Фрактально-аналитические исследования в психологии: особенности восприятия самоподобных объектов

Авторы

  • Светлана Пьянкова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i46.484

Ключевые слова:

фрактал, фрактальная размерность, эстетические предпочтения, фрактальность природы, самоорганизация, биофилия

Аннотация

Предлагается выделить два основных направления изучения фрактальности психологических феноменов: изучение особенностей восприятия фрактальных объектов; анализ фрактальных особенностей психологического функционирования, в том числе сложных социальных взаимодействий. Рассматриваются эмпирические исследования восприятия фракталов естественного и искусственного происхождения. Основные результаты таких исследований: обнаружение взаимосвязей оценок эстетической привлекательности и сложности с фрактальной размерностью, универсальности эстетических предпочтений, психофизиологических коррелятов восприятия фрактальных объектов. В ряде исследований описываются индивидуальные различия при восприятии фракталов и взаимосвязи с некоторыми психологическими и социально-демографическими характеристиками. Отмечается, что окружающие человека природа и искусственная среда, а также структурно-функциональная организация человека на разных уровнях обладают фрактальными свойствами. Обосновывается общий вывод: в процессе эволюции возникновение фрактальных особенностей психологических феноменов выступало важнейшим механизмом адаптации к среде

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Светлана Пьянкова

Пьянкова Светлана Дмитриевна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: spyank@mail.ru

Литература

Abraham F.D., Sprott J.C., Mitina O., Osorio M., Dequito E. A., Pinili J.M. Judgments of time, aesthetics, and complexity as a function of the fractal dimension of images formed by chaotic attractors. 2003. http://www.blueberry-brain.org/silliman/JEM%20ms2.htm

Aks D.J., Sprott J.C. Quantifying aesthetic preference for chaotic patterns. Empirical Studies of the Arts, 1996, 14(1), 1–16. doi:10.2190/6V31-7M9R-T9L5-CDG9

Bak P. How nature works: The science of self-organized criticality. New York: Copernicus, 1996.

Birbaumer N., Lutzenberger W., Rau H., Braun C., Mayer-Kress G. Perception of music and dimensional complexity of brain activity. International Journal of Bifurcation and Chaos, 1996, 06(02), 267–278. doi:10.1142/S0218127496000047

Burkle-Elizondo G., Valdéz-Cepeda R. D. Fractal analysis of mesoamerican pyramids. Nonlinear Dynamics, Psychology, and Life Sciences, 2006, 10(1), 105–122.

Cutting J.E., DeLong J.E., Nothelfer, C.E. Attention and the evolution of Hollywood film. Psychological Science, 2010, 21(3), 432–439. doi:10.1177/0956797610361679

Eglash R. African Fractals: Modern Computing and Indigenous Design. New Brunswick: Rutgers University Press, 1999.

Evin I.A. Iskusstvo i fraktaly. Voprosy kul'turologii, 2009, No. 6, 34–37.

Evin I.A. Iskusstvo i sinergetika. Moscow: Editorial URSS, 2004.

Fromm E. The anatomy of human destructiveness. New York: Holt, 1973.

Goldberger A.L. Fractals and the birth of Gothic: reflections on the biologic basis of creativity. Molecular Psychiatry. 1996, 1(2), 99–104.

Hagerhall C.M., Purcell T., Taylor R. Fractal dimension of landscape silhouette outlines as a predictor of landscape preference. Journal of Environmental Psychology, 2004, 24(2), 247–255.

Iannaccone P.M., Khokha M. (Eds.). Fractal geometry in biological systems: An analytical approach. New York: CRC Press, 1995.

Joye Y. Some reflections on the relevance of fractals for art therapy. The Arts in Psychotherapy, 2006, 33(2), 143–147.

Joye, Y. Architectural lessons from environmental psychology: The case of biophilic architecture. Review of General Psychology, 2007a,11(4), 305 –328.

