происхождении, истории» [Солдатова, 1998, с. 48].

Различные подходы и концепции современных исследований этнокультурной вариативности социализации охватывают широкий спектр изучаемых проблем [Романова, 1994; Солдатова, 1998; Ильин, 2003]. Среди них: изучение средств, методов социализации и специфических способов освоения детьми культуры своего народа в процессе воспитания и непосредственного взаимодействия; сравнение условий различных социокультурных сред, обусловливающих ценности, идеалы, стереотипы поведения детей и подростков. Е.И.Дворникова отмечает, что проблема этнической социализации и формирования идентичности решается как проблема социализации детей и подростков преимущественно в условиях традиционных этнических культур. При этом особый интерес вызывают трансформационные процессы, происходящие в этническом сознании и самосознании подростков и молодежи [Дворникова, 2007]. Автор указывает на то, что социальный феномен вхождения индивида в этнокультурное пространство в условиях современного трансформирующегося общества необходимо исследовать как в теоретическом, так и в эмпирическом плане.

В данном случае речь идет об этнической социализации как процессе развития и саморазвития личности в ходе усвоения этносоциальных ролей и культуры межэтнических отношений, результатом чего является этнокультурная компетентность. Формирование множественной и многоуровневой идентичности личности, которая способствует конструктивному функционированию этничности в жизни индивида и общества, является одной из важнейших мировоззренческих задач этнической социализации. Иными словами, для этнической социализации необходимо формирование позитивной этнической идентичности и толерантного этнического взаимодействия по принципу диалога культур.

Этническая социализация выполняет ряд существенных функций: регулятивную, информационную, психологическую, инструментальную, мотивационную. Она формирует единую символическую среду, систематизируя воспринимаемую индивидом информацию и фильтруя её с точки зрения общепринятых культурных ценностей и идеалов.

О.Е.Хухлаев выделяет два аспекта существования этнической идентичности. Во-первых, она существует как идеологический феномен, интрапсихическим коррелятом которого является процесс самокатегоризации и обретение идентификации в ответ на социальную активность «этнического» характера. Во-вторых, она проявляется как психологический феномен, основанный на потребности в «безусловной» идентичности как ощущении своего «исконного» места в окружающем мире.

В исследовании Р.Р.Исхакова (2000) показано, что постепенный процесс социализации и возможность рефлексивного восприятия мира вокруг себя обусловливает этапы становления этнической идентичности.

Идентичность может иметь как негативный, так и позитивный эмоциональный фон. Однако показано, что более взрослые дети проявляют большую вариативность конформного поведения, имея представление о социально желательных ответах. Важным результатом перехода этнической идентичности из диффузно-размытой в реально-реализованную является формирование в подростковом возрасте эмоционально-оценочного сознания принадлежности к этнической общности. Со временем человек может переосмыслить роль этнической принадлежности в своей жизни, поэтому формирование этнической идентичности не прекращается в подростковом возрасте.

Эмпирическое исследование этнической социализации

Выбор младших школьников и подростков в качестве объекта эмпирического исследования не является случайным, так как, по данным опросов, наиболее активно выражают свою этническую неприязнь младшие слои населения [Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков, 2001]. Причиной этого нередко выступают происходящие социализационные отклонения, препятствующие сохранению и воспроизводству детских конструктивных социальных связей и отношений, ценностей и норм. Осваивая поликультурное поле современной России, подростки вербально признают ценность и значимость отечественной этнической истории и культуры. Но на практике демонстрируют низкий уровень их воспроизводства, в то время как этническая социализация сегодня предполагает осознанную этническую идентификацию наряду с принятием этнической культуры.

В проведенном эмпирическом исследовании была поставлена цель – изучить особенности протекания этнической социализации младших школьников и подростков, проживающих в мегаполисе. В процесс исследования определялись содержание и характер «образов Я» и «образов Другого», а также наличие и особенности этнических стереотипов. Мы предположили, что уровень развития этнической идентичности будет несколько выше у представителей других национальностей по сравнению с русскими младшими школьниками и подростками. Фактами, определяющими этническую идентичность представителей национальных меньшинств, являются в первую очередь семья, семейные ценности и приоритеты, транслируемые этнической группой в целом. Для русской выборе ведущим фактором является общение со сверстниками и общекультурные идеалы.

Выборка и методы исследования

Для проверки данного предположения нами на базах средних общеобразовательных школ г. Москвы в период с сентября 2008 по март 2009 г. было осуществлено эмпирическое исследование. Выборку испытуемых составили 40 детей младшего школьного возраста (ученики 2–3-х классов, далее – МШВ,) и 40 подростков (учащиеся 6–7-х классов) разных национальностей. Среди них: русские, армяне, грузины, татары, азербайджанцы, абхазцы, украинцы, евреи.

