Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

2017 Том 10 No. 53

Гребенникова О.В., Хузеева Г.Р., Кончаловская М.М., Аянян А.Н. Социальные представления и ценностные ориентации в картине мира современных подростков: мозаика противоречий

ГРЕБЕННИКОВА О.В., ХУЗЕЕВА Г.Р., КОНЧАЛОВСКАЯ М.М., АЯНЯН А.Н. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В КАРТИНЕ МИРА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: МОЗАИКА ПРОТИВОРЕЧИЙ
English version: Grebennikova O.V., Huzeeva G.R., Konchalovskaya M.M., Ayanyan A.N. Social representations and value orientations in the world view of modern teenagers: a mosaic of contradictions

Психологический институт РАО, Москва, Россия

Сведения об авторах
Литература
Ссылка для цитирования


Рассматривается картина мира современных подростков в нестабильной социальной ситуации, через актуализацию социальных представлений и ценностных ориентаций. Социальные представления могут выступать в качестве когнитивного компонента картины мира, которые рождаются в обыденном повседневном мышлении с целью помочь человеку осмыслить и проинтерпретировать окружающую социальную реальность. Ценностные ориентации и эмоции составляют аффективный компонент картины мира и проявляются в межличностных взаимоотношениях. В современном мире одной из важнейших ценностей становится успех, а представление об успехе отражает место подростка среди других людей, оценку своих действий, поведения и взаимоотношений с другими людьми. Представлены результаты исследования места и характера социальных представлений в картине мира старших подростков в ситуации транзитивности современного общества. Полученные материалы доказывают, что социальные представления об окружающем в картине мира современной молодежи крайне не структурированы и противоречивы, имеют невысокую степень их связанности в разных сферах действительности между собой, что существенно осложняет конструирование картины мира. Эмоциональные переживания подростков и молодежи более гармоничны. Они показывают не только наиболее аффективно заряженные образы в картине мира, но и противоречия между отношением к себе в мире и отношением к миру. Выявлена высокая степень значимости ценностей самостоятельности и достижения для всех подростков, что свидетельствует о высокой мотивации к автономии и личному признанию. Профессиональная направленность и пространственные характеристики проживания не только отражаются в содержании картины мира подростков, но и в некоторой степени определяют направление ее развития. Обнаружено отсутствие гармоничной взаимосвязи между представлениями о себе и представлениями о мире в целом, что затрудняет формирование персонифицированной картины мира.

Ключевые слова: картина мира, социальные эмоции и представления старших подростков, ценностные ориентации, представления об успехе, отношение к старости, образ пожилых

Ценностные ориентации и социальные представления в картине мира

Картина мира как понятие сложное и системное имеет множество определений и контекстов использования в рамках психологии. «Картина социального мира» [Андреева, 2005] (понятие, используемое Г.М.Андреевой) строится на основе познания. Автор считает, что нестабильность социальной ситуации снижает у человека способность ощущать себя субъектом своих действий и поступков, что, в свою очередь, ведет к сверхупрощению в построении образ мира [Андреева, 2005, с. 270]. В периоды социальной изменчивости перед массовым сознанием встают общие психологические проблемы. Андреева отмечает данный феномен как «человеческое измерение» социальных трансформаций. Активное освоение той социальной реальности, в которой каждому человеку приходится обитать, и есть важнейшее условие для формирования наиболее адекватного образа социального мира.

Одной из характеристик образа социального мира в периоды нестабильности общества является противоречивый характер социальных представлений человека. Социальные представления могут выступать в качестве когнитивного компонента картины мира.

Социальные представления рождаются в обыденном повседневном мышлении с целью помочь человеку осмыслить и проинтерпретировать окружающую социальную реальность. Основные компоненты структуры социальных представлений – это информация, поле представления и установка, а механизмами формирования и закрепления социальных представлений выступают категоризация и наименование, язык и память [Леонов, 2009]. Современный период развития концепции социальных представлений, представителем которого являетсяJ.С.Abric, представляет двухслойную структуру социальных представлений, состоящей из ядра и периферии. Центральное ядро образовано одним или несколькими элементами и является достаточно стабильным, а периферийные элементы обладают большей гибкостью для изменений и меньшей значимостью для стабильности социальных представлений, обеспечивая их запуск [Донцов, Емельянова, 1987]. Характерной особенностью социальных представлений выступает относительная динамичность [Емельянова, 2001].