Joye, Y. A tentative argument for the inclusion of nature-based forms in architecture. Unpublished doctoral dissertation, Ghent University, Ghent, Belgium, 2007b.

Joye, Y. Fractal architecture could be good for you. Nexus Network Journal, 2007c, 9(2), 311–320. doi:10.1007/s00004-007-0045-y

Kenkel N.C., Walker D.J. Fractals in the biological sciences. Coenoses, 1996, 11(2), 77–100.

Losa G.A. The fractal geometry of life. Rivista Di Biologia, 2009, 102(1), 29–59.

Mandelbrot B.B. The fractal geometry of nature. New York: Freeman, 1982.

Mitina O.V., Abraham F.D. The use of fractals for the study of the psychology of perception: psychophysics and personality factors, a brief report. International Journal of Modern Physics C, 2003, 14(08), 1047–1060. doi:10.1142/S0129183103005182

Patel A.D., Balaban E. Temporal patterns of human cortical activity reflect tone sequence structure. Nature, 2000, 404(6773), 80–84. doi:10.1038/35003577

Peitgen H.-O., Richter P. The Beauty of fractals. Heidelberg: Springer-Verlag, 1986.

Rian I.M., Sassone M. Tree-inspired dendriforms and fractal-like branching structures in architecture: A brief historical overview. Frontiers of Architectural Research, 2014, 3(3), 298–323. doi:10.1016/j.foar.2014.03.006

Richards R. A new aesthetic for environmental awareness: Chaos theory, the beauty of nature, and our broader humanistic view. Journal of Humanistic Psychology, 2001, 41(2), 59–95.

Ro W., Kwon Y. 1/f Noise analysis of songs in various genre of music. Chaos Solitons and Fractals, 2009, 42(4), 2305–2311.

Salingaros N.A. Fractal art and architecture reduce physiological stress. Journal of Biourbanism, 2012, 2(2), 11–28.

Spehar B., Clifford C.W.G., Newell B.R., Taylor R.P. Universal aesthetic of fractals. Computers and Graphics, 2003, 27(5), 813–820. doi:10.1016/S0097-8493(03)00154-7

Spehar B., Wong S., van de Klundert, S., Lui J., Clifford C.W.G., Taylor R.P. Beauty and the beholder: the role of visual sensitivity in visual preference. Frontiers in Human Neuroscience, 2015, 9(00514). doi:10.3389/fnhum.2015.00514

Sprott J.C. Strange attractors: Creating patterns in chaos. New York: M&T Books, 1993.

Taylor R.P. Reduction of physiological stress using fractal art and architecture. Leonardo, 2006, 39(3), 245–251. doi:10.1162/leon.2006.39.3.245

Taylor R., Newell B., Spehar B., Clifford C. Fractals: A resonance between art and nature? Symmetry: Art and Science, 2001, Vol. 1, 194–197.

Taylor R.P., Spehar B., Van Donkelaar P., Hagerhall C.M. Perceptual and physiological responses to Jackson Pollock’s fractals. Frontiers in Human Neuroscience, 2011, 5, Article 60. doi:10.3389/fnhum.2011.00060.

Taylor R.P., Sprott J.C. Biophilic fractals and the visual journey of organic screen-savers. Nonlinear Dynamics, Psychology, and Life Sciences, 2008, 12(1), 117–129.

Voyatzaki M. (Ed.). Architectural education and the reality of the ideal: Environmental design for innovation in the post-crisis world. Thessaloniki: Charis, 2013.

Zakharova M.P., Kolyasnikov V.A. Application of the principles of genetics fractal in urban planning. Akademicheskii vestnik Uralniiproekt RAASN, 2012, No. 1, 7–11.

Число просмотров

Просмотров: 470

Опубликован

30.04.2016

Как цитировать

Пьянкова, С. (2016). Фрактально-аналитические исследования в психологии: особенности восприятия самоподобных объектов. Психологические исследования, 9(46). https://doi.org/10.54359/ps.v9i46.484

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)