Методами сбора эмпирических данных выступили: модифицированный тест М.Куна и Т.Макпартленда «Кто Я?», проективная рисуночная методика «Я и другие», методика Д.Кац и К.Брейли «Приписывание качеств» и опросники на осознание этнической принадлежности и этапов этнической идентичности. Первоначально с испытуемыми была проведена работа на выявление особенностей их личностной и этнической идентичности, а затем определялись содержание и качество их представлений о Других.

Результаты и их обсуждение

Анализ порядка ответов испытуемых обеих возрастных групп на вопрос «Кто Я?» подтвердил общую тенденцию возрастного развития содержания самоидентификации. В большинстве случаев респонденты склонны первоначально называть объективные характеристики (определенные социальным статусом и группой), а затем субъективные (оценка себя и личностных качеств, интересы, увлечения, желания т.п.). Однако групповые результаты показали разное процентное соотношение данных параметров. Так, в младшем школьном возрасте дети в среднем дают 4–7 определений для самокатегоризации, в числе которых преобладают субъективные характеристики (71,7%). У подростков при увеличении общего числа параметров самокатегоризации (5–13) отмечается количественное доминирование объективных характеристик (82%).

Среди субъективных характеристик испытуемые обеих выборок чаще всего обозначают личностные качества (добрый, искренний, ленивый, вежливый, веселый, храбрый и т.п.), физические признаки (сильный, красивый и т.д.), интеллектуальные качества и способности. При этом с возрастом увеличивается число характеристик интеллектуального порядка, а также связанных с коммуникацией и взаимодействием с другими.

Что касается социальных характеристик, то отмечены семейные, социальные, гендерные и возрастные роли. Встречаются и объективные характеристики, отражающие место проживания (5% в МШВ и 15% в подростковом), гражданство – «гражданин РФ» – только у подростков (32,5%) и национальность (10% в МШВ и 35% в подростковом; далее проценты указываются в том же порядке, без указания возрастных групп). Национальность преимущественно указывали в обеих выборках дети и подростки нерусских этнических групп (7,5% в и 27,5%), хотя было и небольшое количество русских, указавших свою национальную принадлежность.

По данным качественного анализа категорий самоидентификации испытуемых можно увидеть, что, в отличие от испытуемых русской национальности, представители других национальностей часто указывают семейный статус (13,7% в и 28%) и гендерные характеристики (15,4% и 11,4%); преимущественно указывают личностные качества (34% и 12%) и физические признаки (6,7% и 4,5%).

Результаты опроса испытуемых по вопросу об осознании своей этнической принадлежности ярко иллюстрируют, что многие дети младшего школьного возраста русской национальности, а точнее 55% из них, не знают, какой они национальности. На вопрос «К какой национальности ты себя относишь?» они отвечали «Я не знаю»; на вопрос «Во сколько лет ты впервые задумался о своей национальности?» были ответы «Я еще об этом не задумывался» и т.п. Дети другой выборки лучше знают свою национальную принадлежность и вербально её обозначают (85%). Из подростковой выборки 90% русских и 95% детей других национальностей знают о своей этнической принадлежности.

Отвечая на вопрос о том, в каком возрасте вы задумались о своей национальности, некоторые из испытуемых отвечали, что с «самого рождения» (девочка армянка), «рано, в 4 года» (мальчик грузинской национальности). У большинства детей другой (не русской) национальности пик пришелся на возраст от 3 лет до 5.

Полученные данные показали, что испытуемые русской национальности позже начинают задумываться о своей национальности. Многие из младших школьников отвечали, что «недавно»: пик осознания своей национальности для данной группы пришелся на возраст от 6 лет и старше.

Большинство испытуемых русской национальности (52,5%) отвечали, что они никогда не забывают о своей национальности, объясняя это по-разному. Но были и общие тенденции объяснений типа: «Потому что я люблю Россию и русский народ» или «Русские – лучше всех». То есть можно предположить, что, хотя в вербальном плане существуют этническая идентичность и чувство гордости за свой народ, в эмоциональном плане эти качества сформированы недостаточно.

Большинство испытуемых других национальностей также испытывают чувство гордости за принадлежность к той или иной этнической группе и не поменяли бы национальность или веру. Об этом говорит процент ответов на вопрос «Я никогда не забываю о своей национальности» (55%). Но объяснения ответов были иного типа. Говорили, что просто важно знать о своей национальности и никогда не забывать, а некоторые опрошенные отвечали, что испытывают гордость, не объясняя причин. В то же время эмоциональная насыщенность этих ответов была выше, чем у русских детей.