Аффективный компонент картины мира может актуализироваться через ценностные ориентации и эмоции, которые возникают и проявляются в системе межличностных взаимоотношений. В современном мире одной из важнейших ценностей становится успех, а потому, помимо основных ценностей, для понимания специфики современной картины мира молодежи важно представлять ее отношение к успеху.

Представление об успехе – одно из важных социальных представлений, центральный момент в субъективной картине мира подростка, отражающий его место среди других людей, оценку своих действий, поведения и взаимоотношений с другими людьми, а также своего положения и будущих достижений в мире.

Существует ряд фундаментальных работ по проблеме успешности и социального успеха в психологии и смежных науках [Андреева, 2005; Гуревич, 2005; Донцов, Емельянова, 1987; Хайдеггер, 1993]. В одних работах успех представлен как сложный, многосторонний объект исследования, характеризующийся внутренним единством и противоречивостью. В других работах успех выступает регулятором деятельности. В третьих работах рассматривается социальный успех в профессиональной или другой наиболее значимой для человека деятельности, которая связывает человека с социумом. С нашей точки зрения, наиболее ярко отражают специфику картины мира современной молодежи их представления о ценностях, семейных установках и представления о старости. Не меньшее значение для понимания содержания картины мира имеют и переживаемые ими эмоции, эталоны, вызывающие наиболее позитивные и негативные переживания. Исследование именно этих аспектов картины мира и стало целью нашего исследования.

Методы

Выборка

В исследовании приняли участие 70 подростков в возрасте15–16 лет, обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. Общее число респондентов составило N = 159 человек в возрасте от 13 до 17,5 лет, из них 77 мальчиков и 82 девочки. Респонденты были разделены на 4 группы – две группы подростков, проживающих в Москве, и две группы подростков, проживающих в Краснодарском крае. В исследовании участвовали 70 человек в возрасте от 16 до 20 лет. Это студенты 3-го курса кафедры информационно-измерительной техники МЭИ, учащиеся музыкального колледжа им. Гнесиных, подростки из общества «Скауты Ломоносовского района города Москвы», студенты 2-го курса факультета теории и методики преподавания иностранных языков и культур МПГУ и воспитанницы из пансиона Министерства обороны РФ (образовательной организации закрытого типа – интерната). В исследовании приняли участие 80 студентов 17–21 года, факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, из них 77 девушек и 3 юношей.

Методики

Для изучения социальных представлений старших подростков использовался Опросник социальных представлений (автор Т.Д.Марцинковская), беседа на тему: «Что вызывает у тебя тревогу?» [Марцинковская, 2015]. Для сравнительного исследования ценностных ориентаций подростков Москвы и Краснодарского края был использован опросник ценностей Ш.Шварца. Для изучения представлений подростков и молодежи об успешности использовалась методика «Успешный человек» [Марцинковская, 2015]. Для сравнения особенностей образа своей старости и образа пожилых людей использовались две методики: методика «Я и моя старость», в которой предлагалось описать образ своей старости, и методика «Образ разных поколений», где респондентам предлагалось дать по десять определений людям разных поколений.

Результаты

Исследование социальных представлений и эмоций старших подростков

Основная часть подростков отмечает, что семья является главным институтом социализации и для развития психики ведущим фактором является среда, а не наследственность. При этом большинство подростков считают, что взрослого человека невозможно перевоспитать.



Рис. 1. Представления о роли среды и наследственности.


Такими же противоречивыми являются представления о факторах, оказывающих влияние на формирование личности:

– характер – 15% подростков;
– социальные изменения – 25% опрошенных;
– СМИ, реклама – 15% подростков;
– родители – 10% подростков;
– общение с друзьями и близкими – 10% подростков;
– нет ответа – 25% подростков.

Если социальные представления достаточно хаотичны и противоречивы, то социальные эмоции отражают цельность и распространенность основных негативных переживаний.



Рис. 2. Ситуации, вызывающие тревогу у старших подростков.


Результаты беседы со старшими подростками показали, что особую тревогу вызывает угроза терроризма и проблемы со сверстниками, наименьшее напряжение подростки 15–16 лет испытывают в ситуациях родительского контроля и проблем с учебной деятельностью. По полученным данным, современных российских подростков пугает и настораживает ситуация выбора, где необходимо проявить самостоятельность и ответственность за принятое решение.

Ценностные ориентации подростков Москвы и Краснодарского края

Анализ результатов исследования в 1-й группе подростков из Москвы показал, что наиболее значимой ценностью для подростков от 13 до 15 лет как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов являются самостоятельность. На наш взгляд, выбор данной ценности вполне соответствует решению возрастных задач респондентов и свидетельствует о потребности в автономии и независимости. Что касается второй по популярности ценности на обоих уровнях, то это оказалось достижение, что несколько противоречит ценности самостоятельности и подразумевает получение социального одобрения и признания со стороны окружающих. Однако нам кажется, что некая амбивалентность значимых ценностей вполне укладывается в концепцию возрастных кризисов и изменений, происходящих во внутренней жизни подростков. Третьей по значимости ценностью на уровне нормативных идеалов оказалась власть. Вероятно, это свидетельствует о том, что подростки «считывают» ценности, транслируемые в СМИ о важности обладать властью, обличенной в различные формы. На уровне индивидуальных приоритетов третьей ценностью оказался гедонизм. На наш взгляд, эта потребность актуализирована у подростков не только в силу внутренних побуждений, но и отчасти за счет господствующих представлений о том, что от жизни нужно получить максимум удовольствия. Что касается наименее значимых ценностей, примечателен тот факт, что выбор подростков совпал по трем последним категориям как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов. В наименьшей степени подростки ориентированы на ценности доброты, традиций и конформности.

Мы можем сделать заключение, что на уровне нормативных идеалов подростки в современном мире считают важным стремление к независимости, достижению и потребность во власти. На уровне индивидуальных приоритетов подростки так же высоко ценят самостоятельность, признание и при этом стремятся получать удовольствие. Непопулярными мотивационными типами оказались доброта, традиция и конформизм. Таким образом, вырисовывается «портрет» нацеленного на независимость, амбициозного, властолюбивого гедониста, не интересующегося традициями и мнением окружающих.

Во второй группе московских подростков в возрасте от 15 до 17,5 лет на уровне нормативных идеалов на первом, втором и третьем месте оказались самостоятельность, достижение и власть. На уровне индивидуальных приоритетов респонденты, в качестве значимых, по убыванию назвали достижение, самостоятельность и гедонизм. Эти выборы в значительной степени совпадают с выборами младших подростков. На основании этих данных можно сделать вывод о том, что подростки стремятся сепарироваться от взрослых, при этом нуждаются в признании со стороны сверстников.

Что касается результатов, полученных в группах респондентов, проживающих в Краснодарском крае, то они очевидно отличаются от данных московских выборок.

В первой группе подростков из Краснодарского края наиболее популярными ценностями на уровне нормативных идеалов оказались универсализм, доброта и достижения. Таким образом, мы можем предположить, что вне мегаполиса подростки рассматривают в качестве приоритетных ценности поддержку, терпимость и благосклонность к окружающим, при этом они ориентированы на социальное одобрение. Что касается уровня индивидуальных приоритетов, то первые два ранга, так же, как и в первой группе подростков из Москвы, приходятся на ценности самостоятельности и достижения, на третьем месте оказалась доброта. Низкая значимость ценностей на уровне нормативных идеалов принадлежит безопасности, гедонизму и конформности. Непопулярными на уровне индивидуальных приоритетов оказались стимуляция, конформность и безопасность. Типичный представитель данной группы принимает сложившийся порядок вещей, обеспокоен своей безопасностью, но при этом стремится к новизне и глубоким переживаниям.