На втором этапе исследования нами было выявлено, что входит в содержание «образа Других» у испытуемых, какие личностные качества они приписывают представителям своей национальности и в чем заключаются стереотипные представления о представителях других этнических групп. Проведение проективной методики «Я и Другие» позволило определить характер «образа Я» испытуемых, «образа Другого» и их социального Я.

Было выявлено, что 50% детей младшего школьного возраста всех охваченных экспериментом национальностей на рисунке «Я и другие» изображают семью, 35% – сверстников (в основном это друзья и одноклассники). Были также дети, не желающие изображать на рисунке никого, кроме себя (15%). В этой же группе встречались и такие рисунки, где ребенок рисует семью, на которой никого не видно, кроме него самого, вследствие прикрывающих деталей.

Большинство русских детей начинали рисунок с рисования себя, что говорит о высокой значимости своей роли. Дети русской национальности также изображали себя и других людейна одинаковом уровне, что свидетельствует об отсутствии чувства превосходства.

Анализ рисунков проиллюстрировал, что испытуемые других национальностей гораздо чаще изображают на рисунке «Я и другие» семью, включая бабушек, дедушек, сестер и братьев (60%). Этот факт явно связан с транслируемыми близкими взрослыми семейными ценностями и приоритетами. При этом большинство этих детей рисовали первым отца или мать, но не себя.

В рисунках, где дети изображали себя в окружении родителей (40%), было замечено, что большинство рисовали от самого младшего (и по возрасту, и по росту) к самому старшему, главному (глава семьи, в частых случаях это отец). Русские дети младшего школьного возраста чаще изображают друзей-сверстников (40%), нежели дети второй выборки (30%).

Что касается испытуемых подросткового возраста, то в их рисунках к перечисленным видам добавилось небольшое количество изображений с представителями разных этнических групп (15%). Данные рисунки были только в группе подростков нерусских национальностей.

В целом у подростков увеличился процент рисунков с изображением сверстников и друзей на рисунках (40%), а также изображением себя в одиночестве (20%). Семья продолжает занимать определенное место преимущественно в рисунках подростков нерусских национальностей.

При анализе результатов методики Д.Кац и К.Брейли «Приписывание качеств» было выявлено, что испытуемые русской национальности преимущественно приписывают себе такие личностные качества: дружелюбность, трудолюбие, вежливость, добросовестность, энергичность. А испытуемые других национальностей приписывают себе такие качества: дружелюбность, вежливость, гордость, сила, серьезность, энергичность.

Таким образом, у проживающих в мегаполисе младших школьников и подростков нерусских национальностей этническая идентичность начинает формироваться намного раньше и носит более выраженный характер, будучи детерминированной преимущественно семейными ценностями и традициями. Испытуемые русской национальности, несмотря на проживание в полиэтнической среде мегаполиса, начинают задумываться о своей этнической принадлежности сравнительно позже: зачастую вербально её не обозначают и реже используют национальный признак в качестве параметра для самоидентификации. Одним из факторов её формирования у этой группы детей становится общение со сверстниками и друзьями других национальностей, нередко носящее межэтнический характер.

Исследование выполнено при поддрежке Российского гуманитарного научного фонда, проект 07-06-00333а «Проблема социализации детей и подростков в условиях кардинальных изменений, происходящих в современном российском обществе».


Литература

Дворникова Е.И. Культура. Идентичность. Толерантность: монография / науч. ред. Л.Л.Редько. М.: Илекса, 2007. 320 с.

Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996. 382 с.

Ильин В.А. Социально-психологические особенности российской идентичности и тенденции ее трансформации в современных условиях реформирования общества: дис. … канд. психол. наук. М., 2003. 177 с.

Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков / под. ред. М.Барретта, Т.Рязановой, М.Воловиковой. М.: Изд-во ИП РАН, 2001. 196 с.

Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1994. 20 с.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 386 с.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник. М.: Изд-во ИП РАН: Академический проект, 1999. 320 с.

Шпет Г.Г. Психология социального бытия : избр. психол. тр. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж : МОДЭК, 1996. 493 с.

Поступила в редакцию 4 октября 2009 г. Дата публикации: 30 апреля 2010 г.

Сведения об авторе

Гармаева Татьяна Владимировна. Кандидат психологических наук, научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Ссылка для цитирования

Гармаева Т.В. Особенности этнической идентичности младших школьников и подростков, проживающих в мегаполисе [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 2(10). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.20гг). 0421000116/0015.
[Последние цифры – номер госрегистрации статьи в реестре ФГУП НТЦ "Информрегистр".]

К началу страницы >>