Во второй группе подростков из Краснодарского края значимыми ценностями на уровне нормативных идеалов оказались самостоятельность, достижение и универсализм. На уровне индивидуальных приоритетов значимыми ценностями подростки назвали достижение, самостоятельность и власть. Непопулярные мотивационные типы на уровне нормативных идеалов – безопасности, гедонизма и конформности. На уровне индивидуальных приоритетов – конформность, доброта и традиция. Таким образом, подростки данной группы открыты к изменениям и стремятся самоутвердиться.

В выборке старших подростков из Краснодарского края обращает на себя внимание то, что по мере взросления вырисовывается тенденция к обесцениванию на уровне индивидуальных приоритетов такой ценности, как доброта. Также можно отметить, что у подростков из Краснодарского края существует большее расхождение между значимыми ценностями на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов, чем у подростков из Москвы. Вероятно, это обусловлено в большей степени формальным сохранением, поддержкой и трансляцией традиционных ценностей в Краснодарском крае, нежели в Москве, где происходит более свободное конструирование ценностных ориентаций подростков.



Рис. 3. Уровень нормативных идеалов подростков.



Рис. 4. Уровень индивидуальных приоритетов подростков.


В целом можно отметить, что у подростков из Краснодарского края существует большее расхождение между значимыми ценностями на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов, чем у подростков из Москвы. Вероятно, это обусловлено в большей степени формальным сохранением, поддержкой и трансляцией традиционных ценностей в Краснодарском крае, нежели в Москве, где происходит более свободное конструирование ценностных ориентаций подростков. Высокая степень значимости ценностей самостоятельности и достижения для всех подростков свидетельствует о высокой мотивации к автономии и личному признанию. Полученные результаты показывают тенденцию возрастающей роли индивидуализации в противовес интересам окружения.

Исследование представления об успехе у подростков из разных профессиональных групп

Анализируя полученные ответы, мы распределили их по нескольким категориям: положительные и отрицательные личностные характеристики, деловая, профессиональная и коммуникативная направленность.

Полученные результаты показали, что для музыкантов преимущественным в описании образа успешного человека оказался волевой аспект, что соответствует важнейшим профессиональным требованиям, так как для успеха в музыке действительно важно репетировать каждый день. В целом для описания успешного человека они использовали как положительные, так и отрицательные характеристики.

Скауты выбрали в качестве главного в образе успешного человека коммуникативные характеристики. Возможно, это связано с тем, что их учат жить в походных условиях, оказывать первую медицинскую помощь, готовить пищу для большого количества людей, организовывать массовые детские и юношеские мероприятия. В своем описании успешного человека они использовали только положительные характеристики.

Для педагогов-лингвистов и девочек из пансиона Министерства обороны РФ в качестве основного параметра оценки успешного человека были выбраны личностные характеристики, однако они наделены у них совершенно разным смыслом. Так, для будущих педагогов-лингвистов важны такие личностные качества, как «стрессоустойчивость», «терпение», «уверенность в себе», «пунктуальность», «ответственность», «умение руководить». Воспитанницы из пансиона при Министерстве обороны Российской Федерации выбрали совсем другие личностные качества, такие как «строгость», «точность», «расчетливость», «усидчивость», «равенство», «аккуратность» и «серьезность».

Студенты МЭИ выбрали в качестве основных качеств в описании успешного человека личностные характеристики, выделив преимущественно интеллект. По-видимому, это во многом объясняется высокими требованиями к их будущей профессии и содержанием изучаемых предметов.

Полученные результаты показывают, что в том случае, когда профессиональная деятельность оказывается значимой, она откладывает отпечаток на картину мира. Так, у музыкантов и студентов МЭИ и МПГУ представления об успешности были более четкими и сформированными по сравнению со скаутами и воспитанницами пансиона. Важным показателем более осознанной и широкой картины мира может рассматриваться и многогранность образа успешного человека, что, возможно, также связано со значимостью профессиональной деятельности. Воспитанницы пансиона и скауты использовали лишь положительные характеристики в образе успешного человека, тогда как лингвисты, музыканты и студенты МЭИ – и положительные, и отрицательные качества.

Исследование представлений о старости и отношения к старости

Противоречивость общих социальных представлений дало основания предположить, что малая структурированность представлений характерна для картины мира современных подростков во всех, в том числе и частных, представлениях об окружающем.

Поэтому целью следующего исследования стало выявление особенностей обобщенного образа старости и представления молодых о собственной старости.

Анализ полученных результатов обнаружил противоречие между образом своей старости и образом современных пожилых людей.

Таблица 1
Характер отношения к своей старости и к пожилым людям

Виды отношения к своей
старости и пожилым людям
Образ своей старости Образ пожилого человека
Положительное отношение 96% 65%
Амбивалентное отношение 4% 35%



Как видно из табл. 1, у молодых людей преобладает положительное отношение к своей старости (96% характеристик имеет положительный характер), тогда как к пожилым людям отмечается более амбивалентно-противоречивое отношение (65% положительных характеристик и 35% амбивалентных и отрицательных).

Отличия отмечаются и в содержании образа своей старости и образа пожилого человека.



Рис. 5. Выраженность характеристик образа своей старости через описание взаимодействия с ближайшим окружением (материальным и социальным).
Примечания. 1– семья; 2 – внуки; 3 – дети; 4 – супруг; любимый человек; 5 – широкий круг общения; 6 – материальный достаток; 7 – близость к природе;8 – значимость домашних животных; 9 – возможность путешествовать; 10 – забота со стороны близких; 11 – уважение со стороны близких людей, значимость для других; 12 – желание быть полезным, нужным, стремление помогать.

Как видно из рис. 5, преобладающими категориями образа своей старости является наличие любящих внуков (65%), детей (37%), супруга (33%), семьи (32%), а также близость к природе (37%), материальный достаток (37%) и желание быть нужным, помогать (40%), то есть быть значимым для более младшего поколения и иметь определенный социально значимый статус в структуре межличностных отношений.



Рис. 6. Выраженность характеристик внутреннего мира и активности человека в описании своей старости.
Примечания. 1 – чувство удовлетворения прожитой жизнью; 2 чувство комфорта, счастья; 3 – стремление быть современным; 4 – деятельность, хобби; 5 – стремление к саморазвитию, духовному развитию; 6 – автономность, независимость; 7– ответственность; 8 – изменения внешности.

Как видно из рис. 6, в образе старости у современной молодежи выделяется необходимость чувства удовлетворенности, комфорта, счастья в старости (46%), роль активности и деятельности (42%), чувство удовлетворенности прожитой жизнью (23%), а также стремление быть современным (14%).

Таблица 2
Анализ положительных характеристик в образе пожилых людей

Характеристики пожилых людей %
Мудрость 74%
Доброта, теплота, надежность 41%
Помогающие, заботливые 27%
Умные, интеллектуальные 22%
Трудолюбивые, умелые 17%
Сильные духом, терпеливые 13%
Уважаемые, влиятельные 10%
Спокойные 10%
Ответственные 6%
У них есть внуки 6%



Как видно из табл. 2, образ пожилого человека характеризуется, прежде всего, такими качествами, как мудрость (данное качество выделили 74% респондентов), положительные эмоциональные качества (41%), а также интеллект, трудолюбие и заботливость. Также в описании пожилых людей встречаются такие положительные характеристики, как «хотят учиться новому» (3%), «бескорыстные», «ценят жизнь», «религиозные», «экономные», «уникальные», «сентиментальные» и др.

Таблица 3
Анализ амбивалентных и отрицательных характеристик при описании пожилых людей

Характеристики пожилых людей %
Медлительные, ригидные, тяжелые на подъем 28%
Плохое здоровье, плохая память, дряхлость 32%
Ворчливые, недовольные жизнью, грубые, вредные 20%
Беспокойные 10%
Живущие прошлым 7%
Одинокие 6%



Как видно из табл. 3, трудности и отрицательные стороны старения определяются через категории темпа жизнедеятельности (медлительность 28%), плохое здоровье (32%), сложный характер (20%).

Образ своей старости определяется через категорию семьи, близости к природе, материальный достаток, собственную активность и чувство комфорта, тогда как образ пожилых чаще характеризуется через категории мудрости, трудолюбия, плохого здоровья, трудностей характера, ригидности и медлительности.

Общей категорией является желание быть полезным, нужным, стремление помогать, то есть стремление занимать социально значимое положение в обществе. В описании своей старости данная категория представлена у 40% респондентов, в описании образа пожилых отмечается у 27% выборки.

Таким образом, образ своей старости и образ пожилых людей отличается как эмоциональным отношением, так и содержанием данного образа. Можно предположить, что столь существенные различия обусловлены тем, что образ своей старости рассматривается как часть собственной жизни и связан с временной перспективой, а образ пожилых людей можно рассматривать как особенности социальных представлений. Полученные результаты обнаруживают также противоречие между образом своей старости (ожиданием включенности и значимости в структуре межпоколенных взаимоотношений) и местом пожилых людей в системе реальных социальных отношений у молодежи.

Заключение

Полученные материалы доказывают, что социальные представления об окружающем в картине мира современной молодежи крайне не структурированы и противоречивы. Можно предположить, что ситуация транзитивности сказывается именно на изменчивости сознательных аспектов картины мира, при этом социальные представления имеют невысокую степень их связанности в разных сферах действительности между собой, что существенно осложняет конструирование их картины мира.

Эмоциональные переживания подростков и молодежи более гармоничны. В то же время они показывают не только наиболее аффективно заряженные образы в картине мира, но и противоречия между отношением к себе в мире и отношением к миру. Наиболее выпукло это видно в представлениях и отношении к старости и в неумении и боязни принимать решения в ситуации выбора или конфликта.

Полученные эмпирические материалы также показали, что и профессиональная направленность, и пространственные характеристики проживания не только отражаются в содержании картины мира подростков, но и в некоторой степени определяют направление ее развития.

Таким образом, можно говорить о том, что сложности, переживаемые подростками в процессе социализации в транзитивном обществе, сказываются на фрагментарности и отсутствии целостности в их картине мира. Отсутствие гармоничной взаимосвязи между представлениями о себе и представлениями о мире затрудняет формирование персонифицированной картины мира.


Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 17-06-00077 «Проблема лингвистической идентичности в мультикультурном пространстве».


Литература

Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005.

Гуревич А.Я. История в человеческом измерении (размышления медиевиста). Новое литературное обозрение, 2005, No. 75, 38–63.
http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/gu4.html

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Моск. гос. университет, 1987.

Емельянова Т.П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия. Психологический журнал, 2001, 22(6), 39–47.

Леонов Н.И. (Ред.). Зарубежная социальная психология. М.: Флинта, 2009.

Марцинковская Т.Д. (Ред.). Идентичность и социализация в современном мире. М.: МПГУ, 2015.

Хайдеггер М. [Heidegger M.] Время картины мира. В кн.: Время и бытие. М.: Республика, 1993. http://abolla.narod.ru/vkm.

Поступила в редакцию 16 февраля 2017 г. Дата публикации: 27 июня 2017 г.

Сведения об авторах

Гребенникова Ольга Владимировна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Хузеева Гузелия Рифкатовна. Кандидат психологических наук, доцент, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кончаловская Маргарита Михайловна. Кандидат психологических наук, научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аянян Анна Николаевна
. Младший научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Гребенникова О.В., Хузеева Г.Р., Кончаловская М.М., Аянян А.Н. Социальные представления и ценностные ориентации в картине мира современных подростков: мозаика противоречий. Психологические исследования, 2017, 10(53), 5. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Гребенникова О.В., Хузеева Г.Р., Кончаловская М.М., Аянян А.Н. Социальные представления и ценностные ориентации в картине мира современных подростков: мозаика противоречий // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 53. С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n53/1428-grebennikova53.html

К началу страницы >>